2016 год однозначно пройдет под знаком виртуальной реальности. Начать продажи собственных шлемов планируют сразу три компании: 28 марта Facebook выпустит Oculus Rift, в апреле выходит Vive от Valve/HTC, плюс примерно в это же время ожидается и PlayStation VR от Sony. К появлению новых технологий стоит готовиться заранее, так что мы решили собрать в одном месте ответы на основные вопросы по виртуальной реальности.
Зачем это вообще нужно? Разве консоли с телевизором или персонального компьютера для счастья уже недостаточно?
Хоронить современные технологии пока рано — как минимум в ближайшие годы (а, возможно, и десятилетия) они будут существовать вполне благополучно. Но виртуальная реальность это способ ощутить игру на совершенно ином уровне. Между вами и дисплеем, на котором запущена игра, есть определенная дистанция. Поэтому изображение занимает лишь часть вашего поля зрения, вы все равно видите боковым зрением объекты реального мира. Это не позволяет мозгу до конца поверить в реальность происходящего на экране.
В очках виртуальной реальности эта дистанция практически отсутствует — для каждого глаза создается отдельная картинка, которая занимает все поле зрения. Вместе две картинки формируют стереоскопическое изображение. Плюс в шлем встроены гироскопы, благодаря которым обзором можно управлять, двигая головой — причем отслеживаются не только повороты, но и, например, наклоны головы.
Благодаря этому получается совершенно другой уровень погружения в происходящее — многих, кто решил в первый раз прокатиться на виртуальных «американских гонках» в шлеме, даже по-настоящему укачивает. Есть и практическая польза — широкое поле зрения и возможность в любой момент повернуть голову позволят игроку лучше контролировать ситуацию.
Если это так круто, то почему никто не додумался выпустить шлем виртуальной реальности ранее?
Вообще-то пробовали. Экспериментальные прототипы шлемов появились в шестидесятых годах прошлого века, а попытки выпустить коммерческие устройства начались в девяностых. Тогда вышел Virtuality, аркадный автомат со специальным шлемом и контроллером. Немногие игровые салоны могли его себе позволить, но какой-никакой успех автомат снискал. Собственные разработки были и у создателей консолей — Sega некоторое время экспериментировала со шлемом Sega VR для Mega Drive и Saturn, Nintendo выпустила в продажу консоль Virtual Boy, а в США продавался шлем Forte VFX1, совместимый с такими PC-играми, как Doom, Heretic, Magic Carpet и другие. Впрочем, популярным не стало ни одно из этих устройств.
В девяностые годы (да и в нулевые) еще не существовало технологий, позволявших создать массовый, недорогой и качественный продукт. Для шлема виртуальной реальности нужны жидкокристаллические экраны высокого разрешения, да и компьютер или игровая приставка должны быть очень мощными — например, в случае с Oculus Rift необходимо обрабатывать изображение с разрешением 2160х1200 пикселей при частоте развертки 90 герц, для чего, по оценкам разработчиков, требуется в два-три раза более мощные процессор и видеокарта, чем для игры на обычном мониторе в разрешении 1080p.
Значит, современные технологии уже достаточно хороши для виртуальной реальности?
Да, хотя до совершенства им все равно далеко. Выходящие в этом году шлемы теоретически способны запустить любую современную игру с разрешением и детализацией картинки не хуже, чем на экране монитора или телевизора — если, конечно, обзавестись современным компьютером. Но в будущем «качество» виртуальной реальности еще вырастет — появятся шлемы с экранами большего разрешения, да и более мощные компьютеры позволят создавать лучшую картинку. Наверняка снизится и цена: если изначально разработчики Oculus Rift ориентировались на 200-300 долларов, то итоговая цифра выросла до 599 долларов — немаленькая сумма, особенно если учитывать, что к шлему нужен мощный компьютер, да и монитор для работы и интернета никто не отменял. Наконец, немало вопросов остается и с тем, как управлять персонажем в виртуальной реальности.
А что не так с управлением?
Сейчас разработчики шлемов и игр сошлись во мнении, что поначалу для управления лучше всего подойдет обычный геймпад — Oculus Rift, например, будет идти в комплекте с геймпадом от Xbox One. Параллельно все три компании разрабатывают новые контроллеры, очень похожие друг на друга — это комплекты из двух устройств, которые не только снабжены привычными стиками и кнопками, но и отслеживают перемещение рук в пространстве.
Теоретически ничто не мешает установить датчики, отслеживающие перемещение человека в пространстве — так уже сделано в прототипах HTC Vive. Но на практике это спорная возможность — шлемами будут пользоваться в обычных квартирах и жилых домах, где достаточно нескольких шагов, чтобы налететь на шкаф или стол. Такие технологии подойдут для больших игровых центров, где их можно совместить с другими интересными разработками: беговой дорожкой Virtuix Omni, жилетом, имитирующим попадание пуль, оружием с правдоподобной отдачей и даже регистратором положения зрачков для более точного прицеливания.
На словах все очень здорово. А можно ли как-то попробовать виртуальную реальность прямо сейчас?
Если вы живете в большом городе, то прогуляйтесь по крупным торговым центрам — в одном из них наверняка найдется импровизированный аттракцион виртуальной реальности, основанный на Oculus Rift. За пару сотен рублей на нем можно попробовать какую-нибудь несложную игру — чаще всего ставят американские горки.
Учитывайте, что владельцы этих аттракционов используют Oculus Rift для разработчиков, так что если вам не понравилось, то не спешите кричать «ерунда эта виртуальная реальность» — возможно, вам просто попалась ранняя версия шлема. Ищите стенд с Developer Kit 2 — изображение в нем близко по качеству к тому, которое будет у коммерческой версии.
Альтернативный вариант — сделать устройство самому. Простенький шлем можно собрать из современного смартфона, картонной коробки и еще нескольких недорогих компонентов — смотрите подробную инструкцию на Google Cardboard. Если у вас есть один из топовых телефонов Samsung (Galaxy S6 или Galaxy Note 5) — то за 99 долларов можно приобрести шлем Gear VR, разработанный, кстати, создателями Oculus Rift. Разрешение дисплея в этих смартфонах даже выше, чем в «настоящем» шлеме, что позволяет добиться достойного качества картинки. Но важно понимать, что Gear VR использует для работы процессор телефона, что заметно ограничивает детализацию графики — поэтому в Samsung больше позиционируют Gear VR для просмотра фильмов, а не для игр.
Хорошо. А расскажите больше об играх, которые разрабатываются для этих устройств
Проще всего оказалось адаптировать для шлемов разнообразные симуляторы — в кабине гоночного болида или военного самолета приходится постоянно вертеть головой, осматриваясь вокруг. Раньше игроки или использовали для этого отдельные кнопки или надевали на голову комплект специальных датчиков, чтобы глядеть в разные стороны — но тогда приходилось коситься в монитор. В шлеме виртуальной реальности делать это намного удобнее. Да и выглядит здорово — смотрите выше ролик из EVE: Valkyrie, которая, кстати, изначально создана для виртуальной реальности.
Шлемы виртуальной реальности хорошо подходят и для практически всех современных игр с видом от первого лица — просто потому, что добавляют совершенно потрясающий эффект присутствия. Но еще интереснее выглядят игры, которые полностью созданы вокруг этого же эффекта. Например, The Climb от Crytek — ну кому был бы интересен симулятор лазания по скалам на экране обычного монитора? И совсем другое дело, когда ты видишь скалы, небо и разверзшуюся внизу пропасть почти так же, как в реальной жизни. Хорошо будут смотреться приключенческие игры — их авторы обычно уделяют кучу времени созданию красивых уровней, которые в виртуальной реальности станут еще более впечатляющими. Ну и, конечно, шлемом стоит обзавестись всем любителям хорроров — свой проект для виртуальной реальности уже разрабатывают авторы Until Dawn.
А будет ли что-то кроме игр?
Разумеется. С виртуальной реальностью уже экспериментируют авторы фильмов и музыкальных клипов — возможность смотреть по сторонам очень пригодится в некоторых сценах. Создается огромное количество научных программ — от виртуальной прогулки по Марсу и до путешествия в глубины океана. Шлемы уже используются для тренировки солдат и проведения хирургических операций.
Новые способы использования виртуальной реальности люди будут открывать еще долгие годы. Например, арт-группа BeAnotherLab провела интересный эксперимент, в котором участвовали мужчина и женщина, в шлемах Oculus Rift и с мини-видеокамерами. Они совершали одинаковые движения, а в шлеме показывалось то, что видит партнер — то есть мужчина «становился» женщиной, и наоборот. По итогам эксперимента участники признались, что действительно чувствовали себя в чужом теле.
Похоже на какое-то странное порно
Не совсем, но без порнографии в виртуальной реальности не обойдется. Индустрия фильмов и игр для взрослых очень чутко реагирует на новые технологии — ведь первый, кто даст зрителю новые ощущения, заработает огромные деньги. Так что с освоением VR-очков там все продвигается очень быстро — анонсировано множество игр и интерактивных фильмов, плюс разрабатываются специальные контроллеры, для полноты ощущений.
А что за побочные эффекты, которыми всех пугают?
Действительно, многие, кто попробовал виртуальную реальность, жалуются на разные неприятные эффекты — головокружение, тошноту и усталость глаз. Поначалу даже предсказывали, что люди, злоупотребляющие виртуальной реальностью, со временем начнут страдать серьезными заболеваниями в жизни, но этот прогноз вряд ли сбудется — в мире уже более сотни тысяч (а скорее всего — несколько сотен тысяч) шлемов, но о подобных заболеваниях так ничего и не слышно.
Некоторые проблемы с виртуальной реальностью, кстати, объяснялись несовершенством устройств — например, последние версии Oculus Rift содержит множество настроек, которые позволяют учесть даже расстояние между глазами конкретного пользователя. Но есть и особенности, на которые конструкторы повлиять не могут. И если человек боится высоты в реальности, то ему наверняка будет страшно и на виртуальных американских горках. Кстати, создатель Oculus Rift Палмер Лаки недавно раскритиковал разработчиков игр, посоветовав им аккуратнее обращаться с игроками, а не пытаться сразу же «укачать» их до полусмерти.
Сразу три компании готовят свои шлемы. Как сделать правильный выбор?
Это пока что самый сложный вопрос. По характеристикам все три устройства похожи и теоретически ничто не мешает запустить на них одну и ту же игру. Но в погоне за клиентом производители уже начали создавать вокруг шлемов собственные экосистемы. Oculus Rift запустится со специальным онлайн-магазином, в котором будут игры и программы, разработанные эксклюзивно для шлема — по словам представителей компании, таких готовится уже более двух десятков. PlayStation VR будет работать только с PlayStation 4 — и да, Sony также занимается эксклюзивами. О планах Valve пока известно меньше всего, но можно предположить, что шлем Vive сделают максимально совместимым с магазином Steam.
У какой компании окажутся лучше поддержка и игры, предсказать решительно невозможно. Дальше мы расскажем об особенностях всех трех шлемов, но поначалу осознанный выбор сделать будет непросто.
Хорошо, давайте начнем с Oculus Rift
Собственно, именно с Oculus Rift и началась нынешняя мода на виртуальную реальность. Один из самых популярных стартапов современности собрал 2,5 миллиона долларов на Kickstater, затем привлек еще несколько миллионов сторонних инвестиций, а в итоге был приобретен социальной сетью Facebook за два миллиарда долларов.
Коммерческая версия Oculus Rift поддерживает разрешение 2160×1200 пикселей при частоте обновления в 90 герц. В отличие от прототипов, в ней используется сразу два экрана — по одному для каждого глаза — что не только повышает качество изображения, но и позволяет лучше настроить шлем под конкретного пользователя. Для Oculus Rift разрабатывается пара контроллеров Oculus Touch — они поступят в продажу ближе к концу года.
Продажи самого шлема начнутся уже этой весной. В компании обещают, что покупатели предзаказов (были распроданы за 14 минут) начнут получать устройства 28 марта, а вот точная дата появления Oculus Rift на прилавках магазинов пока неизвестна. Цена составляет 599 долларов, а кроме шлема покупатель получит геймпад от Xbox One и игры EVE: Valkyrie и Lucky Tale.
Oculus Rift уже сейчас поддерживается более чем в двух сотнях игр (неполный список), плюс для него разрабатывается немало эксклюзивных проектов, в том числе и от именитых компаний — например, Edge of Nowhere от Insominac Games. Однако в отличие от Valve и Sony, у создателей Oculus Rift не так много опыта сотрудничества с разработчиками игр, так что качество эксклюзивов вполне может оказаться слабой стороной устройства.
А что там у Sony?
Sony далеко не новичок в виртуальной реальности — еще в 1997 году компания дебютировала со шлемом Glasstron, который поддерживался в MechWarrior 2, а после выпустила еще несколько малоизвестных моделей. Опыт, полученный при их разработке, наверняка учтен в новом устройстве — PlayStation VR.
Как не трудно догадаться из названия, шлем предназначен для работы с игровой консолью PlayStation 4. Ничто не мешает Sony выпустить драйверы и для PC, но пока о таких планах неизвестно. Кстати, именно это обстоятельство может сыграть против Sony — PlayStation 4 уже проигрывает топовым компьютерам по мощности, и не факт, что сможет раскрыть весь потенциал виртуальной реальности.
В сравнении с Oculus Rift у PlayStation VR ниже разрешение, но выше частота обновления — 1920×1080 и 120 герц. Играть в шлеме можно с помощью геймпада или двух PS Move. Также есть информация, что компания разрабатывает специальный контроллер.
Sony также активно работает над эксклюзивами для PlayStation VR — в компании говорят о нескольких десятках проектов, к которым привлечены такие известные разработчики, как, например, Namco. Информация о цене и сроках выхода шлема пока очень расплывчата: в Sony говорили, что хотят начать продажи до середины года, а стоить устройство будет как минимум столько же, сколько сама консоль — то есть почти 30 тысяч рублей в России.
А что интересного может предложить Valve?
Valve сделала свой шлем совместно с известным разработчиком мобильных телефонов HTC. Анонс HTC Vive состоялся лишь в марте 2015 года, а чуть позже компания начала рассылку прототипов для разработчиков игр. Разрешение и частота обновления у Vive такие же, как у Oculus Rift. Кроме того, в комплекте с прототипом идут два специальных контроллера — по одному под каждую руку — и датчики, отслеживающие положение владельца в комнате.
Valve планирует начать продажи шлема в апреле 2016 года, а предзаказы на него начнут принимать 29 февраля. Но до сих пор ничего не известно о цене устройства и эксклюзивных играх. Учитывая, что консоли Steam Machines вышли вообще без эксклюзивов, может сложиться ситуация, когда наиболее интересный технически шлем окажется невостребованным из-за малого количества игр.
А что же Microsoft?
А Microsoft решила пойти по другому пути, занявшись дополненной реальностью (Augmented Reality). В начале 2015 года компания показала шлем HoloLens — интригующую технологию, которая дополняет реальный мир виртуальными объектами. Пока пользователь носит устройство, он, например, может видеть окно интернет-браузера на холодильнике, прогноз погоды на стене, разложенный пасьянс «Косынка» на столе и так далее. Со всем этим можно взаимодействовать голосом и жестами, параллельно искать что-нибудь в интернете, совершать звонки и при этом не отрываться от приготовления ужина. Однако пока непонятно, насколько хорошо подходит шлем для «больших» игр — в презентациях Microsoft ограничилась только показом специальной версии Minecraft.
Также Microsoft активно сотрудничает с разработчиками Oculus Rift и HTC Vive. Известно, что шлем Oculus Rift будет поддерживаться в некоторых играх для Xbox One — но для этого их придется транслировать на PC, к которому и следует подключить шлем (в Windows 10 уже есть нужная технология).
Хорошо. Что еще мне понадобится, если я куплю шлем?
Установка шлема предельно проста — к компьютеру и консоли подключается управляющая шлемом базовая станция (у Oculus Rift — небольшой сенсор, отслеживающий перемещения головы), а к ней подключается сам шлем. В случае с Vive также надо будет разместить в углах комнаты две камеры, отслеживающие положение в пространстве, но если вам не нужна эта возможность, то можно обойтись без камер. Подключение всех трех шлемов проводное, так что перемещаться в Vive по комнате надо очень аккуратно, чтобы не запутаться в кабеле.
Для PlayStation VR, разумеется, будет нужна сама консоль. А вот в остальных случаях стоит обзавестись мощным PC. Разработчики Oculus Rift советуют следующую конфигурацию: процессор Intel i5-4590, 8 гигабайт оперативной памяти и видеокарту NVIDIA GTX 970 — на момент написания статьи (январь 2016 года) такой компьютер стоил около 900 долларов без учета монитора. Если ваш PC ниже заявленных характеристик, то использовать шлем все-таки можно, но на нем могут не заработать некоторые игры, а в остальных качество картинки окажется ниже ожиданий.
И еще один совет, который стоит дать напоследок всем, кто всерьез решил стать владельцем шлема виртуальной реальности. Учитывайте, что все, кто купит шлемы в ближайшие год-два, станут своего рода первопроходцами. Пока непонятно, какой шлем окажется лучше, насколько качественными и разнообразными будут игры, и не окажется ли виртуальная реальность дорогой игрушкой, которая надоест уже через месяц. Поэтому есть пусть и небольшой, но риск, что дорогая покупка окажется разочарованием. С другой стороны, ради возможности одним из первых прикоснуться к будущему можно и рискнуть.
Над текстом работали Андрей Александров и Артем Комолятов