Представьте ситуацию, что вы — мужчина в самом расцвете сил, приходите домой к любящей жене, которая за романтическим ужином сообщает волшебную новость о будущем ребенке. Но эту идиллию прерывает требовательный стук в дверь — неизвестный, представляясь полицейским, врывается в дом, обвиняет вашу супругу в серьезном преступлении и связывает вас обоих. Ужасная ситуация неожиданно «сбрасывается» — и вот вы вновь заходите в дом, жена снова вам улыбается, но вы уже понимаете, что она что-то недоговаривает…
Twelve Minutes — это интерактивный триллер про временные петли. Шаг за шагом нужно предотвращать или наоборот провоцировать те или иные события, чтобы получить ответы на вопросы. Обстоятельства остаются постоянными: вы всегда будете возвращаться домой с работы, на романтический ужин всегда есть десерт, всегда будет приходить этот проклятый «полицейский», а за окном — всегда будет идти дождь.
Игра дает полную свободу действий и не диктует, что именно вы должны делать. Например, можно попробовать сразу зарезать жену (это была моя вторая попытка разобраться в ситуации, не судите строго), выйти из квартиры, устроить засаду на незваного гостя или просто уснуть в кровати. С каждой временной петлей невольно задумываешься, как авторам удалось уместить в трех с половиной локациях и при одних и тех же константах так много вариантов действий.
Но в этой свободе — главная проблема Twelve Minutes. В диалогах между главным героем и его женой сперва есть буквально пара ключевых фраз с расплывчатыми намеками на то, в каком направлении нужно копать. Игра сама по себе не ставит вам никакой фактической цели — здесь нет предисловия, нет закадрового рассказчика или журнала с квестами. Вы можете взаимодействовать почти с каждым объектом в своей маленькой квартирке — налить воду в стакан, переставить декоративную свечку со стола на шкаф в спальне, включить радио или изучать картину на стене, и это может в итоге намекнуть на следующий шаг… а может и ни к чему не привести, и вы попросту впустую потратите время. В этом случае придется снова и снова перезапускать временную петлю, тыкаться как слепой котенок, комбинируя всевозможные варианты или, совсем отчаявшись, лезть в интернет в поисках гайдов.
Но если поймать нужный вайб, уловить логику, запомнить или записать, например, в блокнот важные детали, маршруты персонажей, внимательно следить за диалогами (на деле совсем бесполезных фраз тут практически нет — все имеет значения для продвижения по сюжету), игра начинает раскрываться. От каждой новой временной петли уже ждешь новой порции информации, новых сигналов для решения головоломки. И когда сюжет после правильных действий начинает со скрипом продвигаться, испытываешь неописуемый восторг от найденного решения.
У Twelve Minutes есть несколько концовок. Как и в случае с другими играми с альтернативными финалами, мало дойти до конца лишь однажды, чтобы увидеть все возможные варианты развития событий. Игра сама на это намекает — когда проходишь по одной из веток, тебе показывают финальные титры, а потом дают всего одну ачивку (всего их 12). Затем все неожиданно начинается заново — дескать, ищи остальные ответвления.
Стоит сказать и про актеров озвучки, само участие в проекте которых стало неплохим промо. Перед Джеймсом МакЭвоем, Уиллемом Дефо и Дейзи Ридли стояла непростая цель — передать настоящие эмоции и переживания в инди-игре, в которой почти весь геймплей построен на виде сверху, а у персонажей не видно лиц. И звездная тройка вполне справилась с задачей. Дрожащий и нервный голос «попаданца» МакЭвоя, холодные нотки безжалостного злодея с непростой судьбой Дефо и чувственные интонации Ридли придают 12 Minutes особую атмосферу.
В игре можно столкнуться с парой раздражающих багов — например, застрять между другим персонажем и тумбочкой. Иногда игровые алгоритмы в диалогах дают сбой: например, главный герой признается жене, что попал во временную петлю, а после, как ни в чем не бывало, предлагает отведать десерт. И супруга соглашается отведать сладкого как ни в чем ни бывало, не пытаясь хоть что-нибудь выяснить. Есть и вопросы к крайне неуклюжим анимациям персонажей — порой кажется, что их очень неумело дергают за веревочки в каком-нибудь кукольном театре.
Twelve Minutes можно назвать одним из неожиданных инди-хитов августа с любопытной формой повествования. Игра не ведет за ручку, объясняя, что и как надо делать, а, напротив, дает поле для экспериментов в лучших традициях песочниц. Здесь есть интригующая история, интересная концепция, любопытные головоломки, решение которых далеко не всегда лежит на поверхности. Она идеальна для прохождения в компании (например, со второй половинкой или друзьями) и подарит после любой из концовок богатую почву для размышлений и теорий. Однако Twelve Minutes может и сильно разозлить, если, скажем, долго не удается понять, куда двигаться дальше или в каком порядке что-то делать. Несколько багов и нелогичные действия персонажей также чуть портят впечатление, но таких моментов, к счастью, не так уж и много.