Вышедшая в 2009 году Halo Wars пусть и не стала стратегическим хитом, но и ругать ее было не за что. Отлично проработанный сюжет в знаменитой вселенной, простой, но очень динамичный геймплей, плюс удобное управление, что было особенно важно на Xbox 360 — все-таки редко кому удавалось сделать консольную стратегию, которая бы управлялась почти так же хорошо, как на PC.
С Halo Wars 2 поначалу тоже все было здорово. Разработку передали Creative Assembly, а сюжет пообещали больше увязать с основной серией — если события оригинальной стратегии разворачивались за двадцать лет до начала «главной» истории, то продолжение станет своеобразным «мостиком» между Halo 5 и предстоящей шестой частью. Помимо сюжета, разработчики делают большую ставку на мультиплеер — запланировано сразу пять режимов, четыре из которых будут командными. Увы, как показала недавняя бета, именно с мультиплеером у игры пока есть большие проблемы.
Начинается все, впрочем, неплохо: как и в первой части, боевая модель Halo Wars 2 основана на принципе «камень, ножницы, бумага»: пехота бьет авиацию, авиация бьет технику, а техника отыгрывается на пехотинцах. Исключение из правил составляют специальные юниты (но их немного), плюс командиры, каждому из которых можно прокачать разные способности — например, капитан Каттер может лечить раненых, а Атриокс, один из лидеров бывшего Ковенанта (сюжет начинается уже после распада Империи), поддерживает наступающих ударами с орбиты. В финальной версии будет шесть командиров, выбор которых повлияет на геймплей.
Источником войск в Halo Wars 2 является база — на ней сначала строятся здания по добыче ресурсов и производству войск, затем эти постройки можно модернизировать. Развиваться приходится в условиях жуткого дефицита — ресурсов мало, кроме того, количество «клеток» для строительства зданий тоже ограничено. Построить лишний добытчик ресурсов или дополнительные казармы? Вложиться в модернизацию зданий или побыстрее наклепать дешевых юнитов, чтобы отвоевать точку для размещения вспомогательной базы? Порой даже один неверный выбор всерьез отбрасывает назад в развитии.
Halo Wars 2 позволяет построить достаточно большую армию — в бета-версии был выставлен лимит на шестьдесят юнитов. Но грамотно управлять таким количеством солдат и техники на консоли уже малореально. Разработчики выжали из геймпада все возможное: есть быстрое перемещение камеры к нескольким точкам на карте, разные варианты выбора войск, да и строительство организовано предельно понятно. Однако грамотно командовать получается лишь небольшим отрядом солдат, да парой единиц техники — когда же численность подразделения приближается к верхней планке, то все обычно сводится к известной тактике «выделил рамкой и бросил на врага».
Хотя основная проблема Halo Wars 2 пока даже не в этом — мультиплеер игры практически не работает. В бета-версии показали два режима: в одном команды по два игрока наперегонки сражаются за ключевые точки, во втором — пытаются первыми уничтожить все базы врага. И вот тут вскрывается традиционная консольная проблема — отсутствие коммуникации между игроками. Голосовым чатом почти никто не пользовался, текстового нет, равно как нет и нормальной системы быстрых команд. О каких-то хитрых функциях, вроде передачи партнеру управления частью своих войск, и мечтать не приходится.
В итоге абсолютно все матчи, которые я провел в Halo Wars 2, оказались скомканными и нединамичными. Напарники действовали сами по себе, то же самое творилось и у противников — плюс игроки часто покидали матч до его завершения, что окончательно убивало интерес. В режиме контроля за точками игроки зачастую увлекались забегом между позициями, даже не вступая в бой друг с другом. Впрочем, когда бои все-таки случались, выглядело все предельно примитивным — побеждал или тот, у кого армия больше, или тот, к кому по чистой случайности все-таки пришел на помощь напарник. Побеждать за счет знания слабых сторон противника пока не получается — из-за не очень развитого консольного управления просто не успеваешь выдвинуть вперед наиболее «неудобных» для врага юнитов.
У Halo Wars 2 все-таки есть шансы реабилитироваться. Во-первых, еще не показывали кампанию — в оригинальной игре она отличалась хорошей постановкой. Кроме того, по аналогии с первой частью можно надеяться, что в большинстве миссий придется управлять небольшими подразделениями — именно так боевая модель Halo Wars 2 показывает себя лучше всего. Мультиплеер же, скорее всего, будет востребован в версии для PC (она выходит одновременно с консольной, 21 февраля 2017 года) — благодаря более удобному управлению и коммуникации между игроками, геймплей там может получиться куда веселее.