Фантазия писателя Говарда Лавкрафта нарисовала удивительно насыщенный мир, который все чаще привлекает разработчиков игр. Пространство для творчества в таком формате безгранично: Лавкрафт оставил после себя огромное количество материала и разные комбинации идей порождают удивительные, цепляющие вещи. И все это время не хватало настоящей RPG про придуманные им фантасмагорические вселенные — такой, которую можно было бы исследовать от лица совершенно не похожих друг на друга героев — с разными обликами, предысторией, характером и поведением в бою. Stygian заполняет этот пробел.
В любых играх по вселенной Лавкрафта первое, на что обращаешь внимание, — насколько разработчики любят первоисточник и внимательны к деталям и нюансам, оживляющим нарисованный мир. Cultic Games здесь превзошла, кажется, всех предшественников. Игра раскрывается с первых кадров — уже на экране создания персонажей становится слегка не по себе от иллюстраций и музыкального сопровождения.
Аркхем — город небольшой, но разработчики сумели оживить каждый его уголок. При правильном стечении обстоятельств его придется изучить вдоль и поперек — и узнать все его самые жуткие секреты
Stygian предлагает многообразие героев, а значит и сюжетов. Сначала выбираешь персонажа и его архетип исключительно по внешнему виду и предлагаемой роли, затем начинаешь сверять плюсы и минусы по характеристикам. Быть аристократом или сыщиком? Актером? Прагматичным человеком или удариться в эсхатологические рассуждения? Приготовьтесь к тому, что первые попытки начать прохождение быстро вернут вас обратно на этап создания героя — исключительно из желания попробовать другой типаж и посмотреть, что изменится в диалогах и сценках.
Сюжет берет стремительный старт и бросает героя на произвол судьбы в наполненном событиями Аркхеме. Город не без потерь пережил пробуждение Древних. Последствия необратимы, будущего нет, остается кое-как выживать и ждать чудес. Персонаж просыпается в арендованной комнате на втором этаже бара и видит таинственного человека без лица, который манит за собой. Проследовав за ним и увидев первые образы здешнего безумия, он снова просыпается в том же месте, — уже под управлением игрока. Повторяет путь из сна и… все. Дальше вы предоставлены сами себе. Дневниковые записи содержат пространные подсказки, толку от которых ничтожно мало. Приходится изучать мир вокруг буквально вручную: общаться с местным населением, значительная часть которого находится в шаге от безумия, перемещаться между несколькими локациями и выпытывать правду в магазинах, пытаясь привыкнуть, что расчет ведется исключительно сигаретами.
Stygian всеми силами поощряет отыгрывание роли. Как настольные игры по Лавкрафту подразумевают полное погружение в происходящее, так и здесь это жизненно необходимо для успеха. Играть вполуха, отвлекаясь на другие вещи невозможно совершенно. В то же время потеряться во всех доступных активностях довольно просто, а что по-настоящему важно — вечная загадка. Захотели поговорить с проституткой женским персонажем и посмотреть, к чему это приведет? Зажали сигарету бездомному, потому что восприняли его как очередного попрошайку, который ничего полезного не скажет? Отказались читать подобранные бумажки, сочтя их за лишенный смысла сюжетный «обвес»? Никогда не знаешь, что из предложенного действительно нужно для прохождения и на каком этапе, и все же остановиться уже нельзя — очень уж любопытно. Цена ошибки, между тем, довольно высока: несколько неверных решений — и можно загнать себя в тупик (финансовый, по ресурсам, по развитию и состоянию героев), после которого хоть с начала начинай.
Битвы в Stygian можно описать одним словом: утомительно
По мере развития сюжета главный герой встречает напарников. Взять в команду можно двух полноценных спутников (они будут участвовать в диалогах и отображаться в меню) и одного «персонажа на подхвате» — он нигде, кроме боев, появляться не будет, но плату за сопровождение потребует. В зависимости от выбранной предыстории, стиля игры и других факторов, помощников нужно время от времени менять. Так, по городу интересно бегать с сыщиком и зашуганным оккультистом (который в силу убеждений никогда не зайдет в помещения, кроме тех, где предстоит драться). Однако на стрелку с местным криминальным авторитетом и чемпионом по распитию виски лучше взять, например, поехавшего крышей солдафона (пускай тот в процессе битвы может поймать совсем кошмарное помутнение рассудка и атаковать вообще все, что дышит, включая товарищей). С авторитетом, кстати, можно не драться — есть вариант уболтать его на соревнование, кто кого перепьет.
Stygian всеми силами поощряет отыгрывание роли
Сражения в Stygian уникальные: локации, противники, дополнительные сценарные условия (разъяренная толпа вряд ли будет биться до последнего и даст деру при первом же ранении, так стоит ли тратить все патроны?) создают интересные и непохожие друг на друга игровые ситуации. Боевая система пошаговая и опирается на расход очков действия с учетом традиционных RPG-шных характеристик. В распоряжении персонажей весь бытовой арсенал скатывающегося в пропасть отчаяния Аркхема: от заточек до винтовок и коктейлей молотова, а также ритуалов и заклинаний, доступных, правда, только практикующим оккультизм выжившим.
Если вы читали Лавкрафта, то хорошо помните многостраничные описания душевного состояния главных действующих лиц. Здесь все работает по той же логике, но в игровых условностях. Вы стали свидетелями чудовищной расправы культистов над человеком, который вчера пожаловался, что стал персоной нон-грата для власть имущих, — бам, сильный удар по психике. Встретили в отделении местного банка умалишенных во главе с клерком без штанов — первый же визг безумцев и способность мозга принять и переварить происходящее значительно ослабела. Вступили в перестрелку с мафией — на фоне остального, вроде, ничего страшного, а все-таки без последствий не останется. Наконец, наткнулись на выводок чудовищ в едва освещенных складских помещениях — ну, пиши пропало. Выжить будет очень непросто, а пережить душевные травмы — и того сложнее.
В боевую систему заложено много интересного, но сами битвы затянуты и влекут много неприятных последствий — для здоровья персонажей, их психики и кошелька.
После первого же боя, который почти наверняка серьезно искалечит психику персонажей, мир вокруг начнет преображаться. И чем слабее сознание, тем ужаснее галлюцинации: графические фильтры сделают изображение мерцающим, зернистым, тусклым, по городу станут появляться монстры, а строчки в диалогах будут на глазах зачеркиваться и заменяться на истерические вопли безумца. Предусмотрено много способов вернуть рассудок (можно закупать лауданум в магазинах, запивать горе виски, крафтить снадобья, кхм, на кокаиновой основе), однако иногда лучше пустить все на самотек, опять же, из интереса увидеть к чему все это приведет.
После первого же боя, который почти наверняка серьезно искалечит психику персонажей, мир вокруг начнет преображаться
Параллельно с терзаниями вымышленных персонажей страдать будет и сам игрок, причем в большинстве случаем по тем же поводам. Stygian — образец великолепного, дотошного переноса литературы в видеоигру, однако как компьютерная RPG это отнюдь не самый современный продукт. Блуждания по красиво нарисованным улицам действительно подстегивают азарт первооткрывателя, но приедаются и спустя пару часов откровенно раздражают. Куда идти? Что делать? Почему полчаса назад было очень много активностей, а сейчас нет совсем ничего? Сказывается и общая медлительность: размеренный темп хорош первое время, а когда хочется развития сюжета в целом, неторопливость выводит из себя.
Редкие, но затянутые битвы нельзя назвать чересчур сложными — скорее, «читерскими». В особо напряженных столкновениях можно просто снова и снова перезапускать бой ради выгодного первого хода противников. Из-за высоких шансов промаха и других статистических тонкостей битвы похожи на сражения пенсионеров — вроде обмениваются ударами, стреляют друг в друга, а прошло полчаса и никому пока не больно. Огнестрельное оружие не обладает каким-то преимуществом, кроме дистанции. Во всяком случае, такое впечатление складывается значительную часть прохождения. Что из револьвера три единицы урона, что топором по диагонали удар — одно и то же. Понятно, что жанр испокон веков завязан на броски кубиков, и все же баланс часто оставляет в недоумении.
Многие игровые ситуации в Stygian очень порадуют фанатов творчества Лавкрафта
Наконец, самое странное решение — это невозможность плодить множество пользовательских сохранений. Есть несколько автоматических и одно по выходу из игры, что для компьютерной RPG, как минимум, необычно. В довершение всего на общих впечатлениях сильно сказалось множество предрелизных багов, из-за которых пару раз пришлось создавать заново персонажа. Прямо накануне релиза вышел патч, устраняющих ворох технических проблем и играть стало проще, однако перечисленные выше нюансы обновление не затронуло.
Stygian — один из самых ярких и запоминающихся спектаклей в декорациях миров Лавкрафта. В нем замечательно все, что касается лирики и любви в первоисточнику. Многие непростые решения по части баланса и геймплея в целом, однако, не дают получать удовольствие «сходу» — надо привыкнуть и простить, и только спустя несколько попыток начать новую жизнь в Аркхеме игроку наконец-то улыбнется удача.