Уже в первые минуты знакомства с бетой сетевого экшена Crossout напрашивается сравнение с World of Tanks: две команды по восемь человек, небольшая карта, для победы на которой надо захватить базу или уничтожить всех врагов. Но при этом бои куда динамичнее — машины носятся с огромной скоростью, да и гибнут порой от нескольких пулеметных очередей. И в первых боях все непонятно с распределением ролей в команде: если в World of Tanks ты достаточно быстро учишься понимать разницу между танком и самоходной артустановкой, то в Crossout кажется, что абсолютно все машины расстреливают и таранят друг друга с задором, но совершенно без тактики.
Машины в Crossout создаются в специальном редакторе. Строить приходится практически с нуля — собираем раму, присоединяем к ней колеса (можно и гусеницы), ставим кабину, двигатель, несколько вспомогательных модулей, закрываем все это корпусом, на который устанавливаем оружие — начиная с пушек и пулеметов и заканчивая разнообразными вариантами шипов, бензопил и таранов для ближнего боя.
Поначалу доступных вариантов не очень много, но собрав приличный набор запчастей в редакторе можно застрять на несколько часов. Кажется, что построить можно все что угодно: быстрый багги с парой дробовиков для ближнего боя, неповоротливый грузовик с дальнобойной пушкой, хорошо защищенный гусеничный танк, или совсем уж экзотическую машину, вооруженную лишь одним пулеметом и специальными креплениями со взрывчаткой на носу, которые при удачном таране уничтожают противника почти наверняка. Со специализацией техники все становится понятно через несколько уровней, когда набираешь достаточное количество запчастей — например, появляются машины с дальнобойными пушками, аналогичные ПТ-САУ времен Второй мировой. Кстати, важный навык для любого игрока — научиться по внешнему виду машины противника за секунды определять, на что она способна.
В процессе постройки надо следить за несколькими параметрами. Модули расходуют электроэнергию, а абсолютно все детали увеличивают массу — поэтому приходится балансировать между приемлемой скоростью и желанием оснастить свой экипаж всем и сразу. Даже небольшая перестановка колес может поменять маневренность, а опытные конструкторы помнят, что в Crossout очень продвинутая система повреждений, и пытаются запрятать самые важные модули поглубже в кузов. Познакомиться с творчеством других игроков можно на специальной выставке. Там можно увидеть что угодно, от вооруженных версий КАМАЗа и Газели-маршрутки и до совершенно безумных конструкций вроде гигантского шредера на колесах (который, кстати, неплохо измельчает противников).
Способов получить новые детали множество: участие в боях, рост в уровне, набор репутации с одной из нескольких фракций и даже торговля с другими игроками на рынке. Ценность комплектующих, как и в классических ММО, определяется цветом — и если в стандартных «серых» запчастях недостатка нет, то раздобыть «синюю» вещь считается большой удачей. Кстати, такой подход повышает интересность прокачки — я порой засиживался до ночи, чтобы открыть очередной уровень с новым комплектом деталей, а затем проводил еще полночи в редакторе, пробуя собрать из обновок какую-нибудь необычную машину.
Если во время нашего первого знакомства с игрой у разработчиков был готов только PvP-режим, то к бете добавили и полноценное PvE для команды из четырех человек. Первые задания не впечатляют: это защита отмеченных на карте точек, или сбор ресурсов, которые охраняются врагами. Куда интереснее выглядит «Вторжение» — это та же оборона точек, но к обычным врагам добавляются левиафаны, утыканные пушками монстры размером в пять—шесть раз больше машины игрока. Интересно, что левиафанов также конструируют игроки: это, по сути, совершенно отдельное развлечение — проектировать собственную боевую машину, получать награды за ее победы, думать, как сделать творение еще более разрушительным.
После успеха World of Tanks появилось множество проектов, авторы которых решили адаптировать удачный геймплей под новые виды техники — начиная с самолетов (War Thunder) и кораблей (World of Warships) и заканчивая звездолетами (Star Conflict). У Crossout есть все шансы стать удачным пополнением этого списка: бои в ней очень увлекательны и динамичны, а навороченный конструктор техники способен затянуть даже больше, чем сами поединки.