Взрослая жизнь PlayStation 4 и Xbox One

В ноябре исполняется ровно два года с запуска нового поколения консолей: 15 числа начались продажи PlayStation 4 в США и Канаде, 22 ноября в нескольких десятках стран стартовала Xbox One (в России запуск состоится почти на год позже), а 29 ноября консоль от Sony добралась до Европы и России. Жизненный цикл современной консоли равен 6-7 годам, так что PlayStation 4 и Xbox One сейчас примерно по 23 «человеческих» года — настоящий романтический период взросления, когда уже приняты первые важные решения, но впереди еще очень много нового.

В юбилейный месяц мы решили рассказать, как прошла молодость PlayStation 4 и Xbox One — какие результаты достигнуты, какие игры вышли и разрабатываются, что запланировано на будущее. А также попробуем разобраться, какую консоль стоит покупать в том случае, если вы только задумали смену поколения.

Характеристики и функции

Изначально Xbox One и PlayStation 4 строились на совершенно разных концепциях. Microsoft планировала сделать свою консоль центром домашних развлечений — для этого Xbox One научили управлять подключенным телевизором, понимать команды голосом и жестами (через Kinect), а в Xbox Live важное место отвели приложениям популярных в США поставщиков разного развлекательного контента: от сериалов и до спортивных программ. Важной особенностью Xbox One стала многозадачность — на консоли можно даже играть и смотреть любимое телешоу в режиме «картинка в картинке».

В Sony, наоборот, делали систему для геймеров — с минимумом ненужных функций, и удобным и быстрым интерфейсом, в котором есть только то, что нужно для игры. Пожалуй, единственным действительно важным нововведением Sony стала поддержка стриминга, когда нажатием одной кнопки можно начать трансляцию игры, а также просто сделать на память скриншот или видеоролик. Впрочем, на Xbox One эта функция также есть, хотя и реализована менее удобно.

Технически обе консоли оказались близки — Microsoft и Sony не стали, как в прошлых поколениях, заказывать разработку уникальных чипов, а использовали решение от AMD, основанное на тех же компонентах (процессор и видеокарта), из которых собираются PC. Консоль от Sony при этом оказалась несколько мощнее — игры на PlayStation 4 нередко идут в более высоком разрешении и с большей частотой кадров, чем на Xbox One. Обе системы уже уступают современным игровым PC, однако в ближайшие годы большинство игр все равно продолжат оптимизировать именно под них. При этом качество графики в новом поколении действительно выросло на порядок — два-три года назад мы даже не могли представить игры с картинкой уровня третьего «Ведьмака».

Задуманная Microsoft концепция достаточно быстро провалилась — для того, чтобы сделать из Xbox One полноценный медиацентр, в базовую комплектацию пришлось включить сенсор Kinect, который используется для управления жестами и голосом. Из-за этого консоль оказалась на 100 долларов дороже PlayStation 4, и покупатели начали делать выбор в пользу более бюджетного варианта. Не желая повторять судьбу Sega Dreamcast, которая в свое время проиграла самой первой PlayStation из-за более высокой цены, в Microsoft выпустили бюджетную версию Xbox One, без Kinect, но за те же деньги, что и PlayStation 4. Данная версия быстро набрала популярность, однако без сенсора консоль намного хуже работала в качестве медиацентра — и в результате разработчики стали забывать про эту функцию. В начале ноября и сама Microsoft объявила, что поддержка управления голосом и жестами прекращается, а сама функция будет отключена.

Осознав ошибку, в Microsoft бросились наверстывать упущенное с заслуживающей уважения скоростью. На протяжении 2015 года в Xbox One одна за другой добавлялись функции, полезные в первую очередь игрокам. Так, еще летом появилась возможность стримить геймплей с консоли на PC или мобильное устройство под управлением Windows 10 — это удобно, если консоль подключена к телевизору, который иногда занимают другие члены семьи. На PlayStation 4 эта функция пока что находится в разработке.

Но самой впечатляющей новой возможностью консоли стала обратная совместимость с Xbox 360, запущенная в начале ноября. На данный момент Xbox One поддерживает уже более сотни игр прошлого поколения (библиотека будет расширяться), среди которых есть и такие известные, как Gears of War (вся серия), Fable 2, Fallout 3 и другие. Большинство этих игр все еще выглядят вполне современно, стоят лишь несколько сотен рублей, так что у владельцев Xbox One однозначно появился повод проводить за консолью еще больше времени.

Sony также планирует дать возможность владельцам PlayStation 4 воспроизводить игры прошлого поколения — но с помощью облачного сервиса PlayStation Now, в котором игры обрабатываются на удаленном сервере, а затем транслируются на консоль. Сервис поддерживает около 400 игр, среди которых достаточно много интересных эксклюзивов вроде Uncharted или The Last of Us, однако очень требователен к качеству интернет-соединения. В Sony уверены, что когда-нибудь сервис и вовсе заменит консоли, но пока результаты очень скромные. PlayStation Now до сих пор не вышел из стадии бета-тестирования — открытого в США и закрытого в Европе. Дата запуска сервиса в России и вовсе неизвестна.

В начале следующего года владельцев PS4 ждет еще одна интересная новинка — шлем виртуальной реальности PlayStation VR. Ожидается, что это устройство не будет уступать конкурирующему Oculus Rift ни по характеристикам, ни по количеству доступных игр — уже сейчас список игр для шлема состоит из 60 наименований.

В Microsoft пока относятся к виртуальной реальности более осторожно. В будущем в игры для Xbox One можно будет сыграть в шлеме Oculus Rift — но для этого его придется подключать к PC, на который транслируется геймплей с консоли. Непонятно, насколько полноценной окажется виртуальная реальность в таком случае — будет ли шлем просто использоваться как монитор, или разработчики реализуют отслеживание поворотов головы. Теоретически, ничто не мешает Microsoft встроить поддержку Oculus Rift напрямую в Xbox One, но пока о таких планах не говорилось. Также неизвестно, будет ли Xbox One поддерживать собственную разработку компании — очки дополненной реальности Hololens.

Во что поиграть?

Обе консоли поступили в продажу с провальными стартовыми линейками — в Sony, например, всерьез возлагали надежды на детскую аркаду Knack и наспех сделанный шутер KillZone: Shadow Fall. На Xbox One ситуация была не сильно лучше — достойным оказался, пожалуй, только файтинг Killer Instinct. Гонка Forza Motorsport 5 разрабатывалась впопыхах, и получилась намного слабее предыдущих частей, экшен про Древний Рим Ryse был красивым, но слишком коротким, зомби-экшен Dead Rising 3 также собрал достаточно средние оценки в прессе.

Но за два года обе системы набрали пусть и не выдающуюся, но приличную библиотеку эксклюзивов. Для PlayStation 4 вышли inFamous: Second Son, Driveclub, Bloodborne и Until Dawn. На Xbox One стоит отметить Sunset Overdrive, Forza Horizon 2, Halo 5 и Rise of the Tomb Raider.

Еще одна интересная особенность нынешнего поколения — огромное количество переизданий хитов прошлых лет, с доработанной графикой и другими улучшениями. На PlayStation 4 это The Last of Us Remastered, коллекция из первых трех Uncharted, а также переизданная совсем недавно Beyond: Two Souls. На Xbox One есть просто отличная коллекция из почти всех Halo (причем для первых двух частей, которые очень сильно устарели на сегодняшний день, графику перерисовывали почти с нуля), Gears of War: Ultimate Edition и Rare Replay, сборник из тридцати игр компании, от аркад для старых консолей Nintendo и до вполне современных проектов вроде Viva Pinata. Наконец, не стоит забывать о великолепном переиздании Grand Theft Auto 5, доступном для PS4 и Xbox One.

Впрочем, самые интересные игры на обеих платформах еще только ожидаются. Главный проект Sony сейчас — это Uncharted 4, заключительная часть знаменитого приключенческого сериала. Также стоит отметить очень необычный экшен Horizon: Zero Dawn от авторов Killzone, онлайн-игру Wild от Мишеля Анселя, и, разумеется, новый проект студии Quantic Dream — интерактивную драму Detroit: Become Human, которая расскажет о мире будущего, в котором люди уживаются с роботами.

На Xbox One уже весной выходит Quantum Break — экшен от авторов Max Payne и Alan Wake. Также Microsoft надеется возродить серию Gears of War — несмотря на то, что над Gears 4 работает студия The Coalition, выпустившая достаточно слабую Gears of War: Judgment, есть надежда, что в этот раз у них все получится. Стоит выделить и экшен Recore от Кэйдзи Инафунэ, создателя Metroid Prime — впрочем, об этой игре пока известно слишком мало.

Красивые цифры

Буквально несколько дней назад Sony обнародовала новые результаты PlayStation 4 — за два года продано более 30 миллионов консолей. Конкурент от Microsoft отстает чуть ли не в два раза — компания в последнее время перестала раскрывать статистику по своей консоли, но согласно последним независимым оценкам в мире продано чуть более 15 миллионов Xbox One. Примерно на равных обе консоли идут в США, в Европе Xbox One уже значительно проигрывает, а Япония традиционно полностью принадлежит PlayStation 4.

Впрочем, говорить о полном проигрыше Xbox One все-таки не стоит. Продажи консоли даже лучше, чем у Xbox 360 за аналогичный период (около 12 миллионов) и остаются стабильными. Так что речь скорее идет не о провале Microsoft, а о суперуспешности Sony — за первые два года существования PlayStation 3 было продано около 15 миллионов консолей, что в два раза ниже результата PS4. Да и в целом нынешнее поколение консолей пока выглядит одним из самых успешных в истории — высказывавшиеся некоторое время назад прогнозы насчет того, что приставки вот-вот уйдут с рынка, уступив место облачным сервисам и мобильным устройствам, оказались ошибочными.

Впрочем, для игрока важно не столько быть в курсе цифр, сколько понимать — и Microsoft и Sony сейчас вкладывают в развитие своих консолей практически равные силы. Количество выпущенных и разрабатываемых эксклюзивов примерно одинаково, плюс обе компании активно работают над новыми функциями — так что можно выбирать любую консоль, не боясь того, что в ближайшие годы она окажется без поддержки разработчиков. Но стоит знать, что Xbox One достаточно мало распространена в России — если вы любите онлайн-игры, то играть в них на этой консоли придется преимущественно с англоговорящими.

Парадоксальный факт — будучи созданными по совершенно разным концепциям, PlayStation 4 и Xbox One спустя два года стали похожи друг на друга почти как братья-близнецы. Да, консоль от Sony несколько мощнее, а у детища Microsoft есть обратная совместимость с прошлым поколением. Но это практически все — в остальном возможности консолей схожи, равно как почти одинакова и цена на них, а также стоимость подписки на онлайн-сервисы.

Поэтому, если вы только планируете покупку новой консоли, то отталкивайтесь от главных эксклюзивов на каждой системы: для PlayStation 4 это в первую очередь Uncharted 4, Bloodborne, Horizon: Zero Dawn, Detroit: Become Human и Wild, а на Xbox One — Quantum Break, Halo 5, Gears 4, Recore и Sunset Overdrive. Изучите рецензии на эти проекты, посмотрите, какие еще игры существуют на обеих консолях — и выбирайте.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр