Попридержите факелы и вилы. Я знаю, что сейчас думают обо мне 30-летние и 40-летние поклонники Diablo 2. Особенно те, кто провел за выбиванием вещей по 3000 часов. Я тоже люблю эту игру, но по-своему. Во времена, когда не существовало нормального интернета, я играл в D2 не так, как задумывали разработчики. У меня не было затяжных сессий, когда нужно фармить боссов ради определенных рун и предметов. Я не знал, что так вообще делают. Более того, я и подумать не мог, что на каждый класс есть какие-то особые сборки способностей и предметов, что есть метагейм и списки с лучшими билдами. Раз в год я проходил один раз сюжетную кампанию и удалял игру, чтобы освободить место под третьих «Героев», Age of Empires 2 или Morrowind, которые занимали меня все время, пока я учился в средней школе в нулевые.
Только спустя годы я узнал, что на деле люди собирались в Battle.net по 8 человек, торговали, бились за место в таблице рейтингов и нещадно лупили друг друга в PvP. Вся эта культура прошла мимо меня. Отчасти еще и потому, что мой диск был пиратским. Поэтому, когда вышла Diablo 3, я попытался наверстать упущенное там. Да еще в хардкорном режиме, чтобы однажды поиски «Мантикоры» или очередного предмета из набора, который окажется чуть лучше предыдущего на пару процентов, наконец оборвались со смертью персонажа. Но D3 мне оказалось мало. Поэтому я несколько раз пробовал играть в Path of Exile и Grim Dawn. Первая казалась чрезмерно усложненной там, где не нужно, во второй мне попросту не хватало компании, чтобы я мог делиться предметами, а не складывать их в сундук. Потому что создавать нового персонажа, чтобы в десятый раз проходить одни и те же квесты и локации — скучно и утомительно.
Так что когда Blizzard анонсировала переиздание Diablo 2, мне стало интересно, смогу ли я приобщиться к той культуре, о которой с такой любовью говорят и пишут в обзорах. И главное, пройдет ли игра проверку временем. Все-таки с релиза D2 прошло больше 20 лет, жанр экшен-RPG ушел далеко вперед и сегодня многие элементы и механики ощущаются иначе.
Если кратко, Diablo 2 Resurrected — идеальный ремастер для поклонников и на любителя для всех остальных. Особенно если вы не знакомы с жанром экшен-RPG, пропустили весь движ в нулевые и не понимаете, почему окружающие так визжат от восторга.
Студия Vicarious Visions, которая отвечает за ремастер, сохранила дух оригинала и идеально воспроизвела мир и атмосферу. Каждая локация содержит множество новых деталей. Теперь даже подземелья способны рассказать вам о местных обитателях гораздо больше, чем когда-либо. Тусклые серые и бежевые стены ушли в прошлое. Каждый акт обрел более конкретные очертания, тон и характер.
Первый — все такой же мрачный и пугающий своей безысходностью. Второй — больше не бесит, особенно когда саламандры устраивают солнечное затмение. Наоборот, благодаря разным источникам света, будь то молнии, ледяные сосульки или огненные шары, пустыня с ее храмами и катакомбами воспринимается как одна большая тайна, которая одновременно и манит, и пугает.
Третий акт (самый нелюбимый) наконец перестал выглядеть запутанно и безлико. Теперь это не месиво из коричнево-серо-зеленых пикселей. Раньше из-за неразберихи на экране я мог по полчаса искать проход в следующую локацию — и нас таких было много. Сотни людей блуждали в бамбуковых лесах, отбивались от толп аборигенов, которые после атаки уносились за километр, страдали от огнедышащих шаманов, мигом сдувавших половину здоровья, и вообще хотели как можно скорее грохнуть Мефистофеля и убежать в следующий акт. Чтоб вы понимали всю боль, посмотрите ролик Carbot Animation, он идеально изобразил этот момент в серии мультиков про Diablo 2.
Про величие четвертого и пятого актов вообще ничего не нужно говорить. Обе локации и тогда казались идеальными. Сейчас дизайнеры и специалисты по эффектами лишь подчеркнули их уникальность. В общем Diablo 2 наконец стала той игрой, в которой хочется задержаться: прочувствовать атмосферу, заглянуть в каждую пещеру, опрокинуть очередной сундук и завалить пачку элитных существ. Рано или поздно из них выпадает вещь из набора или просто невероятно редкий предмет. И конечно же, не для тебя, а для твоего друга или просто для другого класса. Это вам не Diablo 3 с персональным подходом.
И вот тут для неискушенного игрока возникает сразу несколько проблем, которые цепляются друг за друга. С одной стороны, игра подталкивает к тому, чтобы начать складировать предметы и качать других героев. С другой, мотивирует отложить вещь, чтобы продать. Но так как это Diablo 2, здесь нет какой-то автоматизированной системы. Всем нужно заниматься по старинке: писать людям в специальный торговый канал, ждать ответа, выбивать себе нужные руны, ну или что ты там попросишь взамен. Для меня это крайне муторное занятие. Та часть игры, с которой я не хочу соприкасаться, чтобы потом не думать, что меня надули.
Поэтому мне остается только играть с другом и качать новых персонажей. Однако развитие каждого героя — тоже утомительное занятие. Вот у меня есть зеленый щит на паладина с высоким шансом поиска магических предметов и показателями защиты от всех стихий, посох на волшебницу, которая использует огненный билд, и невероятно редкая дубина на варвара. Однако я не уверен, что каждый из трех персонажей примерит свой предмет. Велика вероятность, что мне попросту надоест. Потому что все, что ты делаешь, — проходишь игру на трех уровнях сложности и без конца убиваешь одних и тех же боссов в тех же локациях. Поначалу в Diablo 3 было так же, но потом создатели придумали нефалемские порталы, и стало повеселее, пускай суть осталась прежней. Видимо, постоянная смена декораций не так бесит, как хождение по кругу.
Если говорить о вещах, то Diablo 2 способна подарить куда больше самых разных комбинаций. Здесь обычные предметы — не мусор. Если совместить их с правильными рунами (то есть собрать слово), получатся очень крутые шмотки, которые нигде не найти. Все сочетания давно известны — нужно лишь зайти на специализированный сайт и посмотреть. К тому же в Resurrected на старте доступны все возможные варианты комбинаций, включая сезонные. Поэтому все лучшее можно попробовать уже сейчас.
То же самое касается синих, желтых, зеленых (вещи из наборов) и легендарных предметов (есть еще и прозрачные — они дают высокий показатель защиты, но слабую прочность, и их нельзя чинить). Все они разные и дают определенные бонусы. Вокруг одних строится билд персонажа, другие же просто хороши как промежуточные за счет определенных характеристик. Иногда синие перчатки с высокой защитой от конкретной магии куда лучше желтых, которые дают что угодно, но только не это. Впрочем, со временем все сводится к математике и куда более строгому набору предметов. И тут остается только либо фармить, либо торговаться.
В последний год я терпеть не могу гайды и людей, которые с важным видом твердят, что нужно играть вот так и так, потому что сейчас сложился вот такой метагейм и ты дурак, если ему не следуешь. Однако любое руководство убивает творчество и любознательность. Зачем исследовать игру самому, если можно посмотреть видео на YouTube или почитать текст, глянуть раскачку и пойти по проторенной дороге. Будет просто, но скучно и неинтересно. Тем не менее Diablo 2 — как раз такая игра, где нужно собирать определенную экипировку, прокачивать способности и характеристики персонажа, иначе ты не закончишь игру на всех трех уровнях сложности, включая секретных боссов. Можно, конечно, играть, как я в детстве, но все же авторы задумывали D2 совсем иной. Поэтому однажды холодный расчет берет верх.
Но и тут есть очень важное но. Выбранный билд может не понравиться (например, я не восторге от некроманта, который заточен на призыв существ, и подумываю над тем, чтобы начать заливать всех ядом). И тогда стоит попробовать другой. Благо, что у каждого класса их около 5-6, и есть возможность скинуть очки, пока не поздно (правда, ей лучше не увлекаться, иначе придется постоянно выбивать специальные камни для последующего сброса). Конечно, какие-то билды менее зависимы от предметов, какие-то более, но если вы не ставите задачу стать №1 в мире, а все же получать удовольствие от процесса, то и простора для выбора будет больше. Это не Diablo 3, где все упирается в 2-3 билда, которые заметно превосходят другие. Главное — перетерпеть первое прохождение на обычной сложности и никуда не торопиться.
Ценность Diablo 2 — в предметах и разнообразии, пускай в игре не осталось тайн (не нужно просто раскрывать все сразу). В D2 многое может не нравиться, потому что кажется устаревшим, но лично я отдаю ей должное: это эталонное приключение, которое способно затянуть человека, который никогда не играл в подобные игры (прекрасное управление что на клавиатуре, что на геймпаде, автоподбор золота и множество других мелочей, которые делают ремастер удобным и дружелюбным). Особенно если вам есть с кем играть. Тогда даже обычный уровень сложности преподнесет немало сюрпризов. Теперь осталось, чтобы авторы наладили работу серверов и не допускали ошибок, как в первые дни, когда по непонятным причинам сбрасывался прогресс и исчезали персонажи. К счастью, это длилось недолго, хотя осадочек остался. И не у меня одного.