Оригинальная Spelunky была одной из самых заметных независимых игр своего времени и вместе с еще рядом проектов задала тон инди-бума второй половины нулевых. Ее ключевая идея была очень проста. Безымянный герой оказывается в таинственном подземелье, полном ловушек и опасных врагов. Смерть поджидает на каждом шагу, но какая-то волшебная сила раз за разом воскрешает героя, давая ему возможность вновь попытаться достичь сердца этого подземного мира. Только и само подземелье каждый раз меняется до неузнаваемости, так что невозможно просто запомнить все самые опасные места и заранее подготовить план их преодоления. Короче говоря, Spelunky была платформером с элементами rogue-like и в антураже «Индианы Джонса».
Несмотря на внешнюю простоту, игра стала настоящим хитом, в который продолжали играть даже через 12 лет после релиза. Тут сильно помогла случайная генерация уровней и куча интересных возможностей, которые Spelunky предоставляет спидраннерам. Но совсем недавно на PC и PlayStation 4 вышла вторая часть игры. Мы, конечно же, решили приглядеться к ней.
У Spelunky всегда было много общего еще с одним roguelike-хитом — The Binding of Isaac, и в случае с сиквелом это особенно заметно. Человеку со стороны довольно сложно понять, чем различаются между собой разные версии TBoI, выходящие с разными подзаголовками, и тут история похожая. Неподготовленный зритель может вообще не понять, что перед ним новая игра, потому что внешне мало что поменялось. Стала чуть чище и насыщеннее картинка, да и только. Конечно, дело теперь происходит не на Земле, а под поверхностью Луны, куда дочь главного героя первой части прилетает в поисках пропавшего родителя, но лунные подземелья поначалу не сильно отличаются от земных.
Как и в The Binding of Isaac, изменения сперва проявляются в мелочах. Во время очередного прохождения в тоннелях вдруг объявляется новый NPC, который предлагает сыграть с ним в кости и сулит ценный приз. То тут, то там возникают новые предметы. Вместо барышень, которых можно было спасать в первой части в обмен на восстанавливающие здоровье поцелуи, вашего внимания начинает настырно требовать очень милый мопс по кличке Монти. А встреча с первым боссом заканчивается самой настоящей развилкой, которая, наряду с уже знакомыми по первой части джунглями, скрывает первое большое новшество Spelunky 2: залитый лавой регион, где вашими врагами становятся огненные чудовища, роботы и самые настоящие черти с крылышками. Сиквел раскрывает свои тайны постепенно, и это вполне ожидаемо для продолжения игры, которая славилась огромным количеством мастерски спрятанных секретов. Настолько мастерски, что некоторые из них можно было найти разве что случайно.
Но главная тайна Spelunky 2 в том, что самое важное тут – не то, что добавилось, а то, что осталось. Неизменным остался дух игры, который и сделал ее такой популярной и обеспечил такую долгую жизнь. Помимо непредсказуемости, за которую отвечает процедурная генерация уровней, это ощущение большого приключения. Чувство, что действительно исследуешь новый мир, куда, может быть, тысячи лет не ступала нога человека. Многое здесь пока непонятно, но львиную долю кайфа как раз и получаешь от того, что постепенно разбираешься, как что работает. Это касается всего: каждый враг, каждая ловушка, каждый предмет — крохотный элемент головоломки, который нужно исследовать и понять, чтобы затем определить ему подходящее место в общей картине.
В этом смысле Spelunky 2, как ни странно, особенно интересна будет новичкам, которые еще мало представляют, что тут вообще происходит. Есть какое-то особенное удовольствие, когда понимаешь, как правильно делать в игре даже самые простые вещи. Например, как лучше всего обращаться с кувшинами, которые расставлены по уровням и в которых с одинаковой вероятностью может оказаться золотой самородок, драгоценный камень или, например, спящая змея. Но и для тех, кто уже освоил первую часть, тут хватает сюрпризов. Те самые новые регионы, свежие предметы, незнакомые NPC — все это в первую очередь адресовано им. Так что, даже несмотря на внешнее сходство, знатоков Spelunky сиквел наверняка тоже увлечет.
Хотя звать Spelunky 2 сиквелом все равно как-то странно. Это не столько продолжение, сколько расширение уже знакомой нам игры. И это вовсе не недостаток (тем более, что игра действительно великолепная). В Spelunky всегда главной была не цель, а путешествие к ней. Важнее было не то, достиг ли ты финала, а то, сколько нового ты узнал и чему научился в процессе.
И в этом смысле вторая часть — достойная продолжательница славной традиции. Она побуждает быть внимательнее, осторожнее, настойчивее, изобретательнее. Учит находить выход из безвыходных ситуаций и спокойно принимать неизбежное, если уж из создавшегося положения не существует совсем никакого выхода — даже гипотетического. В нее так же можно залипнуть на недели, месяцы и годы, и чувствовать себя превосходно, игнорируя вообще все остальное, что происходит в индустрии. Кому нужен высокобюджетный крупняк, когда ты чувствуешь, что находишься на пороге нового открытия в этой маленькой, скромной, но практически безграничной игре?