Приезжаешь в Берлин посмотреть на стратегию о Второй мировой, а тебя везут на бывший завод и гонят по узкой лестнице в подвал — мол, там самое интересное. Листовка в пресс-ките — как бланк Гестапо, фонарик, выданный на входе, выхватывает в темноте переходов старое хирургическое кресло, а в зале журналистов уже поджидают люди в форме Вермахта. Шансы, что для еще большего погружения нас прикуют к компьютерам и будут выпытывать редакционные секреты, растут с каждой секундой, но нет — знакомство с Sudden Strike 4 проходит в мирной обстановке.
Как и предыдущие Sudden Strike, четвертая часть рассказывает о ключевых сражениях Второй мировой и предлагает принять в них участие от лица одной из доступных фракций. В отличие от большинства стратегий в реальном времени, тут нет места строительству баз и добыче ресурсов. Игроку дают набор юнитов и техники, ставят боевую задачу — например, отразить атаку врага или добраться до союзника, затем же нужно так распорядиться имеющимися силами, чтобы справиться с поручением. Новых солдат удастся получить только в том случае, если прибытие подкрепления предусмотрено по сценарию миссии. Чуть попроще обстоят дела с техникой — cкажем, пушки разрешают отбивать у противников.
Серия Sudden Strike выросла из серии стратегий «Противостояние» от российской студии «Наши игры». Затем те же разработчики основали новую компанию — Fireglow Games, и сделали Sudden Strike, которую издала немецкая CDV. Локализованную версию у нас издавали как «Противостояние 3». Но новую часть делают уже не отечественные геймдизайнеры, а венгры из Kite Games. Большинство из них до этого работало над Codename Panzers и Joint Task Force, а ряд сотрудников успели приобрести опыт в Crytek Budapest, поучаствовав в разработке выпусков Crysis и Ryse: Son of Rome.
В новой Sudden Strike будет только три фракции: Советский Союз, Германия и союзники — каждая со своей кампанией и своим театром военных действий. На презентации нам предложили поучаствовать в Арденнской операции (за союзников) и во взятии Сталинграда (за вермахт). Арденнская миссия — учебная: в ней объясняют азы управления бойцами, учат прятаться в домах и за укрытиями, показывают, что лучший союзник разведчика во время бегства от танка — лес. Действие происходит на открытой местности и руководить людьми и техникой довольно удобно. Другое дело — Сталинград. На тесных городских улицах быстро расставлять бойцов и вести их в атаку, переключаясь с одного типа солдат на другой, — испытание на зоркость и хорошее знание интерфейса.
Sudden Strike 4 не создает ощущения грандиозной войны — перед нами будни командира небольшого подразделения. Вот мои сорок солдат, среди которых затесались два медика и десять бойцов с противотанковым оружием — нужно оперативно сортировать их всех по окопам, сажать в грузовики, перемещать на новые позиции, да еще и двигать по полю танки — одним словом, быстро выполнять столько операций, что сначала кажется, будто преуспеть в этом может только восьмиглазый осьминог. Но нет, к управлению привыкаешь, и каждое сражение начинаешь рассматривать как головоломку: как продержаться до прибытия подмоги тут, как обойти противников с фланга здесь и когда просить союзников нанести по указанному квадрату удар с воздуха.
В стремлении поощрить игроков играть как можно хитрее разработчики пошли путем новой Hitman: за каждый ловкий маневр — от расстановки противотанковых мин до удара в тыл — дают медали и бонусные очки, а в конце миссии показывают весь список тактик, за которые можно получить вознаграждение. Если завершить миссию с наилучшим возможным результатом, откроются ее усложненные версии — скажем, у всех доступной на старте бронетехники будет только 20% горючего.
Победить можно и почти не хитря, как говорят разработчики. Они объясняют это тем, что не хотят никого наказывать за неумелость. Но за ловкую игру разрешат открывать дополнительные навыки, делающие повторное прохождение заданий интереснее.
Помимо одиночной компании предусмотрен мультиплеер — не асимметричный, как в первой версии «Блицкриг 3», а вполне классический. Принимать участие в битвах смогут до восьми игроков, а сами схватки будут воспроизводить как реальные, так и вымышленные бои.
В обещаниях Kite Games настораживает только то, что новинку хотят выпустить и на PC, и на консолях. Как играть без клавиатуры в стратегию, в которой микроменеджмент юнитов требуется постоянно, а бои идут в реальном времени — загадка. Но утешает то, что на PC-версии это никак не скажется: в ней упрощений нет — все именно так, как и должно быть в компьютерной стратегии. Релиз новинки запланировали на второй квартал 2017 года.
Sudden Strike 4 выбрала удачное время для возвращения: похожих на нее стратегий всегда было немного, а сейчас — всего ничего (так, «Блицкриг 3» до сих пор пребывает в Early Access). Весь вопрос в том, многие ли игроки сейчас готовы к такому типу развлечений — варгеймам на историческую тему с обезличенными юнитами, где каждое сражение может длиться очень долго.