Впечатления от Assassin’s Creed Odyssey

Поиграв восемь часов в Assassin’s Creed Odyssey — с самого начала и до первого серьезного сюжетного выбора, — я обчистил затонувший храм под носом у акулы, утопил три триремы тараном, соблазнил сильную греческую женщину, помог спартанцам разгромить афинян и засунул глаз бандита в задницу козе. Из настоящего братства ассасинов меня бы давно изгнали, но Assassin’s Creed Odyssey с Assassin’s Creed теперь связывают только две вещи: анимус — устройство для погружения в генетическую память предков — и артефакты первой цивилизации. Фирменный капюшон, скрытые клинки? Еще не изобрели.

Уже Assassin’s Creed Origins была похожа на ролевую игру, хотя квесты и уровни в ней скорее требовались для структурирования путешествия по открытому миру — чтобы игрок постоянно был чем-то занят и следовал по маршруту, задуманному сценаристами. Сунетесь в зону, где враги опережают вас на несколько уровней, — гарантированно погибнете. Assassin’s Creed Odyssey сохранила этот подход, но стала еще ближе к полноценным RPG, вроде Dragon Age и The Witcher. В бою герой использует способности с кулдауном, вроде «лечение» или «оглушающий удар по площади», — их надо открывать в дереве прокачки и подвешивать на горячие кнопки. Ваш персонаж — в любом случае циничный наемник, но ответами в диалогах можно чуть подправить его роль: например, «возомнивший себя богом» или «меркантильная стерва». Есть и ответы «с сердечками» — они рано или поздно приведут NPC в вашу постель.

Главное ролевое нововведение Assassin’s Creed Odyssey — вариативность при выполнении квестов. Когда вам поручают вытрясти деньги из должника, можно просто уговорить его расстаться с кошельком, а можно убить или обокрасть бедолагу. Ваш выбор в заданиях — даже опциональных — может повлиять на будущее. Спасенный NPC будет упомянут в сюжетной сцене, а наемник, заказ на которого вы попросту проигнорировали, вдруг появится в разгар битвы и нарушит все планы. А еще игра по умолчанию рекомендует отключить лишние маркеры, чтобы вы взаправду расследовали происшествия и по текстовым подсказкам догадывались, где прячется лагерь бандитов, а не просто шли туда, куда указывает стрелка.

При этом Assassin’s Creed Odyssey — благодаря тому, что пришла к RPG из стана экшенов — не стала перенимать черты жанра, снижающие динамику и кинематографичность. В игре нет численных характеристик персонажа, а из врагов в бою не вываливаются цифры. Понравившийся редкий меч можно сколько угодно раз улучшать вместо того, чтобы выбрасывать с повышением уровня и искать новый. Весь лут можно продать кузнецу, не утруждая себя перебежками от магазина к магазину. Прокачка устроена очень просто: за каждый уровень вы получаете одно очко способностей. И если в середине игры вы вдруг понимаете, что запороли билд, ничего страшного: можно полностью сбросить его без штрафа и собрать заново.

Нет, разумеется, в игре и классов — можно экипировать любое оружие, подходящее вам по уровню. Каждое в бою показывает себя по-разному, и дело тут не только в количестве урона и скорости атаки. Например, даже легкий удар булавой сбивает щит, а с копьем проще всего скакать вокруг сильного противника, по чуть-чуть его обескровливая. Сравнение с Dark Souls — уже давно моветон, но Assassin’s Creed Odyssey — это тоже игра, где нужно четко заучивать паттерны врагов (даже рядовых) и тайминги атак, и нельзя без оглядки рубить всех налево и направо. Как и в Origins, здесь можно использовать окружение: например, разливать масло и поджигать его вместе с врагами. Но самый кайф — использовать механику «пинок Спарты»: подойти к кому-нибудь сзади и столкнуть с высокой скалы. Даже самый толстокожий враг разбивается насмерть. Напротив, битвы на кораблях, похожие на то, что было в Origins, ровно так же скучны. Но с этим ничего не поделать: реальные древние греки воевали на триремах точно так же уныло и однообразно. Пушек тогда еще не изобрели.

Еще на первых презентациях мне показалось странным, что Ubisoft не сосредотачивается на стелс-миссиях, которые можно пройти по-разному, — как, например, задание в соборе в Assassin’s Creed Unity, — а показывает разные типы сражений. После восьми часов стало окончательно ясно: это не Assassin’s Creed еще и в том смысле, что проходить всю игру осторожно и тщательно планировать убийства не выйдет. Как мне показалось, квесты раз за разом заставляют драться открыто, и даже чаще, чем в Origins. Однако Марк-Алексис Кот, продюсер Assassin’s Creed Odyssey, не согласился со мной: он считает, что делает «самую стелсовую Assassin’s Creed». Речь, однако, скорее не о стиле прохождения, а о ветке прокачки. Способности в Assassin’s Creed Odyssey распределены по трем архетипам — охотник, воин и ассасин — и комбинировать их можно как угодно. Некоторые способности охотника (например, увеличенная пауза в момент обнаружения врагом) нужны скорее для стелс-прохождения, оглушение (способность ассасина) очень полезно в открытом бою, а без лечения (способность воина) вы просто не сможете пройти битву армий. Ветка ассасинов действительно предлагает кучу классных приемов, но с ней одной далеко не уйти.

Попрощавшись с идеалами ассасинов, Assassin’s Creed Odyssey позаимствовала немало идей у других успешных современных игр, хотя и несколько упростила их. Соблазнение NPC работает примерно как в Dragon Age, но быстрее: два квеста — и девушка по имени Одесса готова целоваться и идти в койку с девушкой по имени Кассандра. Есть только один нюанс: сам момент секса не показан никак; герои просто заходят в дом и экран гаснет. Кот не стал ссылаться на возрастной рейтинг или предпочтения аудитории и просто объяснил мне, что «так захотела сделать команда», но в 2018 году это выглядит странно — кого можно отпугнуть голой грудью?

Куда более серьезное заимствование пришло из неожиданного источника: внутри Assassin’s Creed Odyssey спрятана вся Shadow of War целиком, и это не шутка. Помните, как в Origins за главным героем охотились филаки — очень сильные стражники, с которыми лучше было не связываться? В Assassin’s Creed Odyssey враги отправляют против вас наемников — персонажей с именем, уникальным набором сильных сторон и, конечно, очень длинной линейкой энергии. Все они — даже те, кто пока не получил заказ и относится к вам нейтрально — постоянно бродят по карте, их можно найти и убить и без квеста. Если, конечно, разница в уровне не слишком велика — в противном случае противник будет лечиться быстрее, чем вы его бьете. Победа поднимает вас в рейтинге самых крутых наемников Греции, но гораздо интереснее оглушать соперников (для этого в арсенале есть несколько несмертельных ударов) и включать в собственную команду. Качественные подчиненные дают пассивные бонусы в морских сражениях и — вау! — могут быть призваны на поле боя. Кстати, кроме наемников, можно рекрутировать и обычных солдат (как в Metal Gear Solid V, да) — достаточно оглушить их пинком под зад. Да и девушка Одесса, с которой я переспал, тоже вступила в мой отряд (без пинка — я просто попросил) — и это очень сильный боец. Так что не забывайте о сексе — он помогает проходить Assassin’s Creed Odyssey не только весело, но и быстро.

Другая важная и очень знакомая механика из Shadow of War — наступательные и оборонительные битвы за контроль над территориями. Можно помочь, например, спартанцам подготовиться к атаке: проникнуть в лагерь афинян, убить их лидера и ключевых офицеров, сжечь припасы, похитить походную кассу, а потом инициировать сражение и переломить его ход. А потом перейти на сторону афинян и сделать то же самое, но в обратную сторону. И так сколько угодно раз, с любой провинцией (с учетом, конечно, среднего уровня обитающих там персонажей). Это действительно классно, но если в Shadow of War масштабные битвы и рекрутирование орков было самым интересным, а сюжетные квесты — скучной жвачкой, то в Assassin’s Creed Odyssey все же хочется увидеть побольше историй, связанных с жизнью и обычаями Греции, а не с одной только Пелопоннесской войной. Если половина квестов окажется посвящена подготовке к битвам, я буду разочарован.

Увиденные мной истории о жизни и обычаях Греции — изобретательные и не без сложного морального выбора. Разработчик пока просит избегать спойлеров — а их в первые восемь часов немало — но могу сказать, что герой или героиня Assassin’s Creed Odyssey — грубоватый, побитый жизнью и в чем-то даже неприятный персонаж. Все встречные называют вас красивым греческим словом «мифиос», но если египетский «меджай» из Origins был эдаким аналогом шерифа, защитником справедливости, то «мифиос» — это просто наемник. Он может помогать мирным жителям, но не просто так, а ради денег, в обмен на услугу, по просьбе друга или со скуки. А еще он, услышав о том, что на остров приплыли какие-то чужеземцы, легко соглашается на квест «а давайте убьем и ограбим их». Поступки мифиоса чертовски похожи на поступки обыкновенного уличного бандита, и это не то чтобы плохо, но выглядит весьма специфично.

Можно даже сказать, что герои Assassin’s Creed Odyssey ведут себя как герои GTA, но в древнегреческом антураже. Вот мужик берет кредит у мафии, и его ставят на счетчик. А вот семейной паре надоел до чертиков их бизнес, и они мечтают о дауншифтинге. В Assassin’s Creed Odyssey везде стоят статуи богов, но — в отличие от той же Origins — кажется, что ни NPC, ни главный герой ни во что толком не верят, и легко соглашаются на издевательство над культом. Насколько важна авторам достоверность эпохи? Кот признает, что адаптация к современным геймерам неизбежна и говорит, что «не делает исторический роман». Он приводит в пример то, что настоящие древние греки, например, никогда не ходили на триреме по ночам, и под вечер всегда причаливали к острову, чтобы не потерять берег из виду. Но заставлять игроков поступать так же было бы странно, поэтому надо идти на компромиссы.

Наличие выбора между мужчиной и женщиной в главной роли — другой пример такой же адаптации. Авторы хотели рассказать конкретную историю о вполне определенном персонаже — поэтому в игре нельзя налепить себе какую угодно внешность и отыгрывать какую угодно роль — но так, чтобы и современные мужчины, и современные женщины чувствовали себя в Assassin’s Creed Odyssey одинаково комфортно. Сценаристы смогли очень изящно обыграть выбор пола в начале (как конкретно — спойлер), он не кажется искусственно навязанным, и оба варианта персонажа одинаково хорошо вписываются в историю. Да и уж где-где, а в Древней Греции пол двух влюбленных людей мало кого интересовал, а спартанских девочек воспитывали примерно так же, как и мальчиков.

Assassin’s Creed Odyssey — это действительно уже не исторический роман. Вместе с техническими ограничениями (помните эти невидимые анимус-стены, закрывающие целые куски города?) ушли и ограничения художественные. Ваш герой может убивать и грабить, и никто не скажет ему что-то вроде «настоящий Альтаир бы так не поступил», да и кредо ассасинов в эту эпоху просто не существует. Игра не тычет вам в лицо историческими справками о достопримечательностях, и несколько позже — не в первые восемь часов — столкнет с выдуманными чудовищами, объясняя их артефактами первой цивилизации — яблоком Эдема и далее по списку. Именно это фантастическое допущение, а также сюжетная линия в современном мире, по словам Кота, и делает игру настоящей Assassin’s Creed.

Можно с ним поспорить, можно согласиться, но лучше всего дождаться релиза и проверить, как вся эта махина — стелс, морские и наземные сражения, бои, квесты, сбор банды наемников — работает вместе. В отличие от большинства Assassin’s Creed, с которыми все было ясно сразу, здесь даже по первым восьми часам нельзя понять, насколько интересной или скучной окажется игра. И эта неопределенность уже сама по себе хороша.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр