За две недели, проведенные вместе с Battlefield 2042, мое мнение об игре регулярно менялось от ненависти до любви. И обратно. С одной стороны, опытом и логикой я понимал, что Battlefield 2042 на данном этапе — очень небрежно сделанная игра, в которой катастрофически мало нового. С другой — несмотря на все минусы, перед нами старая добрая «баттла», играть в которую не менее весело, чем в любую из предыдущих частей серии. А порой — даже веселее.
И главная составляющая здесь, конечно, — современный сеттинг. Дело в том, что суть всей механики Battlefield — быстрые, на грани безумия, бои с применением техники и в целом внушительным масштабом. Когда эту формулу применяют к Первой мировой (Battlefield 1), получается почти что юмористическая пародия, в которой скоростные танки-коробки атакуют в одном строе с конницей. Вторая мировая подходит лучше, но тут дело уже в самом сеттинге — все-таки эту войну многие привыкли воспринимать как событие серьезное и трагическое. А вот выдуманный конфликт ближайшего будущего, в котором воюет всем знакомая российская и американская военная техника — отличный вариант.
В DICE не стали менять проверенную формулу: как и прежде, главными остаются режимы Conquest и Breakthrough. В первом игроки сражаются за ключевые точки на карте, во втором атакующая сторона должна занимать один за другим оборонительные рубежи противника, сделав это быстрее, чем закончатся подкрепления. Самая заметная новинка здесь — выросший масштаб. Число игроков в матче выросло до 128, увеличились в размерах и сами карты. Оба нововведения отлично балансируют друг друга. С одной стороны, из-за возросшей численности в Battlefield 2042 чаще случаются массовые побоища, с другой — если хотите более спокойного стиля, то на карте всегда найдется более укромный уголок. Ну и, конечно, возросший масштаб положительно повлиял на зрелищность игры: когда несколько десятков бойцов пытаются отбить атаку противника, одновременно укрываясь от ударов поддерживающих его вертолетов и танков, от происходящего на экране натурально захватывает дух.
При этом я не разделяю претензии, которые иногда звучат по поводу возросших масштабов. Стало слишком долго добираться до отдаленной точке на карте? Вовсе нет — эта проблема исправляется возможностью заказать доставку быстроходного квадроцикла или другого транспорта. Бои стали еще более массовыми и поэтому иногда хаотичными? Так в этом всегда и была суть Battlefield — выверенные тактические схватки можно поискать и в других шутерах.
А вот первая действительно серьезная претензия к Battlefield 2042 — эта игра не несет ничего нового и действительно успешного. Режимы Hazard Zone и Portal мы видим впервые, но шансов стать массовыми у них мало. Hazard Zone — поединки небольших групп (по 4 игрока и по 8 групп в матче), где каждый отряд сам за себя, а основная задача — собрать и эвакуировать данные. Очевидная попытка сыграть на поле королевских битв, но совершенно не нужная — в жанре уже полно более распространенных и проработанных конкурентов. Portal же отличная песочница, в которой на картах из четырех разных Battlefield можно столкнуть технику разных эпох, причем создав и настроив правила сервера по собственному желанию (это особенно актуально с учетом того, что в основных режимах от серверов отказались). Классный режим для фанатов, но массовым он вряд ли когда-то станет. Плюс уже сейчас Portal страдает от нехватки контента: восемь карт из четырех игр — это катастрофически мало, так что мы надеемся, что DICE не забросит режим в ближайшем будущем.
Если же вернуться к «основным» режимам, то проблема та же — помимо карт на 128 человек, в них нет практически ничего нового. Базовые механики игры, ее темп и баланс остались прежними. 2042 год здесь наблюдается в основном в названии: по полю боя носятся бойцы с привычным огнестрельным оружием и немного проапгрейженные образцы современной техники — есть даже старичок Ми-24, которого дизайнеры DICE превратили в лютого уродца. Пресловутого «будущего» в игре мало: можно призвать на помощь вооруженного робопса, установить защитную турель, есть несколько хитроумных гаджетов — но влияние на бой у них небольшое.
Важно отметить, что Россия и США в Battlefield 2042 воюют не напрямую, а руками полулегальных военизированных организаций. Отсюда и появились пресловутые специалисты — фактически это наемники, готовые выступать на любой стороне. Систему специалистов очень ругали во время беты, но к релизу она стала вполне рабочей. У каждого специалиста теперь ровно два уникальных навыка, экипировку же он может брать любую из прокачанного арсенала — делайте хоть снайпера, хоть штурмовика. Навыки специалистов не являются ультимативными, но экспериментировать с ними очень интересно. Например, играя за снайпера, можно взять Маккея — его крюк-кошка позволяет быстро взмывать почти на любые крыши и возвышенности, которые являются отличными огневыми позициями. А можно попробовать Бориса — его турель защитит от неожиданной атаки с тыла, ну или хотя бы предупредит.
Проблема специалистов в другом — с ними тяжело сжиться. Вариантов камуфляжа и жестов не так уж и много, прокачивать все это особо и не хочется. В итоге хватает ситуаций, когда в одном скваде из четырех бойцов трое выглядят одинаково. Выход здесь вряд ли получится найти: Battlefield 2042 претендует на реалистичную картинку, поэтому нарисовать экипировки всех цветов радуги просто не получится. И даже сейчас специалисты с их шутливыми репликами играют против атмосферы, которую в тех же «современных» Battlefield 3 и 4 всегда старались приблизить к разумному реализму.
Но больше всего претензий к балансу и технической стороне игры. В первые дни после релиза во многих матчах творилось настоящее шапито, когда, например, пара легеньких машин на воздушной подушке могла без остановки терроризировать противника за счет невероятной скорости, огневой мощи и защиты. Среди пехотинцев абсолютным чемпионом стал ПП-29 «Бизон», из которого умудрялись убивать врагов на снайперских дистанциях. К счастью, эти проблемы решили последним патчем, после которого бои стали более предсказуемыми.
Однако есть и более серьезные вещи. Например, на многих картах надо исправлять дизайн — в погоне за зрелищностью разработчики любят размещать контрольные точки на возвышенностях, где они превращаются в неприступные крепости. Атаковать такие можно или поднявшись на лифте, или спрыгнув с вертолета — оба маршрута очень опасные. Плюс разработчики почему-то разрешили десантировать технику на крыши зданий — так что истории с танком, который лениво расстреливает очередную штурмовую группу, поднявшуюся на лифте, стали уже локальным мемом. Да и в целом режим Breakthrough страдает из-за баланса — атакующие здесь выигрывают в разы реже, чем обороняющиеся.
Мемами стала и техника, ездящая по отвесным стенам, и вертолеты, летающие сквозь здания, и многое другое — технических багов в Battlefield 2042 катастрофически много. Страдает и оптимизация: даже на топовых видеокартах NVIDIA в разрешении WQHD можно получить лишь чуть больше 60 fps, да и то — отключив трассировку лучей (которая, впрочем, в этой части используется только для более реалистичных теней, поэтому мало влияет на качество картинки). Причем дело здесь даже не в видеокарте — из-за матчей на 128 игроков Battlefield 2042 очень требовательна к процессору, ресурсы которого еще и неэффективно использует. В DICE уже пообещали исправить этот недостаток, а также довести до ума функцию NVIDIA DLSS, но эта задача вполне может затянуться на месяцы. Зато в Battlefield 2042 внедрили технологию NVIDIA Reflex, которая помогает сократить сетевую задержку.
Palit GeForce RTX 3070 Ti GamingPro — оружие любого поклонника шутеров
Battlefield 2042 мы тестировали на видеокарте RTX 3070 Ti GamingPro от компании Palit. И если отстраниться от описанных выше проблем с оптимизацией (к которым производитель железа, конечно, отношения не имеет), то карта справилась со своей задачей на отлично.
Хотя у Palit есть еще более продвинутая серия GameRock, карта GamingPro также радует исполнением: ее система охлаждения построена на трех высокоэффективных вентиляторах, четырех тепловых трубках и массивном радиаторе и охлаждает не только видеоядро, но и микросхемы памяти. Показатели в Battlefield 2042 пока нельзя назвать наглядными, но RTX 3070 Ti позволила играть в WQHD со всеми максимальными настройками и отключенной трассировкой лучей в 60-80 fps. Использование RTX или более высокие fps выглядят вопросом времени: сейчас включение DLSS почти никак не влияет на производительность, и это явно будут оптимизировать в ближайших патчах, как и общую производительность движка.
Наконец, последняя проблема Battlefield 2042 — небольшое количество контента. Всего семь новых карт для основных режимов, скромный арсенал оружия и техники — пока, конечно, интересно, но наскучит быстрее, чем раньше. В DICE уже анонсировали на начало следующего года старт первого сезона — в нем, вероятно, будет новая карта и новое оружие. Но учитывая количество проблем, с которыми столкнулась игра, встает вопрос — успеют ли?
В целом история с Battlefield 2042 до боли напоминает то, что происходило с Battlefield V. В прошлый раз игра также вышла с большим количеством проблем на старте, которые исправляли достаточно долгое время. Сейчас Battlefield V играется более чем нормально, но стоит вспомнить, что ради этого DICE даже отказалась от части планов по развитию проекта. Надеемся, что Battlefield 2042 не ждет такая судьба.
Ну а пока это проект для фанатов сетевых шутеров в стиле «баттлы» и любителей современного сеттинга. Вновь получилось зрелищно и динамично, но ради этого пока приходится мириться с кучей проблем.