Metro: Exodus — третья по счету игра по мотивам одноименной серии романов Дмитрия Глуховского про Россию после ядерной войны. Проект уже несколько лет создает вначале украинская, а потом мальтийская, но все равно одна и та же студия — 4A Games, ключевой состав которой когда-то работал над S.T.A.L.K.E.R.
В игровой индустрии именно эти люди как никто другой умеют передать дух «постапокалиптического ржавого совка», и в смачных и жестоких сценках показать жизнь в мире недалекого будущего, где после ядерной войны в тоннелях московского метро прячутся немногочисленные выжившие.
Exodus логически продолжает сюжет первой и второй «Метро». В качестве основы принято допущение, что в прошлой части для главного героя Артема все сложилось хорошо: он женится на своей боевой подруге Анне, угоняет сверхсекретный паровоз «Аврора» и вместе с группой наемников «Спарта» отправляется на нем на восток в поисках лучшей жизни.
На выставке Е3 2018 мы поиграли в Exodus всего один час, а это преступно мало для игры такого масштаба. Подробностей почти нет, даже про сюжет известны лишь отрывочные детали. «Спартанцы» убеждены, что война не закончилась ядерной бомбардировкой и где-то все еще продолжается. Из их разговоров становится понятно, что бронепоезд послан текущим правительством метрополитена во внешний мир для разведки, а всех встреченных по пути людей экипаж достает вопросами вроде «а вы тут не видели солдат НАТО?» (причем в рамках общей жуткой атмосферы игры над этими фразочками совсем не хочется шутить). Куда движется бронепоезд, понимаешь тоже весьма примерно — на карте, которую показывают на экране загрузки, явно видно, что начинается маршрут в Москве, а заканчивается где-то в неопределенной волжской степи в районе Саратова.
Игры серии «Метро» всегда отличал шикарнейший дизайн. Даже самые мелкие детали постапокалиптического мира прописаны с неправдоподобной тщательностью и старанием. Если вы иностранец, то наверняка порадуетесь всей этой постсоветской экзотике и загадочным надписям на русском. Ну а если вы родились в СССР, то со слезами на глазах узнаете до боли знакомую форму плафона потолочного светильника на станции метро, или тот самый, прошитый в ДНК оттенок красной краски, которым в столовых на больших алюминиевых кастрюлях всегда одинаковым почерком пишут такое родное слово «КОМПОТ».
Железнодорожную ветку, по которой экипаж «Авроры» мчит куда-то на восток, никто не использовал уже более 20 лет, поэтому маршрут бронепоезда растянется на целый год, а в пути будут как запланированные, так и аварийные остановки. Каждая из них — отдельный уровень, достаточно обширное пространство с очень искусной имитацией открытого мира.
Вдоволь наигравшись с эстетикой «русского Fallout», в третьей части Metro 4A Games пошли еще дальше и замахнулись на воссоздание художественного образа умирающей уже двести лет русской деревни, которую даже ядерным оружием бомбили, а она все никак.
В миссии, которую разработчики привезли на Е3, бронепоезд «Аврора» находится в пути уже несколько месяцев, как вдруг сходит с рельсов в районе безымянной деревушки где-то на Волге. Артем отправляется на разведку, в камышах стелется туман, идет редкий снег и только откуда-то с того берега доносится звон колокола с полузатонувшей колокольни… Ну а дальше начинается: тронутый на всю голову отец Силантий и Церковь Царя Водяного, орден электроборцев и девушка-фельдшер с Урала, которую сектанты держат взаперти в башне за то, что она пользовалась фонариком на батарейках.
Уровень шизы в равном сочетании с жутью нарастает в Exodus с каждой минутой. Не успели вы перестрелять три десятка сектантов и угнать лодку — вот уже по берегам бывшей Волги начинают шнырять какие-то подозрительные жабы-мутанты, каждая размером с козу, а еще через пару минут ваше утлое суденышко уже сминает пополам и жует речной постапокалиптический язь размером с акулу из фильма «Челюсти». Плюс, конечно, открытый мир, который работает просто отлично: здесь есть и сайд-квесты, и сбор ресурсов, и крафт, и даже свои рейды по подземельям. Но основная прелесть третьей части, как и первых двух — в отлично поставленных сюжетных заданиях и необычных игровых ситуациях.
С геймплеем все по-прежнему здорово. Предельно суровый интерфейс (даже компас вызывается отдельной кнопкой), «медленные» в хорошем смысле слова перестрелки, модификация оружия и сбор ресурсов для крафта, которые очень важны для выживания. Стелс для тех, кто не любит много стрелять и трястись над каждой гранатой. Он здесь, кстати, тоже олдскульный: никаких подсветок врагов, взглядов сквозь стену и указания маршрута патрулей стрелочками на земле. Только личное наблюдение за каждым часовым и тихое устранение врагов в укромных уголках.
Продолжение сильно отличается от первых двух частей, действие которых почти целиком проходило внутри московской подземки. Exodus — это скорости и просторы. Это что-то вроде роуд-муви, фантастического «истерна» (по аналогии с «вестерном»), в котором постапокалиптические ковбои с красными звездами на шапках и их отчаянные подруги с красными звездами на ремнях мчатся куда-то на восток сквозь вечную русскую зиму на поиски несуществующего русского счастья. Перед нами что-то вроде фильма «Безумный Макс», если бы его снимал Алексей Балабанов осенью и под Балашовом — и знаете, это здорово.