По замыслу разработчиков Shadow of the Tomb Raider должна была стать триумфальным завершением новой трилогии о становлении Лары Крофт. Даже если бы они не говорили об этом напрямую, догадаться было бы несложно — хотя бы по тому, как закольцовываются в игре некоторые магистральные темы сериала и как в заключительных титрах мелькают иллюстрации не только из этой части, но и из предыдущих двух. «Посмотрите, какой большой путь мы прошли вместе! — как бы говорят авторы. — Правда, классно?» Ответить на это можно только одно: да, классно. Было. До определенного момента.
Сюжет Shadow of the Tomb Raider посвящен погоне за двумя древними артефактами майя, в которых по преданию заключена сила Кукулькана — бога творения и разрушения. Владелец этих предметов — кинжала и шкатулки — якобы получит власть перекроить весь мир в соответствие со своими представлениями или уничтожить его. Процесс, который должен закончиться апокалипсисом, запускается в самом начале игры, а виновной в этом оказывается Лара. Теперь ей необходимо заполучить артефакты и исправить свою ошибку. Но параллельно с ней за кинжалом и шкатулкой охотятся и ее давние враги — тайная организация «Троица», повернутая на оккультизме и мировом господстве.
Особых изменений в геймплее по сравнению с другими частями не произошло. Мы все так же исследуем гробницы, карабкаемся по скалам, решаем головоломки и время от времени участвуем в перестрелках. Из новинок — разве что возможность спускаться на веревке с некоторых специально обозначенных участков на скалах да увеличившееся число подводных сегментов. Заодно в Shadow of the Tomb Raider появилось некое подобие подводного стелса: иногда Ларе нужно прятаться в водорослях от проплывающих мимо стаек пираний. Добавилась пара новых боевых возможностей: теперь врагов можно убивать отравленными стрелами и ловушками, а также вызывать у них галлюцинации при помощи стрел, смоченных в специальном токсине. Ну и, наконец, стало больше мирных хабов. В первой части их не было вообще, а во второй появился один — деревня последователей бессмертного пророка. В Shadow of the Tomb Raider таких локаций сразу три, причем в одной из них проходит львиная доля игры. Всего этого хватило бы фанатам для полного восторга, если бы не множество проблем, которые преследуют новинку.
Что разработчикам удалось, так это жутковатая атмосфера, вполне подобающая случаю
Многие игроки предъявляли претензии к сценарию позапрошлой Tomb Raider: мол, попытки вызвать эмоциональный отклик не работают, да и вообще глупость какая-то получилась. Но те, кто действительно считал, будто сценаристка Рианна Пратчетт испортила перезагрузку Tomb Raider, просто не представляли, как новая трилогия закончится. Сюжет Shadow of the Tomb Raider примерно к середине превращается в нелепое месиво. Например, в определенный момент героиня попадает в отрезанный от внешнего мира тайный город под названием Пайтити, где до сих пор сохранилась культура древних майя. Здесь живут по заветам предков, ведут хозяйство по старинке, выращивают какао и кукурузу, поклоняются старым богам, а торговка на рынке с радостью продаст Ларе автоматический пистолет и лазерный прицел для винтовки… Минуточку, что? Чем больше времени вы проводите в Пайтити, тем сильнее хочется спросить у разработчиков: так это тайный город или проходной двор? Кажется, что сами сценаристы меняют точку зрения на сюжет каждый раз, когда придуманные правила почему-то перестают их устраивать.
С геймплеем тоже не все в порядке. Например, в Shadow of the Tomb Raider более важную роль играет стелс. Если в предыдущих частях незаметное прохождение было все же опцией, то во многих эпизодах новой игры это единственный способ остаться в живых, потому что враги слишком сильно превосходят Лару численно и гораздо лучше вооружены. При этом играть в стелс-режиме не особенно весело. Периодически и вовсе начинаешь злиться из-за откровенных глупостей. Скажем, вы подкрались к противнику, стоящему в отдалении от остальных. Специально включили «инстинкт выживания» — фактически сканирование местности, которое помимо прочего показывает, какие враги находятся в зоне чужой видимости, а какие нет. Удостоверившись, что вашу будущую жертву никто не заметит, вы нажимаете на кнопку стелс-убийства, Лара выскакивает с ножом из кустов, и тут же оказывается под огнем со всех сторон. Дело в том, что буквально в ту же секунду, когда вы решили напасть, кто-то еще из врагов повернулся в вашу сторону. Теперь вы мертвы. Пробуйте заново.
Иногда разработчики опускаются до совсем уж убогих методов. В одном эпизоде Лара вынуждена пробираться по джунглям, буквально кишащим отлично вооруженными бойцами «Троицы». У нее самой при этом нет ничего, кроме ножа. Укокошив незаметно первого врага, вы уже готовитесь обобрать его труп и забрать себе винтовку, но не тут-то было — такой возможности просто не предусмотрено. Авторы лучше вас знают, когда вам нужна пушка, а когда нет.
Впервые увидев эту конструкцию, Лара восхищается, как та простояла в рабочем состоянии сотни лет, назло землетрясениям и штормам. А потом все начинается рушиться, потому что героиня принимается карабкаться по механизму
Так и не решены многие старые проблемы сериала. Крафтинг, скажем, по-прежнему практически бесполезен. Шить себе новые костюмы нет никакого смысла — они, конечно, дают какие-то бонусы, но польза в итоге есть только от наряда из шкуры ягуара, который вы получаете по сюжету в первые три часа. Он делает героиню более незаметной и помогает в раздражающих стелс-эпизодах. Остальные же наряды, в основном, дают бонусы к добываемым ресурсам, которых и так хватает с избытком — пол-игры все эти травки, гайки и ткань просто некуда класть, так как рюкзак уже забит. В паре моментов одежда, правда, используется еще несколько неожиданным образом — в качестве социальной маскировки, когда Ларе по сюжету нужно слиться с толпой или проникнуть в охраняемую зону. Но это, опять-таки, не столько геймплейная, сколько сюжетная механика и используется она не особенно активно.
Оружие теоретически можно менять, подбирая наиболее подходящую модель, но, опять-таки, делать это незачем — проще и вернее постепенно проапгрейдить то, что есть почти с самого начала. Единственное возможное исключение — пистолет. Ближе к финалу Ларе станет доступна новая, действительно более мощная модель.
Что-то дикое произошло и с головоломками. Авторы Shadow of the Tomb Raider совершенно не стесняются задачек, решающихся простым перебором. А иногда случается, что головоломка решена, но почему решение было именно таким — все равно непонятно. Да и в целом дизайн уровней в новой игре скучнее — локации кажутся теснее, а исследовать дополнительные гробницы совершенно не хочется. Тем более, что даже замороженная ладья — первая опциональная гробница Rise of the Tomb Raider — была в сто раз увлекательнее.
Подводные сегменты в итоге мало что привносят в игру
При всем этом в Shadow of the Tomb Raider встречаются и по-настоящему интересные идеи. Например, две предыдущие игры строились по одной, очень явно просматривающейся формуле. Лара оказывается где-то в глуши, натыкается на изолированное сообщество, а в конце ей противостоит древняя армия магических существ. Сперва кажется, что и новая часть неукоснительно следует тому же сценарию, но в итоге сценаристы переворачивают многие привычные элементы с ног на голову, и это, конечно, делает игру интереснее и неожиданнее.
Попадаются местами и просто очень круто поставленные сцены — от некоторых из них просто мурашки по коже. В одном таком, к сожалению, очень коротком, эпизоде, Лара превращается в настоящего демона мести, а прямо перед схваткой с финальным боссом мы участвуем в по-настоящему эпическом и жутком сражении. В такие моменты вспоминаешь, что любишь Tomb Raider и надеешься, что ну теперь-то все пойдет на лад, но увы — раз за разом создатели игры уничтожают эти надежды.
Многих фанатов Shadow of the Tomb Raider скорее всего разочарует. Это очень неоднородная игра, которая с промежутком в считанные минуты то приводит в восторг, то выводит из себя. Если вы любите сериал, сыграть в нее все же стоит — хотя бы для того, чтобы увидеть, чем завершится борьба между Ларой и «Троицей». Но, если мы когда-нибудь получим новую Tomb Raider, очень хочется верить, что она будет более связной.