Cоветский гейминг

Русская игровая культура по своему богата, у неё есть свои игры и даже консоли. Сейчас в России в плане своих игровых систем никаких продвижений нет, я надеюсь, что до хороших игровых систем и интересных игр мы когда-нибудь дойдём, а пока я предлагаю вспомнить игровую культуру СССР, ведь там есть, что вспомнить. Итак, давайте посмотрим, во что играли во времена советского союза.

Стационарные консоли

Стационарные консоли были довольно однообразными и в единичных случаях производители могли предложить что-то новое, но обо всём по порядку.

Палестра-02

И начнём мы с одной из первых игровых систем, выпущенных в СССР — Палестра-02. Выпускался данный аппарат с 1978 года. В нем встроены Pong игры, скрывающиеся под названием теннис, мини-футбол, волейбол, сквош, тренировка. Основные отличиями этих Pong игр были небольшие, такие, как количество ракеток и принцип получение очков. Если говорить о внешних факторах, то Палестра-02 довольно громоздкая, серая консоль прямоугольной формы, на лицевой панели находятся множество кнопок, которые отвечают за включение/выключение консоли, переключение игры, сброс счёта и т.д. Вес данной консоли составлял 4 килограмма. Сама игра управлялась с помощь геймпада кирпичной формы с единственным колесом управления. Такой род управления в дальнейшем будет использоваться ещё не на одной стационарной консоли.

Для первого раза данная консоль оказалась неплохой, пусть и отставала по меркам 80-х годов, хотя в то время об Atari, Sega или Nintendo никто не знал и это никого не волновало.

Турнир

За что я люблю советские игровые приставки, так это за понятные и ёмкие названия. Среди таких была выпущенная в 1978 года игровая система под названием «Турнир». Она имела идентичный тип игр и вид управления, что и Палестра-02, это тот же Pong с названиями спортивных игр и геймпад кирпичной формы. Данная консоль могла завлечь неплохим дизайном с ярким жёлтым цветом, плюс корпус сделан из ударопрочного материала, впрочем, вся советская техника была крепка, как никогда.

Цена данного аппарата составляла 150 советских рублей, что по нынешним меркам составляет около 20-23 тысяч рублей, а с 1982 года её цена составляла 96 советских рублей.

Электроника Видеоспорт-3

Игровая телеприставка, которая была одной из известных в СССР — Электроника Видеоспорт-3. Производилась с 1983 года, по дизайну не было ничего особенного, обычная консоль чёрного цвета без каких-либо отличительных черт, на лицевой стороне имелись кнопки переключения игры и сложности (скорость игры и размер ракетки), базировался встроенным динамиком и звук выводился только через него, а не через телевизор. Управление осуществляется геймпадом, представляющий собой чёрную ручку с аналоговым колесиком для управления в Pong с теми же разновидностями, что и у других консолей. С приставкой поставлялся световой пистолет по типу Zapper'а от Nintendo и для него предназначены четыре игры, они представляли собой стрельбу по мишеням, но с разными видами сложности (тип движения и скорость мишени). Если говорить о прошлых моделях Видеоспорт, то важных изменений не было на протяжении всей линейки, кроме светового пистолета в данной модели. В 1989 году Электроника Видеоспорт-3 продавалась по цене 115 советских рублей.

Консолей подобного типа в СССР было много, можно было ещё рассказать о приставке Лидер, Электроника Экси Видео 01, Эврика, но они ни чем не отличались, кроме дизайна, везде присутствовал понг с названиями спортивных игр. Сама инициатива делать игровые консоли радует, но только не в плане игр.

Портативные консоли

Теперь перейдём в категорию носимой электроники, которая была относительно популярней и более прогрессивной, чем стационарные консоли.

Электроника ИМ

Электроника Игра Микропроцессорная — серия выпускаемых носимых приставок с жидкокристаллическим экраном, настольных электронных игр и радиоуправляемых игрушек, выпускаемые с 1984 года. Носимые приставки с жидкокристаллическим экраном Электроника ИМ представляли собой тоненький прямоугольный девайс с 7-9 кнопками и различными расцветками, имела на борту встроенную игру (кол-во кнопок, цвет корпуса и игра отличалась в зависимости от модели), а питалась она за счёт четырёх таблеточных батареек. Сколько было моделей насчитать трудно (нумерация моделей не всегда соблюдалась), игры были разнообразными: «Кот-рыболов», «Русский хоккей», «Тайны океана», «Биатлон», «Охота» и т.д, среди которых была «Ну, погоди» , которая сейчас узнаваема многими людьми. Часть игр и сама консоль является клоном Game & Watch от Nintendo, та же идея «Ну, погоди» с ловлей яиц взята у игры EGG для Game & Watch, а «Тайны океана» с Octopus и т.д, но было множество самостоятельных игр.

Электроника МК 90

Электроника микрокомпьютер 90 — носимый ЭВМ (ЭВМ — электронно-вычислительная машина), его конечно нельзя назвать игровой консолью, но не отметить я её не могу, дело в том, что разнообразие игр на одном таком портативном компьютере впечатляло, там был бокс, Тетрис, сапёр, шахматы, Пакман, змея, космос.

Электроника МК 90 производилась с 1988 года по 1992 год. В дизайне не было ничего необычного: строгий прямоугольный девайс серого цвета, где одну половину лицевой части занимали кнопки, а вторую жидкокристаллический экран с разрешением 120 × 64 точек, весило данное устройство примерно 700 грамм.

По тем временам данное устройство произвело фурор, так как МК 90 был уникальным и революционным носимым устройством, который позволял выполнять множество задач, да ещё и игры отличные воспроизводил. Данное устройство могли приобрести не все, стоимость МК 90 составляла 3500 советских рублей. К примеру, зарплата среднестатистического гражданина в месяц составляла от 70 до 100 рублей.

Альтаир

Часы, игра и дозиметр — необычный сборник для электронной игры под названием Альтаир. У многих встаёт вопрос, зачем в консоль встроили дозиметр, да впрочем никто не знает. Выпускался Альтаир с 1984 года. Данная вещица питалась четырьмя таблеточными батарейками, конечно, для обеспечения игры этого хватит, но вот для дозиметра я неуверен, но люди говорят, что всё работало прекрасно. Альтаир с виду идентична Электронике ИМ-02, но только весьма утолщённую, да и игра тоже идентична ИМ 02, всё та же «Ну, погоди».

В плане портативных игровых устройств в СССР всё было хорошо, благодаря одной лишь электронике, которая хорошо продвинула свои консоли на советский рынок и спрос был на них был явно больше, чем на стационарные консоли.

Игровые автоматы

Игровые приставки, показанные выше, не каждый покупал и не все были с ними знакомы, но больше всего людей были знакомы с игровыми автоматами. Цена на всех игровых автоматах за одну партию составляла 15 копеек. Многие школьники откладывали деньги, чтобы в один прекрасный день отправится с друзьями поиграть в игры, которые в своё время хорошо затягивали и вынуждали тратить всё больше денег.

Магистраль

Пожалуй, одним из самых популярных автоматов был «Магистраль». Выпускался данный автомат со второй половины восьмидесятых, имел довольно футуристичных и яркий вид, в отличие от других однообразных по форм-фактору автоматов, имел на борту два руля и две педали, изображение выводилось на экран. Данный автомат является гонкой с обилием нескольких режимов: гололед и ночная (самые сложные режимы), гоночная, учебная и специальная, но главная задача была первым добраться до финиша. Также была поддержка игры на двоих для соревновательного режима, но чтобы в него сыграть нужно было закинуть в автомат не 15 копеек, а 30.

Городки

Не менее популярным игровым автоматом был «Городки», несмотря на простоту игры даже по тем временам. В данной игре вам даются биты и вы должны сбить ими все фигуры ,построенные из цилиндров. Сбив все фигуры вы переходите на следующий уровень, который отличался только фигурой вашей цели. Основная задача — добраться до призового уровня. Игра управлялась при помощи манипулятора, в виде вытянутой ручки с кнопкой. Эта ручка двигалась вправо и влево для выбора позиции, а кнопка на ручке выполняла функцию выпускания биты.

Автомат заработал неплохую популярность среди детей, хотя это немного странно, ведь саму игру «городки» придумали крестьяне и вполне логично, что дети могли сами устроить эту игру дома или во дворе. Массово подобная забава была распространена с семидесятых годов, ещё до игровых автоматов в СССР, в некоторых заведениях устанавливались специальные площадки для игры в городки. Игра цепляла своей требовательностью к точности и внимательности.

Снайпер

Зимняя охота

Морской бой

Ну вот и добрались до самого известного и узнаваемого игрового автомата под названием «Морской бой». Он выпускался с 1974 года, по внешнему виду представлял собой стандартный игровой автомат, на панели управления находились датчики, имитирующие подводную лодку, и перископ с кнопкой на корпусе, которая отвечала за пуск торпеды в игре. Внешний вид самой игры был построен на отрисованных задниках, стёклах, отражающие задники, и восемью лучами траектории движения торпеды с десятью лампочками на один луч, а также были устроены два смотровых окна, находившихся выше перископа. А для маленьких детей была предусмотрена выдвигаемая подставка в самом низу автомата. Движение корабля осуществлялось благодаря механизму, который передвигал фигурку корабля по ширине под лучами с лампочками, которые имитировали подводную торпеду. Ваша задача в этой игре была с ограниченным числом торпед уничтожить корабль, пока тот не доплыл до берега, при успешном попадании торпедой корабль начинает загораться и менять направление к противоположному берегу.

Морской бой заработал огромную популярность и этот автомат всегда имел за собой огромную очередь, оно и понятно, ведь и игровой процесс был интересным и завлекал своим необычным управлением.

Игровые автоматы внесли огромный вклад в русскую игровую культуру и принесла популярность играм в СССР. Никто и не думал заморачиваться по поводу неординарности игры, никто не стал делать какие-то боевики с инопланетянами, как в новомодных по тем временам автоматах, нет, делали с уклоном на обычный народ, которые имели представление о морском бое, как рулить машиной, стрелять по мишеням и т.д.

Как мы видим, интерес в СССР на производство игровых систем был и довольно немал, кто-то делал что-то своё, а кто-то брал идею у других и дорабатывал её. Может быть это могло пойти куда дальше. Кто знает, может советские инженеры захотели бы сделать свои полноценные игровые консоли по аналогии с GameBoy или игровые приставки уровня NES. В итоге с уверенностью можно сказать, что вклад в русскую игровую культуру СССР внесла, но, к сожалению, на этом всё и закончилось, сейчас в нашей стране мало заинтересованных в создании собственной консоли, пока дело дошло до игровых системы от тв-провайдеров с никакими играми, а жаль.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр