Final Fantasy XV — олицетворение вековой японской тоски по бескрайним американским просторам. В этом мы убедились, сыграв на московском пресс-показе в начальные главы знаменитого долгостроя от Square Enix. Главные герои садятся в машину, куда-то мчатся, а мимо пролетают автозаправки, бесконечные поля и придорожные рестораны — все равно, что на пути по трассе 66 из Чикаго в Лос-Анджелес. На обочине непривычно пусто: нет ни рекламных щитов, ни драных кусков покрышек. Дорожные указатели тоже не в моде, хотя, казалось бы, знакам в духе «Осторожно! Бешеные кактуары!» тут самое место. Но столкнувшись с кактуарами и ночными демонами, понимаешь: удивительна не девственная чистота дорог, а то, что асфальт еще никуда не делся.
Final Fantasy XV — рассказ о долгом автопробеге, причем, как и во всяком путешествии, в нем есть и светлая, и темная сторона. Светлая: радость от разглядывания достопримечательностей, ощущение свободы и ветра в лицо, дружеские пикировки по дороге. Темная — та, которой в играх обычно не бывает: тоска от пяти часов за рулем и страстное желание доехать хоть куда-нибудь, чтобы там поесть. Все это переживаешь в сконцентрированной форме, пока смотришь, как герои по три минуты едут до очередного сюжетного перевалочного пункта. По части бескрайних просторов Final Fantasy XV — как сестра-близнец Xenoblade Chronicles X, разлученная с ней в детстве. И тут, и там — необъятные пространства, размеры которых раздражают. Когда ходишь по ним пешком, с каждым пройденным километром все больше хочется передвигаться только на машине.
Под командованием игрока — золотая молодежь. Главный герой — принц маленькой, но гордой страны, которая все еще практикует магию в век техники и технологии, а сопровождают его трое соратников. Если отвлечься от титулов, средневековья в Final Fantasy XV — не сильно больше, чем в «Звездных войнах». Мечи, правда, тут обычные, а не световые, но подчиненным отца можно звонить по смартфону, а на привале — разглядывать кадры, отснятые командным фотографом. Как тот умудряется и камерой щелкать, и от врагов отстреливаться — загадка.
Разговоры в начальных главах по естественности дадут фору многим Final Fantasy. Англоязычная озвучка продублирована субтитрами на русском, и качество перевода — очень высокое. Фразы главного героя изредка разрешают выбирать, но напрямую на сюжет это не влияет. Как часто бывает в японских ролевых играх, события предопределены: героям не избежать ни первой поломки автомобиля, ни ключевых схваток.
По воле сюжета спутники постоянно подкалывают принца, но мало общаются друг с другом. Из-за этого они вначале кажутся довольно шаблонными: вот воин-силач, вот серьезный маг, вот гиперактивный подросток, похожий на мужскую версию Сельфи из Final Fantasy VIII — вплоть до готовности напевать веселые песни. Но постепенно к их портретам добавляются мелкие штрихи: случайный постер выдает в силаче знатока пивных забегаловок, а маг наотрез отказывается водить машину по ночам. Степень доверия в команде в полной мере раскрывается в боях: стоит кому-то оказаться на волосок от смерти, и подколки тут же сменяются обеспокоенными вскриками: «Нужно бы подлечить Игги!», «Гладио, держись!». В роли медсестры — главный герой: только он может распоряжаться запасом лекарств. Предел врачебных способностей соратников — вывести самого принца из паралича, вызванного упадком выносливости.
Сражения мало изменились со времен Episode Duscae — демоверсии Final Fantasy XV, которая вышла в марте 2015 года. Напрямую игрок управляет только принцем и бить врагов может, пока у героя не закончится запас выносливости. Все сражения идут в реальном времени прямо на карте мира, как в третьем «Ведьмаке». Побеждать предлагают с помощью стандартных уловок: заходить противникам за спину и использовать против них то оружие, которое им особенно неприятно. Плохо то, что делать это в Final Fantasy XV очень неудобно.
Когда монстр готов атаковать, когда ушел в глухую оборону — все эти действия плохо считываются по движениям модели на экране, в отличие, например, от Dark Souls. Постоянные сполохи спецэффектов и зрелищные атаки на полэкрана только усложняют задачу. Впрочем, недостатки боевой системы компенсируются отсутствием наказания. Принц регулярно пребывает в параличе из-за упавшей в ноль выносливости, изредка очухиваясь благодаря друзьям? Лекарств все равно столько, что удастся дотянуть до победного финала. Не атакуешь со спины, не знаешь, кто тут уязвим к копьям, а кто — к кинжалам? Опыта за бой начислят по минимуму, но для продвижения по сюжету и его хватит. Кто-то скажет, что этого достаточно — ведь Final Fantasy любят именно за истории и ярких персонажей. Но от японских ролевых игр ждешь умных боев, ведь по зрелищности экшены все равно их обгонят.
Хорошие диалоги, бестолковые драки и очень много скитаний по миру — так выглядит Final Fantasy XV в первом приближении. Разработчики сильно рискуют: одно дело — кататься по городским улицам, как в GTA, и совсем другое — по бескрайним магистралям между городами. С другой стороны, Final Fantasy XV отчаянно стремится не повторить ошибкиFinal Fantasy XIII, которая лишила игроков иллюзии свободы, и пока ей это удается. Хочется почувствовать себя героем американского кино в японской игре? Вперед, за руль королевского автомобиля.