Оригинальная Subnautica — одна из тех игр, которым можно часами петь дифирамбы. Она покинула ранний доступ три года назад, уже по сути на закате бума симуляторов выживания, когда индустрия начала переключаться с survival-игр на королевские битвы. На тот момент «выживачей» вышло уже так много, что геймеров было сложно удивить чем-то новым, однако авторы Subnautica все же смогли это сделать. У них получилась одна из самых качественных и неповторимых представительниц жанра: Subnautica радовала уникальной концепцией (симулятор дайвинга на другой планете), необычным сеттингом (события почти всей игры происходили под водой) и, главное, увлекательным геймплеем с комплексным крафтингом и строительством. А еще она получилась чуть ли не самой «страшной нестрашной» игрой всех времен, после прохождения которой в мире наверняка стало больше людей с талассофобией.
Помня об успехе первой части, игроки возлагали на продолжение, Below Zero, довольно высокие ожидания. Получилось ли их оправдать? Скорее нет, чем да, но это еще не означает, что Below Zero не заслуживает внимания.
Обсуждение сильных и слабых сторон сиквела стоит начать с сюжета — его в новой игре подают куда лучше, чем в предыдущей части. Below Zero рассказывает историю девушки Робин, которая прилетела на планету 4546B в поисках сестры Сэм, участвовавшей в одной из научных экспедиций. Розыск Сэм — основная сюжетная линия игры, но есть и побочная, посвященная загадочному инопланетянину Ал-Ану, который переносит свое сознание в Робин и просит героиню построить для него новое биомеханическое тело.
Следить за историей сиквела интереснее, потому что героиня Below Zero получила озвучку (протагонист прошлой части молчал как рыба), а кроме того, в новой игре, в отличие от предшественницы, появились второстепенные персонажи, с которыми можно пообщаться. И главная звезда Below Zero — это, без сомнений, Ал-Ан, застрявший в разуме девушки. Ему чуждо все человеческое и он нередко вступает с Робин в дискуссии относительно природы людей. И да, получается, что в Below Zero есть свой местный Джонни Сильверхенд, только более воспитанный.
Если к подаче сюжета вопросов нет, то с остальными составляющими Below Zero все уже не так однозначно. Больше всего, конечно, озадачивает карта, которая оказалась заметно меньше мира первой игры. Новые биомы, увы, сложно назвать особо запоминающимися: в том или ином виде мы их уже видели в оригинале (плавающими подводными островами второй раз не удивишь). Ну и нельзя не заметить, что авторы продолжения ко всему прочему явно переборщили с пещерами: почти в каждом биоме теперь есть подземный лабиринт, по которому игроку придется научиться ориентироваться.
Также беда в том, что новые биомы населяют куда менее пугающие создания, чем в оригинальной Subnautica. Помните грозных жнецов-левиафанов, бороздивших глубоководье? Сколько из-за них пришлось выпить корвалола! В Below Zero им на смену пришли новые гигантские хищники, которые напоминают нелепую смесь дельфина и креветки и, соответственно, ужасают куда меньше. И это действительно недостаток новой игры, ведь Subnautica прославилась как раз благодаря тому, что экспедиции в темные морские пучины порой становились настолько пугающими, что после них какая-нибудь Resident Evil 7 казалась веселым развлечением.
Below Zero больше фокусируется на приключениях на суше, а не в глубинах инопланетного океана, и это огорчает. В сиквеле приходится изучать покрытую льдами поверхность, однако делать это не особо увлекательно, потому что суша не может похвастаться настолько же богатой флорой и фауной, как океан. В придачу игроку также нужно постоянно греться под особыми «тепловыми» цветками, чтобы не замерзнуть насмерть, что быстро начинает раздражать.
Новые биомы, увы, сложно назвать особо запоминающимися: в том или ином виде мы их уже видели в оригинале (плавающими подводными островами второй раз не удивишь).
Наконец, Below Zero геймплейно ну уж слишком похожа на Subnautica, из-за чего игра воспринимается не как полноценное продолжение, а скорее как независимое дополнение. 85% процентов гаджетов и строений, которые можно соорудить в BZ, перекочевали сюда прямо из первой игры. Новые устройства и конструкции можно пересчитать по пальцам: появился, например, музыкальный автомат, стеклянные крыши, плюс теперь можно возводить новые, более крупные жилые помещения. Пожалуй, самое интересное нововведение — транспорт «Мореход»: его можно использовать как быструю подводную лодку или как медленную, но более вместительную субмарину, пристыковав дополнительные модули. Эти модули, к слову, в любой момент можно отцепить, чтобы вернуть транспорту мобильность. «Мореход» — полезное и любопытное средство передвижения, которое взяло все лучшее у «Мотылька» и «Циклопа» из оригинальной Subnautica, однако его появления недостаточно, чтобы кардинально освежить впечатления от игрового процесса. Кстати, есть в Below Zero и еще один новый вид транспорта под названием «Полярный лис», но использовать его можно лишь на суше, поэтому особо ситуацию он не меняет.
Below Zero недостаточно инновационная, чтобы по-настоящему выделиться на фоне первой Subnautica. Однако в нее все равно интересно играть. Да, сеттинг и геймплей новой части получились вторичными, но они все равно умудряются захватывать, просто потому что перед тобой добавка к одной из лучших игр пятилетки. Если вы никогда не играли в оригинальную игру, Below Zero может стать неплохой отправной точкой, так как это более компактное приключение и к тому же с достойным сюжетом. Если же вы уже играли в Subnautica в 2018 и вам захотелось ее перепройти, то обратить внимание на Below Zero тоже стоит: все же любопытнее исследовать новую карту, а не повторно изучать старую. Главное — не ждите от игры каких-то откровений: они, хочется верить, будут уже в полноценном сиквеле.
Ещё по теме:
- Круче, чем в играх: истории о реальном выживании
- Лучшие одиночные симуляторы выживания
- Самые опасные игровые сеттинги