19 июля на консолях PlayStation и PC вышла Stray — приключенческая игра про похождения одинокого кота. Работать над ней студия BlueTwelve начала еще в 2015 году, а после релиза адвенчура захватила топ продаж Steam и вырвалась в лидеры платформы Valve по количеству одновременных игроков в сети. Мы уже прошли новинку и делимся впечатлениями от этой небольшой, но милой игры.
События Stray разворачиваются в будущем. Человечество куда-то исчезло, и теперь города населяют лишь андроиды. Они почему-то даже одеваются, как люди, и выполняют их обязанности: подметают улицы, занимаются наукой и так далее. Главный герой — потерявший свою стаю кот, который во время прогулки срывается в пропасть и оказывается далеко от сородичей. Теперь ему предстоит найти дорогу наверх, однако даже всей кошачьей ловкости будет мало. Нижние слои города населяют зурки — загадочные прожорливые существа, которые едят все живое и неживое. А за соблюдением порядков на улицах следят роботы-стражи, которые не хотят пускать кота в некоторые регионы.
Помогать главному герою в его приключениях будет небольшой летающий робот. Напарник умеет взламывать электронные замки и переводить язык андроидов, но на большее не способен и во многом рассчитывает на помощь кота. Более того, робот очень любит попадать в неприятности, так что спасать его придется не раз.
Хотя погибнуть в Stray все же можно, у BlueTwelve получилась очень короткая и простая игра, с которой разберется даже далекий от геймпадов человек. Большую часть времени игрок прыгает по коробкам и трубам, ищет дырки в заборах и занимается преодолением других препятствий, пытаясь добраться от одной точки к другой. Иногда во время прогулок по заброшенному миру приходится удирать от зурков и Стражей, однако проблем такие эпизоды не доставляют.
Не меньше времени уходит на общение с андроидами. Роботы встречают кота с недоверием, но быстро учатся доверять ему и даже поручают важные задания. Выполнить их сразу, как правило, нельзя: часто квесты связаны в цепочки, где каждый готов помочь, но в обмен на ответную услугу. Например, один робот может сделать нужный вам гаджет, однако для этого придется найти провода. Другой андроид готов обменять их на моющее средство, но и его так просто не получить.
Общение — одно из основных занятий в Stray, хотя тратить на это время необязательно. Некоторые разговоры проливают свет на происходящее в мире игры, однако не стоит ждать какой-то сложный и увлекательный научно-фантастический сюжет. Андроиды лишь в общих деталях расскажут, куда пропали люди, и чем они сами тут занимаются. А вы всего лишь котик, который хочет вернуться домой — это все, на чем концентрируется история.
Однако даже несмотря на сюжетную и геймплейную примитивность, оторваться от игры BlueTwelve сложно. Разработчики здорово передали ощущения от жизни кота и его движений, а еще заботливо расставили на вашем пути кучу предметов, которые легко смахнуть. Главный герой умеет высоко прыгать, и из-за этого в Stray приятно просто гулять по городу или скакать по полкам комнат, разбрасывая книги и бутылки, — потому что никто вам не запретит. И даже не отругает: роботы не переживают, что вы превратите их обиталище в помойку.
Вжиться в шкуру кота помогают и различные детали, которые не влияют на историю или игровой процесс, а просто позволяют подурачиться. Главный герой может попить воды из миски, улечься поспать, поточить когти, а отдельной кнопкой можно мяукать — хоть для привлечения врагов, хоть просто так. Тратить время на эти активности совсем не обязательно, но, опять-таки, иногда почему-то хочется. Иногда авторы даже высмеивают эти моменты: например, в паре мест для продвижения по сюжету надо хаотично бегать по клавиатурам.
Есть в Stray и головоломки. Они редко заставят вас задуматься дольше, чем на несколько мгновений, и не потребуют каких-то хитрых манипуляций с контроллером. В игре всегда понятно, что надо делать дальше, и за счет этого Stray не «буксует». События разворачиваются динамично, а темп у игры очень приятный. Локации не повторяются, а ситуации каждый раз меняются. В одном эпизоде надо убегать, в другом — прятаться, а в третьем дадут спокойно побродить по улицам.
И гулять в Stray приятно: разработчики тут постарались и сделали очень красивые декорации. Яркие неоновые вывески, отражения в лужах, обилие деталей в интерьерах — мир игры получился небольшим, но очень детализированным. Когда герой покидает очередное поселение и оказывается в диких условиях, контраст чувствуется сразу.
На полное прохождение новинки уходит примерно 3-5 часов. С одной стороны, это плюс: Stray ни капли не успевает утомить или наскучить однообразием. С другой стороны, кому-то это почти наверняка покажется недостаточным. В российском Steam за игру просят 700 рублей, в PSN — $30. Но владельцы PlayStation могут пройти новинку бесплатно, если у них есть новая подписка PS Plus уровня «Экстра».
Что касается минусов, то Stray можно поругать разве что за чрезмерную простоту — как геймплейную, так и сюжетную. Разумеется, игра с самого начала не претендовала на какую-то шокирующую историю, но совсем оставлять игрока без ответов тоже кажется не очень правильным. Например, было бы интересно узнать о взаимоотношениях людей и андроидов, особенно из уст роботов. Тут был простор и для мрачных историй, и для юмора, но разработчики эту возможность вообще не использовали.
Что касается игрового процесса, то в Stray совсем не приходится думать. Учитывая короткую продолжительность игры, стоило бы растянуть прохождение хотя бы парочкой чуть более хитрых головоломок. Но обычно решение видно сразу, а структура уровней предельно линейна: иногда достаточно буквально просто удерживать кнопку прыжка, чтобы герой добрался до нужного места.
Stray — отличная игра на пару вечеров, которую можно пройти вместе с дорогим человеком, и при этом не заскучать. Тематика подойдет и детям, и взрослым, а отличный темп и минимум сложностей делают творение BlueTwelve хорошей точкой входа в игровую индустрию.
Но надо понимать, что новинка вряд ли понравится игрокам, которые ищут что-то посерьезнее. Хардкорным игрокам Stray не может предложить ни увлекательного геймплея, ни интересного сюжета, ни как-то интересно обыграть свою простоту.
Ещё на PLAYER ONE:
- Обзор Assassin’s Creed Valhalla — Dawn of Ragnarok
- DNF Duel — ролевой мордобой
- Monster Hunter Rise: Sunbreak — рыцари, замки и драконы
- Sonic Origins — неплохой повод перепройти классику двухмерных платформеров
- The Elder Scrolls Online: High Isle — туманные бретонские острова