В 1803 году судно «Обра Динн» отправилось в торговый рейс и пропало в пути. Спустя четыре года корабль вернулся в порт, но без единой живой души на борту. Сотрудник Ост-Индской компании поднимается на борт, чтобы выяснить, что произошло и оценить возможный ущерб. С собой у него волшебные часы, позволяющие заглядывать в прошлое, а также книга с описанием скитаний «Обра Динн» — с размеченным оглавлением, но пустыми страницами, если не считать списка пассажиров и членов экипажа, пары набросков и таинственного письма.
Как и в предыдущей игре Лукаса Поупа — Papers, Please — геймплей в Return of the Obra Dinn внешне чрезвычайно простой. Вы обследуете корабль и при помощи часов смотрите флэшбеки, из которых по кусочкам складывается история злосчастного корабля и его экипажа. Вроде бы и правда — обычный симулятор ходьбы, но на самом деле все гораздо интереснее.
Чтобы пройти игру, нужно выяснить, что именно пошло не так во время его путешествия. Для этого необходимо заполнить блокнот, наблюдая за событиями в прошлом, опознавая членов команды и фиксируя на виртуальной бумаге их судьбу. Каждого нужно опознать по имени и званию, и выяснить что с ними случилось: если живы — то как спаслись, а если погибли — то при каких обстоятельствах и от чьей руки? Для полного прохождения опознавать абсолютно всех не нужно, но будьте уверены — свою лепту в произошедшую на корабле трагедию внес каждый.
Происходит это так: на палубе корабля обнаруживаются чьи-то кости. С помощью магических часов игрок отправляется назад во времени, к моменту гибели обладателя этих самых костей. Сначала слышатся только обрывки последних фраз, а затем мы ненадолго оказываемся в застывшем мгновении: видим убитого, убийцу (иногда) и всех, кто находился поблизости. Все обстоятельства последнего мгновения очередной жертвы видны как на ладони, но этого всегда мало, ведь нужно еще опознать убийцу, а цепочка событий, которая привела к трагедии, могла начаться совсем в другой сцене, за несколько часов до того. Все события на борту взаимосвязаны, связи далеко не всегда очевидны, а самые явные выводы часто оказываются ошибочными. Return of the Obra Dinn вообще довольно умело манипулирует ожиданиями игрока и регулярно обманывает их. Сложности добавляет и то, что занесенные в виртуальный блокнот догадки о каждом персонаже игра подтверждает не сразу. Чтобы «верифицировать» записи, надо правильно ввести данные о трех персонажах, потом следующих трех и так далее.
Если описание структуры игры кажется вам запутанным — все так и должно быть. Return of the Obra Dinn — это довольно простая страшилка про море, рассказанная максимально сложным образом, так что для прохождения жизненно необходимы ручка и блокнот. Мы проживаем ее от шестидесяти лиц и рассматриваем с бесконечного количества ракурсов: сцена гибели каждого персонажа содержит подсказки о судьбе других. Значение имеет каждая оброненная реплика, любая мелкая деталь: вот кого-то из присутствующих назвали по имени, другой персонаж упомянул должность третьего, а еще один говорил с шотландским акцентом — значит, в списке пассажиров надо искать шотландца, наверняка это он. С точки зрения линейной драматургии в игре есть второстепенные персонажи, но с точки зрения геймплея — «лишних» людей на борту попросту нет. Особенно остро это ощущаешь ближе к финалу, когда остается буквально полдюжины неузнанных матросов — но именно без них история никак не желает складываться.
Игра напичкана небольшими подсказками и деталями, которые регулярно переворачивают наше представление о происходящем и заставляют задаваться новыми вопросами. Самые ничтожные мелочи могут оказаться важнейшими уликами: выражения лиц героев, каюты, в которых они находятся в момент событий… Это приводит мозг в состояние максимальной концентрации: помните этот прием из кино, когда вокруг головы героя начинают кружиться цифры, формулы и диаграммы, символизирующие напряженную работу мысли? В Return of the Obra Dinn что-то подобное будет разворачиваться в вашей голове в каждой сцене. Эта игра требует внимательности, умения держать в голове массу данных и анализировать их — события демонстрируются фрагментами, игрок путешествует во времени преимущественно назад, и это тоже запутывает. Не помешает и эрудиция: скажем, умение отличить английский акцент от уэльского может привести к неожиданным выводам.
Вот и получается, что симулятор ходьбы с конторским служащим в главной роли на поверку оказывается самым необычным интерактивным детективом современности. Секрет — в максимальной геймплейной простоте. Здесь не нужно продвигаться вперед по сюжету — вся драма развернулась и свернулась еще до того, как герой взошел на борт. Не надо шарить по углам в поисках улик — игра в нужный момент покажет их сама. Не надо решать головоломки, потому что корабль и его история — и есть головоломка. Все, что требуется: следить за происходящим и строить логические цепочки, нередко — методом исключения или вовсе наудачу. Никаких лишних условностей и жанровых клише — чистая работа интеллекта, торжество разума. Return of the Obra Dinn больше всего напоминает словесную игру в «данетки»: когда нужно с помощью вопросов на «да» или «нет» восстановить цепочку событий, известную только ведущему. Только здесь все, конечно, выразительнее и сложнее.
Return of the Obra Dinn — блестящее интерактивное произведение, которое вновь позволяет убедиться в силе человеческого воображения: оказывается, для того, чтобы прожить увлекательную историю, ни нужны ни продвинутая графика, ни кат-сцены, ни анимация, ни даже сложный геймплей. А вот ручка с блокнотом все-таки пригодятся.