Со стратегией Total War: Three Kingdoms было связано немало фэнских надежд. Во-первых, игра должна была вернуть веру в серию Total War после разочаровывающей Thrones of Britannia, которая была лишена многих знаковых для серии особенностей. Во-вторых, Three Kingdoms предстояло доказать, что исторические Total War могут быть не менее зрелищными и увлекательными, чем фэнтезийная TW: Warhammer. Ну и в-третьих, убедительно воссоздать эпоху Троецарствия — важнейший период в истории Китая. Не будем томить и сразу раскроем интригу: Creative Assembly не подвела. Total War: Three Kingdoms — одна из самых комплексных и интересных игр студии. Она не только заимствует наиболее удачные игровые механики из прошлых Total War, но и дорабатывает их, делая еще лучше.
На дворе 190 год нашей эры, и в Древнем Китае царит хаос. Власть династии Лю, столетиями правившей империей Хань, ослабла: по всей Поднебесной вспыхивают восстания, а некогда великая страна разделилась на микрогосударства, подчиняющиеся влиятельным полководцам. Амбициозный военачальник Дун Чжо взял в заложники несовершеннолетнего императора и теперь пытается управлять разрозненной державой от его имени. Многие знаменитые полководцы решают объединиться, чтобы сообща выступить против узурпатора, но довольно быстро становится понятно, что такой союз не просуществует долго, ведь каждый лидер преследует свои цели.
Великий воин Гуань Юй, в честь которого в Китае возводят колоссальные статуи, считается воплощением конфуцианских идеалов
Хотя эпоха Троецарствия — реальный исторический период, она овеяна огромным количеством легенд, а многие участники событий тех лет почитаются в Китае и других странах Азии практически как боги, за что отчасти стоит поблагодарить невероятно популярный в народе роман Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Чтобы угодить фанатам как реальной, так и мифологической истории, Creative Assembly решилась на интересный ход и добавила два разных режима — исторический и романтизированный. В «правдивой» версии Three Kingdoms похожа на предыдущие игры серии: генералы — обычные люди, сражающиеся в сопровождении телохранителей, а юниты довольно быстро устают, бегая по полю боя, и дерутся хуже. А вот в романтизированном режиме Three Kingdoms больше напоминает Warhammer. Именитые герои сражаются в одиночку против сотен врагов и убивают одним ударом десятки рядовых солдат. Все юниты в этом режиме менее восприимчивы к усталости, а значит, их можно смело гонять из одного угла карты в другой и не волноваться о понижении боевых характеристик подчиненных.
От выбора режима также зависит текст описаний «заскриптованных» исторических событий. К примеру, в кампании за военачальника Цао Цао его чемпион Сяхоу Дунь в какой-то момент лишится глаза. В историческом режиме на экране появляется довольно сухое описание этого инцидента, тогда как в романтизированном подробно описывается, как Сяхоу Дунь выдернул попавшую в него стрелу, проглотил собственный глаз, а затем заколол вражеского лучника его же стрелой. Более того, в зависимости от выбранного режима меняется даже графика игры. С историческим фильтром Three Kingdoms напоминает Attila с ее мрачной серо-коричневой палитрой, тогда как в романтизированном режиме пейзажи Китая так и пестрят красками. Трава выглядит сказочно зеленой, деревья цветут, а небо радует завораживающей, почти что флуоресцентной голубизной.
Коварного и смертоносного Люй Бу (воин с перьями на голове) в шутку называют китайским Дартом Вейдером: он был правой рукой влиятельного тирана Дун Чжо
Как и TW: Warhammer, Three Kingdoms делает большой акцент на именитых героях. В начале кампании игрок выбирает не столько фракцию, сколько полководца-аватара. Выбор верховного главнокомандующего напрямую сказывается на геймплее: например, интриган Цао Цао может расходовать специальные очки политического влияния, чтобы менять отношения между фракциями. Храбрый военачальник Сунь Цзянь за каждую победу зарабатывает очки героизма, которые предоставляют ему полезные бонусы вроде более дешевого содержания юнитов, а Лю Бэй, в чьих жилах течет кровь императоров, может мирно присоединять к себе территории, все еще лояльные империи Хань.
Всего в Three Kingdoms есть несколько десятков уникальных героев, с которыми игрок будет выстраивать отношения на протяжении кампании. Когда раздаешь должности, важно учитывать трейты персонажей, определяющие их характеры. Так, если одним войском одновременно руководят жестокий полководец и благородный, то между ними начинаются склоки. Дело может дойти даже до драки — один генерал на несколько ходов выведет из строя другого, что сильно усложнит военный поход. Кроме того, у каждого персонажа есть показатель симпатии к главе фракции, то есть к игроку: если он сильно уменьшится, то в лучшем случае разочарованный дворянин по-тихому покинет своего хозяина, а в худшем присоединится к врагу или вообще попробует поднять восстание и создать свою фракцию.
Повышать лояльность полководцев можно разными методами, но проверенный способ — предоставить персонажу более высокий пост с более высокой зарплатой. Можно даже усыновить особо талантливого героя или героиню, сделать его наследником или женить на ком-то из своих детей. Ну а если нет другого выхода, ничто не запрещает казнить неугодного персонажа, хотя это и не понравится остальным членам двора.
На глобальной карте отмечены главные географические достопримечательности Китая — хороший способ узнать немного больше об этой стране
Помимо системы взаимоотношений межу героями, Creative Assembly улучшила дипломатию. Вернулись функция обмена территориями и возможность выдвигать ультиматумы. Система вассалитета стала глубже: можно предоставить подданной фракции гарантию автономии, чтобы улучшить с ней отношения, а можно аннексировать ее земли прямо в окне дипломатии, не объявляя войну. Но важно понимать, что во втором случае дворяне-вассалы, недовольные аннексией, перейдут в прямое подчинение игрока и смогут поднять бунт уже внутри его фракции, если вовремя не пресечь их буйные настроения с помощью кнута или пряника. Кроме того, можно самому напроситься к кому-то в вассалы, чтобы более сильная фракция защитила тебя от опасного врага. Правда, перед таким поступком стоит хорошенько взвесить все за и против, ведь если новый сюзерен окажется чересчур могущественным, придется надолго забыть о независимости. Альтернативный вариант — объединиться с кем-то в коалицию или создать военный союз. Коалиция укрепляет отношения, но не гарантирует, что фракции заступятся друг за друга в случае военной агрессии. Союз заключить сложнее, зато он обязывает всех участников выступить одним блоком против врагов.
Механика секретных агентов была переработана с чистого листа: можно забыть о комичных ситуациях, когда десяток ассасинов преследует на глобальной карте твою армию и на каждом ходу пытается зарезать генерала. Теперь сами полководцы могут выступать в роли агентов и саботировать деятельность врагов изнутри. Для этого игроку достаточно выбрать одаренного героя, а затем отправить его в чужую фракцию. Ее лидер, увидев высокие характеристики и крутую экипировку персонажа, может нанять его на службу, даже не догадываясь, что имеет дело со шпионом. Когда герой займет высокую должность в рядах противника, то начнет исполнять секретные поручения. К примеру, если шпион стал одним из офицеров во вражеском войске, то сможет замедлять эту армию и отравлять провизию, чтобы наносить урон юнитам. А если ему достался пост администратора провинции, он попытается поднять восстание, чтобы присоединить территорию к землям своего настоящего господина. Главное — учитывать, что ИИ точно так же может подкидывать игроку засланных казачков, поэтому лучше не торопиться с назначением новых рекрутов на важные посты.
В игру наконец-то вернулись боевые построения, начиная от стены щитов и заканчивая аналогом каре
Первая половина кампании, когда в твоем подчинении лишь горстка провинций, персонажей и армий, — настоящая борьба за выживание, особенно в центре глобальной карты, где каждый военачальник пытается отгрызть кусок земли соседа. По мере того, как игрок побеждает в боях, захватывает новые города и возводит новые постройки, он повышает свой рейтинг и получает новые титулы. Когда рейтинг достигнет максимума, игрок и лидеры двух других наиболее могущественных фракций объявят себя императорами, после чего стартует фаза Троецарствия. Чтобы победить в кампании, нужно захватить столицы конкурирующих царств и доказать, что лишь твоя династия заслуживает права управлять объединенным Китаем.
Сражения в Total War: Three Kingdoms изменились не так кардинально, как глобальный режим, однако даже нескольких новых идей оказалось вполне достаточно, чтобы освежить привычные битвы. Теперь армией командует не один полководец, а сразу трое: каждый усиливает навыками свою свиту из шести отрядов. Плюс герои-военачальники в Three Kingdoms отличаются друг от друга классами и выполняют разные роли на поле боя: стражники, например, являются мастерами обороны и могут дольше сдерживать врагов, тогда как стратеги ухудшают характеристики чужих юнитов своими пассивными умениями. Еще в Three Kingdoms впервые за всю историю серии появились дуэли, доступные исключительно в романтизированном режиме: герои могут бросить друг другу вызов и вступить в поединок, сражаясь со сверхчеловеческой грацией. Армия победителя будет воодушевлена победой, тогда как войско проигравшего будет деморализовано. Наконец, в Three Kingdoms появилась настройка графики, позволяющая увеличить численность солдат в одном отряде аж до 240 человек, что делает здешние сражения самыми масштабными среди всех Total War. Правда, такие большие отряды слишком долго выполняют команды.
При всех достоинствах Total War: Three Kingdoms, увы, нельзя назвать безупречной. ИИ по-прежнему оставляет желать лучшего как на карте кампании, где иногда приходится много ходов преследовать вражескую армию, отказывающуюся принять бой, так и в самих битвах (особенно во время осад городов). Юниты не сильно отличаются внешне, а из-за огромного количества информации на экране интерфейс игры получился не настолько интуитивным, как хотелось бы.
Тем не менее, эти недостатки нисколько не мешают восхищаться общей гениальностью Total War: Three Kingdoms. Игра предлагает куда больше глубины в глобальном режиме, чем ее предшественники. Это не совсем уровень комплексности игр Paradox, но в целом колоссальный шаг вперед для Total War. А благодаря могучим героям, в одиночку сдерживающим целые армии, сражения в Three Kingdoms вызывают восторг так же часто, как и в Warhammer. Three Kingdoms — квинтэссенция Total War. Это продуманная до мелочей стратегия со зрелищными баталиями в одном из самых интересных исторических сеттингов. С нетерпением ждем, чем же Creative Assembly удивит нас в будущем.