«Аппетиты» современных браузеров велики: запущенная программа с парой вкладок занимает 0,6–1,1 Гб оперативной памяти. Рассказываем, как снизить расход ОЗУ, и существует ли идеальный, не особо «прожорливый» браузер.
Как работают браузеры
Chrome, Firefox, Safari и браузеры на базе Chromium (Opera, Edge, «Яндекс.Браузер»…) функционируют примерно одинаково. Все они используют многопроцессный режим — создают отдельный процесс для каждой вкладки, расширения, плагина. Посмотреть на текущие процессы можно в «Диспетчере задач».
Процессы порознь требуют больше ОЗУ, чем отнял бы общий процесс. К тому же на страницах куча интерактивных элементов, особенно если речь о YouTube или какой-нибудь соцсети.
Многопроцессность повышает скорость загрузки, безопасность и стабильность. Если на какой-то странице случится ошибка, это не приведет к закрытию браузера.
Так сколько ОЗУ нужно браузерам?
Обычно браузер использует не больше 1 Гб оперативной памяти. Когда открыты 30 вкладок и больше, потребление приближается к 1,3–1,5 Гб. Если свободной памяти становится мало, браузер мешает работе других программ и выгружает из ОЗУ старые вкладки — когда вы вернетесь на такую страницу, она перезагрузится. Согласитесь, неприятно.
В интернете принято высмеивать «вечно голодный» Chrome. Он не только забивает оперативную память, но и «выжимает» аккумулятор ноутбука и нагружает центральный процессор. Edge от Microsoft, например, ведет себя гораздо эффективнее.
Хотя Chrome выбирают за скорость, Google за последние годы снизила его «прожорливость». Обратите внимание на мини-эксперимент, проведенный журналистом makeuseof.com: он запустил в Edge, Opera, Chrome, Firefox и Safari страницы с Twitter, BBC Sport, YouTube и Facebook. Самым «ненасытным» оказался Safari, а Chrome расположился посередине.
Продолжим тему экспериментов: американский блогер Джонатан Моррисон выяснил, сколько ОЗУ займет Chrome на пределе возможностей. Моррисон открыл 6 тыс. вкладок — Chrome «съел» более 1,4 Тб оперативки Mac Pro.
Как сократить потребление ОЗУ браузером?
Вот несколько советов:
- отключите бесполезные расширения;
- блокируйте рекламу при помощи Adblock Plus;
- включите автообновление браузера;
- не оставляйте страницы, к которым хотите вернуться позже, открытыми — добавляйте их в закладки;
- установите расширение The Great Suspender в Chrome (или его аналог в другом браузере). Оно «замораживает» процессы на неактивных вкладках.
В противном случае придется докупать ОЗУ.
Напоследок отметим, что «аппетит» Chrome не мешает ему оставаться наиболее востребованным браузером в мире. По статистике за январь доля Chrome на мировом рынке — 64,1%. Следом — Safari (17,21%) и Firefox (4,7%). В РФ в тройку лидеров входят Chrome (58,52%), «Яндекс.Браузер» (15,04%) и Safari (9,26%).