В 2018 году поклонникам Warhammer 40,000 жаловаться не приходится: сначала вышел неплохой клон Diablo под названием Martyr, затем похожая на «Цивилизацию» пошаговая стратегия Gladius, а в октябре состоялся релиз Space Hulk: Tactics. Ну а завершающим аккордом стала Warhammer 40,000: Mechanicus — тактическая игра в духе XCOM и Jagged Alliance, которую ни в коем случае нельзя пропускать как фанатам сеттинга, так и любителям жанра.
Mechanicus рассказывает историю техножрецов из ордена Адептус Механикус. Загадочные сектанты, которые поклоняются богу-машине Омниссии, занимаются в Империуме производством передовой техники и оружия, и изучением инопланетных артефактов. Техножрецы непохожи на обычных людей: они модифицируют тела с помощью биомеханических имплантов и даже стирают свои человеческие эмоции.
Сюжет начинается с того, что космический корабль жрецов прибывает на планету, где находится гробница древних роботов — некронов. Ее спящие обитатели тут же начинают пробуждаться, что грозит серьезными последствиями для Империума. Игроку достается роль магоса Фаустиния — высокопоставленного члена ордена, который руководит операцией по ликвидации угрозы.
Mechanicus почти идеально передает атмосферу Warhammer 40,000. Юниты здесь выглядят в точности как в настольной игре, локации, спецэффекты, саундтрек — все выполнено в правильном стиле. Плюс у игры отличный по меркам тактики сюжет и запоминающиеся персонажи — в первую очередь пять советников магоса Фаустиния, которые комментируют все происходящее. Диалоги между ними написаны превосходно: чего стоят хотя бы перепалки между религиозным догматиком Видексом и ученым Сцеволой, ставящим знания превыше всего — сплошное удовольствие.
Советники, впрочем, существуют не только для ругани друг с другом, но и подкидывают игроку задания. Прохождение каждой миссии делится на два этапа. Сначала идет режим исследования, оформленный в стиле интерактивной новеллы: на экране появляется карта, по которой игрок водит свой отряд, а при входе в каждую комнату можно прочесть описание очередной проблемы, с которой столкнулись жрецы.
Решить любую проблему можно тремя способами, причем выбор влияет на дальнейшие события самым непредсказуемым образом. Например, в одном из помещений отряд находит разорванного пополам техножреца. Можно отпеть погибшего, подойти и изучить останки или бросить все как есть. Первые две опции только задержат группу и понизят ее эффективность или, еще хуже, покалечат бойцов, если рядом с телом была ловушка. А вот третий вариант, наоборот, повысит инициативу юнитов: не забывайте, что мы играем за бездушных техножрецов, которые ценят хладнокровие и решительность командира. При этом долго раздумывать над выбором не получится — чем дольше игрок пробудет в режиме исследования, тем больше на карте появится некронов и сложнее будет бой.
Чем чаще техножрец использует свое оружие, тем быстрее заряжается Дух Машины пушки: когда шкала полностью заполнится, оружие станет более разрушительным
Пошаговые битвы в Mechanicus напоминают XCOM, но с двумя важными отличиями. Во-первых, тут нет системы укрытий, а во-вторых, меньше рандома — например, оружие попадает по врагу гарантированно, если хватает дальности. Удивительно, но отказ от рандома делает битвы Mechanicus даже интереснее, чем в той же XCOM. В игре можно уверенно планировать действия на несколько ходов вперед, не боясь, что твой план испортит один невезучий стрелок.
Очки действий здесь называются очками познания, а тратить их можно на самые разные вещи, начиная с возможности преодолеть большее расстояние на этом ходу или использовать особо мощное оружие и заканчивая призывом подкрепления. Какое-то количество очков каждый ход генерируют сами жрецы, плюс этот ресурс можно собирать из поверженных врагов и специальных обелисков, расставленных по карте.
Если поле битвы состоит из подвижных механических платформ, оно может меняться прямо во время боя
Между миссиями игрок занимается вполне классической прокачкой отряда. Кастомизация персонажей в Mechanicus очень детальна: в игре десятки предметов, сильно отличающихся друг от друга по характеристикам и возможностям. Можно, например, дать техножрецу в руки энергетический топор, прицепить на спину генератор силового поля, заменить ноги металлическими лапами для большей мобильности, а на сдачу добавить пару механических щупалец, которые помимо прочего восстанавливают здоровье союзникам. Ну и плюс не забываем про древо навыков, где можно выбирать разные усиления и суперспособности. По сути, каждый техножрец в Mechanicus — мощная боевая платформа, которую можно настроить под свои нужды.
Помимо техножрецов, на миссию берутся скитарии — рядовые юниты, вроде штурмовиков с дубинками или дальнобойных рейнджеров. По сути, это пушечное мясо, главная задача которого — защитить жрецов, в том числе и ценой своей жизни. Если по итогам боя будет слишком много раненных жрецов, то игрока ждет уменьшенная награда. А вот на скитариев это не распространется: даже если они погибнут все, то награда не изменится, а к следующей миссии игрок получит новый отряд пушечного мяса.
Внешний вид техножреца зависит от той специализации, которую для него выбрал игрок во время прокачки
Увы, но самая большая проблема Mechanicus следует как раз из концепции техножрецов как героических юнитов. Погибнуть они не могут, что заметно упрощает игру: при желании можно просто бросить жрецов в мясорубку, пожертвовав частью награды, но выиграв таким образом миссию. Плюс баланс пока далек от идеала — сейчас есть вариант прокачки, при котором жрецы становятся практически непобедимыми в первых же миссиях.
Впрочем, по словам разработчиков, патч с правками баланса будет готов в ближайшие дни. Если изменения будут адекватны, то Warhammer 40 000: Mechanicus станет отличной тактической стратегией — глубокой, с интересными собственными находками и к тому же в легендарном сеттинге.