Шесть лет ожидания, смена ключевых сотрудников студии, перезапуск разработки, неудачная презентация и перенос релиза еще на год. Судьба у Halo Infinite сложная. Еще и фанаты воротят нос от предыдущей игры. В поисках выхода из производственного ада 343i вернулась к корням — к формуле Combat Evolved. Получилось не все. Но то, что получилось — вышло отлично.
Все, как встарь
Все достоинства и все недостатки Halo Infinite проистекают из одного решения — вернуть Ореол и сделать его снова великим. Кто-то из дизайнеров решил, что фанаты, ругая сюжет Halo 5, просили именно этого. Мастер Чиф начинает свое путешествие на разрушенном космическом корабле, по которому бродят смешные, но агрессивные существа в разноцветной броне. Пробившись к выходу, он обнаруживает себя среди скал и лесов в каком-то неизвестном мире, горизонт которого уходит в космос широкой полосой гигантского кольца. За спиной — покореженный фрегат Земли, впереди — поиск пути домой среди странных, таинственных и величественных построек древней инопланетной расы.
Знакомая формула. Ее использовала Bungie в Combat Evolved, ее уже повторяла 343i в Halo 4, заменив кольцо на искусственную планету-тюрьму. «Возвращение к корням» местами даже похоже на ремейк — примерно в той же мере, в какой «Звездные войны: Пробуждение Силы» копирует сюжетные элементы «Новой надежды». Эксплуатация ностальгии — порочная практика, которая приносит деньги, но закрывает дорогу чему-то действительно новому.
В Combat Evolved было немало хорошего. Ощущение приключения и исследование чего-то неведомого, колоссального и опасного шли рука об руку с напряженными перестрелками на больших и сложных локациях — против умных, изворотливых и сильных врагов. Под шикарную и идеально подходящую этой игре атмосферную музыку. И все это есть в Halo Infinite — с поправкой на новые технологии. Все-таки 20 лет прошло.
Война немного меняется
В бою игрок должен экономить патроны, выбирать оружие по ситуации, применять энергетические боеприпасы против щитов врага, а потом метким выстрелом в голову из кинетической винтовки приканчивать особо живучих инопланетян. Постоянно перемещаться, активно использовать гранаты, прятаться и вовремя бить прикладом. Все прелести стрельбы Halo можно оценить в бесплатном мультиплеере — «ганплей» и тактика в кампании работают по тем же правилам.
Их придется освоить. Halo Infinite — боевик старой закалки, местами даже старомодный, и новичкам будет нелегко уже на «нормальной» сложности. Не говоря уже о «героической» или «легендарной», где необходимо использовать весь доступный арсенал, подбирать верный лом против каждого вида противников и быстрее соображать. Из одиночных AAA-шутеров последних лет по схожим принципам работает, наверно, только DOOM Eternal — с той лишь разницей, что в Halo чрезмерная агрессия может выйти боком.
Классическая формула дополнена системой развития. Чуть ли не впервые в серии Мастер Чиф ощущается не просто как спецназовец в ярком бронежилете — отныне его высокотехнологичный доспех «Мьельнир» можно улучшать. В старых Halo на картах можно найти усиления вроде энергетического барьера и использовать одновременно только одно. Теперь ничего искать не надо — по мере прохождения Спартанец соберет с тел павших сослуживцев специальные Ядра (Spartan Core) и получит пять полезных гаджетов, между которыми можно переключаться в любой момент. Да, мародерство, но чего не сделаешь ради спасения всего человечества.
Самый интересный гаджет — крюк-кошка. Не зря на нем акцентировалась промо-кампания игры. Устройство позволяет быстрее перемещаться по полю боя, уходить из-под удара, мгновенно настигать снайперов на возвышенностях, притягивать предметы и захватывать вражескую технику. Но и сам по себе крюк является оружием. Поразить противника электричеством, притянуться к нему и разбить щиты особой атакой — рабочий сценарий.
Как и все гаджеты, этот девайс можно улучшать — но для этого придется искать по всему миру специальные модули. Да, Halo Infinite — игра в открытом мире.
Так было задумано давно
Что бы ни говорили разработчики во время PR-кампании, Halo Infinite — не набор больших локаций в духе Metro Exodus. Это самый настоящий открытый мир с одной большой картой. С десятками отметок на ней. С побочными задачами. С перемещением на транспорте. С опциональными боссами. И, разумеется, с захватом аванпостов. Последних аж два вида — опорные базы Космического Командования Объединенных Наций (ККОН) и целые крепости Изгнанников (Banished), главных противников в новой игре.
Но не спешите закрывать статью и отменять предзаказы — это вовсе не очередной Far Cry. Установка Зета, на которой происходят события, — компактный и хорошо структурированный открытый мир, на исследование которого уйдет часов 20, может быть 30. Точно не сотни часов — в этом плане игра чуть ближе к недавней трилогии Tomb Raider.
Формально сама игра вовсе не заставляет самому искать приключения и зачищать все лагеря. Это приветствуется, если вы хотите прокачать броню, собрать лучшее оружие, открыть танк «Скорпион» и точки быстрого перехода, заручиться поддержкой морпехов ККОН и собрать десятки аудиодневников, раскрывающих детали происходящих событий.
Но вовсе не обязательно — опытный игрок, знакомый с тактиками Halo, может пройти кампанию и без полноценной прокачки, а все упомянутые ранее гаджеты открываются по сюжету. Который выстроен по классической схеме — последовательность линейных миссий, большая часть которых проходит внутри исполинских построек Предтеч, к которым Чифа заботливо доставит новый друг Пилот Эхо-216. И уйдет на такое прохождение вряд ли больше 15 часов, скорее даже меньше.
Тем, кто очень обеспокоен состоянием боевого пропуска в мультиплеере Halo Infinite — на большой карте в сюжетной кампании можно найти ящики с экипировкой ККОН. В них лежит «косметика» для сетевой игры — еще один стимул исследовать Установку Зета.
По большому счету Halo Infinite — это та Combat Evolved, которую создатель серии Джейсон Джонс задумал еще 20 лет назад. Тогда реализации его идей помешали сжатые сроки и ограничения железа Xbox. В итоге элементы «изначальной Halo», которая могла стать боевиком в открытом мире уже тогда, Bungie воплотила в Destiny. А фанаты Мастера Чифа получили эти наработки только в седьмой игре «основной» серии шутеров. В восьмой, если считать маленькую Halo 3: ODST.
Это стоило оставить в прошлом
Как говорилось в начале, возвращение к формуле Combat Evolved — не только достоинство, но и недостаток новой игры. Студия 343i скопировала не только удачные решения Bungie, но и то, за что оригинальную Halo упрекали и раньше, а особенно ругают спустя 20 лет, — устаревший дизайн «подземелий» и структуру создававшихся в спешке финальных миссий.
Главная претензия к Halo Infinite — Цитадели Предтеч, в которых разворачивается немалая часть сюжета. Они, конечно, величественные, таинственные и инопланетные, но в какой-то момент блуждания по однотипным коридорам заставляют выть в окно и лезть на потолок.
Спасибо, что обошлось без зубодробительного бэктрекинга, которым «славилась» оригинальная Halo. Увы, также обошлось и без обилия биомов на Установке Зета. Болотца с хвойным лесом и луга с лиственным — это не то, чего ждешь, когда тебе обещают разнообразное окружение. Combat Evolved показывала снежные ущелья еще в 2001-м, а в последующих играх джунгли чередовались с мегаполисами, песчаными карьерами, городом над морем и совсем уж внеземной флорой.
Коридоры древних крепостей и похожие друг на друга открытые локации — самое большое разочарование в Halo Infinite. Хорошо бы 343i исправила это в продолжении. А оно обязательно последует — финал новой игры закрывает старые сюжетные линии, но открывает новые и намекает на масштабные события в будущем.
Интересные времена настают
Вопреки слухам и не очень удачному началу промо-кампании, Halo Infinite не является сюжетным перезапуском серии. Игра прямо продолжает историю вселенной после Halo 5 и Halo Wars 2. С момента восстания Кортаны в Guardians прошло около двух лет. За это время ККОН успело проиграть несколько битв и рубежей, слетать на остекленный Предел за старыми данными доктора Хэлси, и в итоге прибыть на Установку Зета. Где уже вели свои изыскания Изгнанники.
Началась война, в ходе которой Мастер Чиф на полгода пропал, а поверхность Кольца усеяли сбитые крейсеры и фрегаты землян. Затяжным конфликтом ККОН и Изгнанников объясняется наличие форпостов обеих фракций, а также обилие морпехов, помогающих игроку в атаках на вражеские рубежи. Установка Зета не так проста — древнейшее из Колец хранит тайны, которые могут как спасти человечество, так и уничтожить вселенную.
Плохая новость в том, что Halo Infinite, как и прошлые игры, не предлагает новичкам синопсис предыдущих серий, и если вы не играли в старые игры, понять суть конфликтов и мотивацию героев будет непросто. Хорошая — в том, что читать так и не вышедшую на русском книгу «Тени Предела» и десятки комиксов не придется.
Последовательность ключевых событий между Halo 5 и Infinite раскроют в кат-сценах, диалогах и аудиодневниках. Правда, чтобы собрать весь пазл, придется дождаться финала. Повествование в некотором роде ретроспективно: что-то герои узнают из архивных записей, а что-то о своем прошлом Мастер Чиф расскажет союзникам сам. Но далеко не сразу.
Назвать сюжет уникальным и очень глубоким язык не повернется. Но он куда менее рваный, чем огрызки, названные «сценарием» в Halo 5. Новые персонажи достаточно симпатичны и понятны, а сюжетные повороты — даже те, о которых догадываешься еще в прологе, — бьют в правильные точки и заставляют проникаться простой, в общем, историей.
Расстраивает только то, что старая история Halo 5 закончена, а начавшаяся в Halo Infinite новая обрывается на пороге чего большого и пугающего, превосходящего и Потоп, и восстание Дидакта, и безумие Кортаны. Но что это — мы узнаем только в сиквеле. Задел на будущее очевиден настолько, что выжигает мозг недосказанностью и заставляет ждать продолжение. Которое вряд ли появится в ближайшие два-три года.
Да, Halo Infinite — не революция в графике и вообще игра для двух поколений. Но работа над движком проделана огромная, картинка приятная, материалы достоверны, мелкие детали присутствуют, к освещению нет серьезных претензий. Куда важнее, что это все стабильно работает на консолях и практически лишено критических багов. В пресс-версии за 20 часов случилось ровно два вылета, но Microsoft знает о проблемах этого билда и к релизу должна все исправить.
Главное: Halo Infinite — отличный шутер и хорошая Halo, которую немного портит чрезмерное желание разработчиков вернуться к корням. В поисках решения одних проблем 343i бездумно скопировала другие, более старые и не менее раздражающие. Но то, что составляет суть Halo — геймплей, вселенная, атмосфера — сделано прекрасно и мотивирует ждать развития серии.
В то же время даже фанатов нельзя вечно кормить ностальгией. В этот раз она, вероятно, сработает и даже может привлечь новую аудиторию, не знакомую с оригиналом. Но в сиквеле хочется увидеть все то, что обещали ранние тизеры и скрытые в игре аудиозаписи. И тайны Установки Зета, и новые биомы, и наследие расы, правившей вселенной до Предтеч.
Вопрос в том, будет ли продолжение полностью новой игрой на обновленном движке — или выйдет в качестве большого дополнения в рамках обещанной ранее десятилетней поддержки Halo Infinite. Очень не хочется ждать еще шесть лет и нового поколения консолей, чтобы увидеть дальнейшие события и лично в них поучаствовать.