Трудно рассказать что-то новое о Crusader Kings, даже если провел десяток-другой часов за ранней версией третьей части. Эта глобальная стратегия или, вернее, симулятор династии средневековых феодалов все так же реализует фантазии фаната истории, но всегда чуть смешнее, удивительнее, увлекательнее, чем ты изначально задумывал. Чтобы исчерпать идеи, наиграться в княжества и вилаяты, нужны не десятки, а сотни и не часов, а дней чистого времени.
Можно, например, добросовестно отыгрывать Рюрика и его потомков – объединить русичей, провозгласить себя князем Киевским, отбиться от печенегов и половцев, перейти в христианство, раздвинуть пределы государства далеко на Запад. А можно, напротив, крепко держаться викингских корней, приносить неугодных в жертву истинным богам, грабить богатых франков и зазнавшихся ромеев, забирать их женщин себе в гарем. Где-то путь к успеху расчистит нож в спину брату, где-то – дружина тяжелых копейщиков, а где-то – собственная дочь, отданная в жены озабоченному больному старику.
Все это, в принципе, было и в Crusader Kings 2 – если и не в «ванильной» базовой версии, то уж в DLC точно. Третья часть ничуть не отрицает и не пересматривает огромный багаж CK2, но лишь упорядочивает его и дает даже большую свободу действий. Например, в сиквеле можно не только переходить в любую из исторических религий и ересей, но и создавать собственные, с нуля. Скажем, объявить народу, что отныне три главные добродетели – это полигамия, разврат и чревоугодие, и кто кушает плохо или спит только с женой и по большим праздникам – по тому костер плачет. А дальше объявить крестовый поход и насильно обратить в новую религию арабских шейхов в Иерусалиме и Мекке с Мединой.
Другой апгрейд механик Crusader Kings – детальная система прокачки правителя. Можно, например, выращивать дипломата или умелого управленца, а можно – монарха-воина, который скачет на белом коне в первых рядах собственной армии, лично управляет марш-бросками и осадами, внушает ужас врагам и уважение подданным. Некоторые перки имеют неожиданные последствия – в бравого рыцаря, например, слишком часто влюбляются женщины, а за интрижку может прилететь снежный ком последствий. Любые два персонажа в игре как-то друг к другу относятся, могут знать секреты друг друга, и лучше не спать с подругой, например, вашего мастера над шпионами. В Crusader Kings 3 к тому же возросла ценность персонажей, отирающихся при вашем дворе. Их меньше, а за талантливых надо еще побороться, поэтому лучше не злить даже безродного простолюдина с хорошими характеристиками.
Рассказывать о Crusader Kings можно бесконечно. Например, поговорить о постройках и уровне технологий провинций, об особенностях налогообложения монастырей, об арестах и выкупах вассалов, о системах престолонаследия и том, почему сложнейшая российская лествица не вписалась даже в CK3. Увы, в механиках легко запутаться, и иногда игра чертовски похожа на возню с фильтрами в Excel-таблицах, хотя в третьей части все же проделана гигантская работа над интерфейсом. Самая интересная информация (повод легально объявить войну, согласие соседа на добровольное присоединение, недовольство крупного вассала) теперь собрана в отдельном виджете, все непонятные термины разъяснены во всплывающих подсказках. Но все равно стоит уточнить, что это не Heroes of Might & Magic и не Civilization, а война обычно выглядит так: ваша армия (фигурка, символизирующая пару тысяч солдат) два игровых месяца идет в соседнее княжество, сталкивается с другой фигуркой, побеждает (напрямую управлять армией в бою нельзя), потом шесть месяцев сидит в осаде, теряя людей от голода и болезней, а в итоге все бросает и спешно возвращается назад – крестьяне подняли восстание, викинги разорили столицу, казна пуста, солдаты дезертируют, а жена беременна черт знает чьим ребенком.
Успешно отыграв одну династию в одном уголке мира, вы только начнете знакомство со Средневековьем. В Crusader Kings 3 можно стартовать за любого из сотен феодалов в Европе, Северной Африке, а также в Азии вплоть до Тибета и Индии, и все эти феодалы — по возможности исторически достоверные правители реальных государств. Хотя иногда лакуны заполняются смешно. Например, авторы не нашли или решили не использовать аутентичные названия для территорий половцев и печенегов, поэтому они живут в «Донецке» и «Херсоне» (которых тысячу лет назад, конечно же, не существовало). Не стоит, однако, нервно реагировать на все неожиданные названия – город Чернобыль, как ни странно, достаточно древний.
Для тех, кто не может сам решить, с кого начать, авторы заготовили подсказки – дескать, можно за детей викинга Рагнара попробовать поиграть или за основателя Венгерского королевства. Должно быть интересно! Именно так, лениво листая варианты, я обнаружил в списке Даураму – темнокожую женщину во главе небольшого африканского племени. Может показаться, что это какая-то очередная отработка политической повестки, но нет – персонаж реальный.
Юмор в том, что в историю Даурама вошла как последний матриарх. В ее династии власть передавалась по женской линии, пока королева не вышла замуж за авантюриста Баяджидду из Багдада. А тот уже объединил все земли народа Хауса в Хауса Баквай, федерацию из семи королевств. Именно о нем слагались легенды, которые и по сей день рассказывают в современной Нигерии. Жена же оставалась самостоятельным правителем – шейхом родного города — вплоть до самой смерти, но ничего особенного не сделала. Так вот, в Crusader Kings 3 предлагают играть именно за Даураму после свадьбы и попробовать привести народ к величию самостоятельно, без мужа. Я подумал, что вариант интересный, почитал Википедию (без этого, в общем, за Crusader Kings лучше не садиться), назначил двоюродную сестру Даурамы маршалом и сел делать матриархат снова великим.
Вот только оказалось, что самая простая стратегия успеха примерно такова: требуешь у соседа уступить территорию, объявляешь ему войну, а когда он выставляет против тебя огромную армию, тут же обращаешься за помощью к мужу (тому самому авантюристу, объединившему народ Хауса), и он как супруг не имеет права тебе отказать. Муж тратит на войну собственные деньги, отправляет на смерть собственных солдат, а территория в итоге достается тебе. И так десять раз подряд. Удобно и очень иронично!
Когда волосы Даурамы совсем поседели, настало время подумать о престолонаследии. К сожалению, моя героиня стартовала уже взрослой, с перками «честность» и «сострадание», поэтому мне не удалось подослать убийц к собственным сыновьям. Пришлось сделать их рыцарями, поставить во главе войска из трех калек, а потом самоубить о шайку бандитов, чтобы после смерти героини корона точно досталась дочери. Когда муж Даурамы погиб (от болезни, которую подцепил у какой-то шлюхи!), и его земли тоже достались нашей дочери, та уже смогла продавить закон о передаче власти только женщинам – миссия выполнена!
Жаль, конечно, что бета-версия превратилась в тыкву раньше, чем я успел выйти к морю, накопить на путешествие кораблем до Новгорода, взять в плен сына Рюрика и сделать его звездой гарема африканской царицы, но и так неплохо.