Якутские разработчики из студии Fntastic называют Propnight смешением двух жанров: prop hunt и survival horror. И первое, и второе на поверку оказывается слегка притянутым за уши. В первую очередь, Propnight — это клон Dead by Daylight, в более мультяшной визуальной стилистике и с другим набором трюков для выживших, позволяющим им виртуозно избегать расправы. Копия получилась самобытной в меру возможностей, но пустой — и до конца не ясно, планируют ли разработчики расширять содержание игры в дальнейшем.
В Propnight четыре героя пытаются спастись от одного маньяка. На небольших локациях расставлены специальные Пропмашины, и игрокам нужно починить пять из них. Злодей призван помешать им это сделать, ранив и усадив на гипностул три раза. Как только необходимое количество машин будет заведено, выжившие должны открыть ворота и сбежать, а для убийцы это последний шанс поквитаться с негодниками и отправить на тот свет хоть кого-нибудь. Похоже на описание Dead by Daylight? Ровно до этого момента. Оригинал, Dead by Daylight, после этих слов ударяется в метагейм: систему рангов, прогрессию персонажей, уникальные перки для них, комбинирование наследуемых умений, получение редких предметов, которые можно взять с собой, и все в таком духе. Похожая история с маньяками — уникальные сами по себе, они могут получать дополнительные способности и делать охоту чуть проще для себя. Ничего из этого в Pronight нет: герои отличаются друг от друга лишь визуально, а убийцы — парой умений. Но есть нововведение, которое радикально все меняет: умение героев превращаться в окружающие их предметы.
Пресловутый жанр prop hunt вряд ли получится назвать сверхпопулярным — обычно его используют в дополнительных режимах или пользовательских модификациях, когда все остальное уже наскучило. Суть заключается в том, что персонажи — выжившие, в данном случае, — могут принимать физические характеристики объекта, в который перевоплощаются: вес, хрупкость и прочее. Поскольку цель — не продержаться какое-то количество времени, а открыть ворота и сбежать, игрокам нельзя просто стоять на месте, притворившись бутылкой вина или бочкой. Приходится шевелиться и постоянно перемещаться между пропмашинами.
В отличие от Dead by Daylight, Propnight и выжившие, и маньяк играют с видом от первого лица. Единственное исключение, когда камера переключается на другую перспективу, касается как раз превращения в предметы быта и починки пропмашин. Из-за этого соревнование становится более динамичным и немного суматошным (выше риск ошибиться и не увидеть маньяка), а игрокам не приходится разбираться в нюансах тысячи и одного перка каждого конкретного героя, поскольку для победы достаточно базовой смекалки и умения работать в команде. Участь маньяка все еще незавидная. Первые несколько раз он не то что вряд ли сумеет поймать кого-нибудь, но даже найти героев станет большой проблемой. Придется ориентироваться на движения (перекатывающаяся по двору коробка, очевидно, должна вызывать некоторые подозрения), но даже успешно распознав обман, нельзя торопиться с кровавой расправой. Выправляя сложный баланс асиметричного мультиплеера, разработчики также дали игрокам дополнительные способы уйти от противника вроде слепящего вспышкой одноразового фотоаппарата.
Уникальные умения маньяков действительно сбалансированы в том смысле, что ни один из них не имеет очевидного преимущества над остальными. При этом по-настоящему интересными умениями обладает только один — Импостер, который может сам превращаться в пропы и, соответственно, путать выживших, подмешиваясь в их ряды. В остальных маньяках без труда считываются образы злодеев из кино или игр (есть даже очень близкая копия одной из «дочерей» госпожи Димитреску из Resident Evil Village), но никакой особой хитрости в игре за них нет.
Судя по тому, как работает матчмейкинг на момент подготовки материала, игрокам нравится водить за нос маньяка. А вот найти желающего кошмарить выживших не так уж просто. Как и в любом асимметричном мультиплеере, обе стороны конфликта должны уметь отыгрывать полученные роли, и если кто-то один не справляется — вся идея летит к чертям. Вдобавок сказывается негибкость самой задумки Propnight.
Избавившись фактически от всех настраиваемых решений из Dead by Daylight, существенно оболванив идею и вычеркнув какое бы то ни было развитие персонажей, Fntastic получила игру, которая очень быстро утомляет. Когда захочется большего, Propnight будет совершенно нечего предложить. Сейчас разработчики активно заняты доведением до ума сложного баланса, но будет ли как-то развиваться игра в целом — новые маньяки, прокачка, что-то еще — до конца не ясно. В текущем виде это яркая, красивая, прекрасно оптимизированная игра, которая способна увлечь лишь на пару дней. А дальше ей будет совершенно нечего предложить.