Sega Dreamcast — 15 лет

15 лет назад, в сентябре 1999 года, первая консоль шестого поколения Sega Dreamcast поступила в продажу в США. Sega возлагала на Dreamcast большие надежды, но уже через 18 месяцев прекратила ее производство, выйдя из гонки с Sony и Nintendo.

Dreamcast была отличной консолью, которой, к сожалению, крупно не везло. Часто говорят, что она опередила свое время: для конца 90-х и даже начала 2000-х многие идеи Sega были революционными.

Dreamcast стала первой консолью с полноценным онлайновым сервисом. SegaNet (в Европе — Dreamarena) позволял не только играть по сети, но и скачивать дополнительный контент для некоторых игр — например, новые уровни для Sonic Adventure 2 и музыкальные треки для Samba de Amigo.

Еще у Dreamcast была необычная карта памяти VMU. Она вставлялась прямо в геймпад и была оснащена кнопками, дисплеем и динамиком. В некоторых играх, например, GTA 2 и Resident Evil 3, она показывала количество здоровья и патронов, а в других превращалась в отдельную портативную консоль. Так, в Sonic Adventure можно было поймать зверька Чао, отправить его в VMU и выращивать там, как тамагочи.

Sega не жалела средств на игры для Dreamcast — обе части Shenmue до сих пор попадают в различные рейтинги «лучших игр всех времен и народов». К сожалению, ресурсов все равно не хватило. Производство Dreamcast остановилось уже через два с половиной после ее японского старта, а в США и Европе консоль продержалась всего полтора года.

Почему Dreamcast стала последней консолью Sega?

Рост недоверия к компании. В начале девяностых Sega испортила репутацию успешной Mega Drive неудачными расширениями Sega CD и 32X, после чего выпустила провальную консоль Saturn и не справилась с разработкой игры Sonic X-treme. Несмотря на все достоинства Dreamcast, многие игроки смотрели на новинку с сомнением.

Конкуренция с PlayStation 2. Dreamcast не имела соперников на рынке всего полтора года — в марте 2000-го стартовала PlayStation 2. Консоль Sony была дороже Dreamcast ($299 против $199), зато на ней запускались игры для первой PlayStation и можно было проигрывать DVD. Поскольку отдельные DVD-плееры в то время стоили очень дорого, многие семьи покупали PS2 только для того, чтобы смотреть на ней фильмы в новом формате. Приток новой аудитории позволял PS2 успешно продаваться даже тогда, когда на ней почти не было хороших игр.

Dreamcast же работала с 1,2-гигабайтными дисками формата GD-ROM, который придумала сама Sega, чтобы не платить лицензионные отчисления DVD-консорциуму. Победа DVD над прочими форматами дисков была очевидна еще до запуска Dreamcast, но Sega до последнего держалась за GD-ROM, разработка которого и так обошлась ей слишком дорого. Если бы Sega все-таки решилась перейти на DVD, судьба Dreamcast могла бы сложиться по-другому.

Нехватка денег. Sega продавала Dreamcast себе в убыток даже тогда, когда консоль стоила $199, а после запуска PlayStation 2 ее цену пришлось снизить до $149. Компания попала в порочный круг: ей надо было продавать консоль, но рост продаж означал рост убытков. Если Sony, будучи широкопрофильной компанией, экономила на производстве PlayStation, используя собственные компоненты, то Sega покупала их у сторонних производителей. К тому же, у Sony, Nintendo и Microsoft было банально больше денег, чем у Sega — при необходимости они могли «залить» деньгами любые убытки. У Sega такой возможности не было.

Пиратство. Консольный бизнес везде устроен примерно одинаково: теряя деньги на самих консолях, компании возвращают их за счет лицензионных отчислений от продаж игр. Dreamcast запомнилась десятками шедевров, но их продажи все равно были недостаточно для того, чтобы держаться на плаву. Тем более, что уже в 2000 году хакеры нашли в BIOS консоли уязвимость, которая позволяла запускать пиратские диски без дополнительных прошивок и модчипов. Да, игры ради этого приходилось обрезать и записывать на 700-мегабайтные CD, но простота и распространенность пиратства навсегда подорвала доверие к Dreamcast крупных издателей и магазинов. Конечно, пиратство обеспечило консоли небольшой скачок популярности (в том числе и в России), но он не смог спасти катастрофическую ситуацию.

10 лучших игр для Dreamcast

Несмотря на свою короткую жизнь, Dreamcast запомнилась большим количеством отличных игр. Мы выбрали среди них десятку лучших.

Sonic Adventure

Sonic Adventure не только подружила известный сериал с третьим измерением, но и вернула синему ежу былую славу. Это самый зрелищный платформер своего поколения — Марио и Крэш Бандикут и рядом не стояли.

Crazy Taxi

Дикие аркадные заезды под аккомпанемент The Offspring и Bad Religion. Для Crazy Taxi Sega запатентовала зеленую стрелочку, указывающую направление движения, из-за чего Rockstar North пришлось придумать для GTA 3 фирменный навигатор.

Jet Set Radio

Jet Set Radio доказала, что игры об экстремальном спорте могут быть сделаны со вкусом и небывалой фантазией. Благодаря стильной рисованной графике аркада о роллерах-хулиганах отлично выглядит до сих пор. Два года назад игру выпустили на PC, PlayStation 3 и Xbox 360.

Soulcalibur

Образцовый файтинг с холодным оружием. В отличие от торопливых конкурентов по жанру, Soulcalibur был весьма вдумчивым развлечением — и вдобавок выжимал из Dreamcast все графические соки.

Shenmue

Самая дорогая игра своего времени с бюджетом $70 млн. и один из лучших проектов для Dreamcast. Shenmue моментально обрела культовый статус, но обернулась для Sega финансовыми потерями. Игры-песочницы прорвались в мейнстрим только вместе с GTA 3, когда Dreamcast уже была в могиле.

Phantasy Star Online

Первая онлайновая игра для консолей. Phantasy Star Online делалась по наитию — не имея ориентиров, студия Sonic Team собрала нечто вроде командной Diablo с трехмерной графикой и фантастическим сеттингом. И вновь Dreamcast опередила время — онлайновая революция случилась на консолях только через год, вместе с Halo.

Space Channel 5

Яркий пример смелой натуры Sega — музыкальная аркада об эксцентричной журналистке Улале, устраивающей танцевальные турниры с пришельцами. Сегодня подобные игры проходят по категории самого дикого инди.

Skies of Arcadia

Японская ролевая игра о воздушных пиратах. Skies of Arcadia подружила классические механики с графикой нового поколения и на год вырвала у Final Fantasy звание главной звезды жанра. Это одна из лучших сюжетных игр для Dreamcast.

Ikaruga

Один из самых изобретательных и зрелищных представителей жанра shoot 'em up. Сначала Ikaruga вышла на Dreamcast только в Японии и долгое время была вещью «для своих» (впрочем, пиратские диски с игрой продавались и в Москве). В феврале этого года культовый шутер наконец-то добрался до Steam.

Rez

Необычная смесь тира и музыкальной игры в визуальной эстетике Tron. В Rez игрок был хакером будущего и взламывал электронные системы в такт мелодиям, постепенно входя в транс. В 2002 году игра получила награду Министерства культуры Японии, а в 2012-м выставлялась в Смитсоновском музее американского искусства.

Dreamcast проиграла битву за рынок, но из всех консолей-неудачников она, пожалуй, остается самой любимой среди игроков. У каждого владельца Dreamcast остались теплые воспоминания о ней, а самые преданные фанаты до сих пор продолжают выпускать для нее самодельные игры — обычно это двухмерные платформеры или арканоиды. Последняя из них — Redux: Dark Matters вышла в этом году. Купить ее можно здесь.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр