Что самое главное в играх? На этот счёт существует несколько мнений. Для кого-то, наверное, важнее всего графика, для других, вероятно, – геймплей, третьи же жаждут стать главным героем интересной истории. Похожим образом и разработчики разных проектов могут выбирать, на что сделать ставку и каким именно образом попытаться достичь успеха. Есть игры, в которых всё в равной степени хорошо с каждым из упомянутых ключевых элементов, а есть и такие, которые подкупают чем-то одним – пути к народной любви могут быть разными. Однако порой совсем не понятно, как сами авторы видели свой проект, и почему его важнейшие составляющие оказались настолько далеки от совершенства – да и вообще кажутся недоработанными, – как в случае с One Day More.
Игра небольшой московской студии Watt – это простой и местами чрезмерно наивный рассказ о девушке Ханне, которая хочет стать звездой сцены вместо того, чтобы по указке родителей поступать в ВУЗ на маркетолога или экономиста. Единственный способ воплотить мечту в жизнь – успешно выступить на смотре талантов. Ради этого старшеклассница должна как можно скорей написать песню и зарядить энтузиазмом своих друзей-музыкантов, порой даже в ущерб их интересам. Впрочем, неоднозначное отношение Ханны к товарищам и даже её крайне детский, напрочь шаблонный (и от того вдвойне убедительный – многие люди прошли через подобное) конфликт с родителями не особо вредят One Day More, хотя и делают её сюжет несколько специфическим. Намного хуже, что тексты диалогов и их озвучка во многих случаях неубедительны, нереалистичны и словно бы переведены с иностранного языка – живые люди так не говорят, – что очень странно, учитывая российское происхождение игры.
С другой стороны, речь ведь идёт о платформере, а не графической новелле: акцент на сюжет в нём хоть и есть (в основном между уровнями), но подавляющий объём времени всё равно занимает геймплей – на большинстве уровней Ханна даже обходится без мыслей вслух, лишь иногда выдавая бестолковые и односложные комментарии, такие как «милота» или «отстой». Вот только именно игровой процесс – самое слабое место One Day More: он улучшается ближе к финалу, но поначалу убийственно скучный, вгоняющий в сон, неоригинальный, однообразный и примитивный, страдающий от дефицита идей. Ругать внешне очаровательную, милую, красочную и полную незначительных, но приятных декоративных деталей игру совершенно не хочется, но что поделать, если она это заслужила? В конце концов, фанатам топовой графики One Day More тоже нельзя посоветовать – картинка в ней пускай и довольно красивая, но всё же низкополигональная, недорогая и не способная захватить дух.
Раз пошла речь о проблемах геймплея, необходимо сказать о ещё одном увлечении Ханны: она фанатка скейтборда и не слезает с него вообще всю игру. При должном старании и умении разработчиков эту деталь можно было бы сделать основой для множества интересных платформенных эпизодов, головоломок или же просто зрелищных сцен. Но в One Day More доска нужна лишь для того, чтобы усложнить и ограничить перемещения Ханны по уровням (и чуть уменьшить число невидимых стен – весьма раздражающих и крайне пошлых). Девушка не умеет совершать даже базовый «олли» – прыжок со скейтом – а потому не в состоянии ни подняться на лестницу, ни перебраться через небольшую оградку. Дизайнеры и художники от такого, наверно, в восторге: можно как угодно экспериментировать с декорациями и не бояться, что игроки полезут с ними повзаимодействовать – хотя героиня всё равно периодически намертво застревает между какими-нибудь объектами из-за проблем с их геометрией и вынуждает проходить кусок уровня заново с контрольной точки.
Вместо прыжков в One Day More применяется необъяснимое умение Ханны «переворачивать» гравитацию – причём применительно лишь к себе самой. Говоря проще, девчонка способна ездить по потолкам и падать вверх, чтобы попасть на них. Кроме того, героиня может передвигать большие объекты – в том числе целые комнаты, офисы и магазины – но только те, которые ей разрешил геймдизайнер. На сочетании двух этих умений и базируется весь первый уровень One Day More – получасовой и поначалу кажущийся обучением: девушка много катится слева направо (и чуть-чуть – в обратную сторону), периодически чередуя пол и потолок, иногда отодвигает что-нибудь преграждающее ей дорогу (как в Sokoban, только проще) и лишь в исключительных случаях сталкивается с необходимость сочетать обе способности. Никаких пропастей на пути нет (хотя они будут встречаться позже), чудища Ханне не угрожают, таймеры в игре тоже отсутствуют, а потому процесс перемещения, составляющий львиную долю геймплея, совершенно никак не развлекает. Периодически можно вообще одной рукой подпереть голову, чтобы удобней было скучать – для управления скейтом хватит второй, а до паззлов сперва нужно доехать…
Следующий уровень – ещё более нудный, даром что с изометрической камерой и трёхмерной структурой. Платформинга в нём уже почти нет, перемещать объекты вручную нельзя, но зато Ханна вдруг учится наклонять всё находящееся в пределах экрана, чтобы часть вещей соскользнула или же покатилась в нужную сторону. К сожалению, связанных с этой способностью головоломок на уровне не очень много, да и существующие – предельно банальны. Совершенно не радуют и дополнительные занятия: поиск хорошо спрятанных фотографий, мини-задания от NPC и сбор щедро рассыпанных по локациям скрипичных ключей. Публикации для местного аналога Instagram хотя бы служат основой для интересных комментариев Ханны, но за квесты игрока награждают унылым «спасибо», а коллекционирование ноток музыки вообще не имеет никакого значения, поскольку системы «ачивок» в One Day More нет. Впрочем, упомянутые квесты всё равно огорчают сильнее: для их выполнения, в лучшем случае, необходимо чуть-чуть внимательнее присмотреться к уже пройденным комнатам и закоулкам, а порой они выполняются вообще секунд за тридцать, не предъявляя никаких требований ни к интеллекту, ни к ловкости. Причём заданий таких на всю игру – только пара десятков.
Надежда на то, что One Day More всё же оставит приятные впечатления, ненадолго появляется на третьем уровне – и сразу же исчезает. Приятно, конечно, что тут используются сразу оба представленных ранее способа двигать объекты, но изобретательней головоломки от этого не становятся, да ещё изредка почему-то работают наперекор правилам предыдущих и игровой физике, что выглядит совсем уж грубой ошибкой дизайнеров. Не появляется на третьем уровне и каких-либо дополнительных новых механик, хотя перед этим хотелось верить, что One Day More будет вводить их регулярно, чтобы в дальнейшем стать комплексной и интересной. Вместе этого разработчики примерно с пятого уровня (из девяти) постепенно начинают усложнять возникающие перед Ханной препятствия, наполнять игру большим числом взаимодействий с объектами и уменьшать в геймплее долю простых покатушек на скейте. И это тоже прогресс: к последней трети One Day More постепенно обретает ту форму, какую ей стоило придать с начала, становится более-менее интересной и сложной и порой удивляет мрачностью атмосферы, а также богатой фантазией авторов. Однако в отличную игру она всё равно не превращается. И стоит ли ради весьма неплохого финала терпеть уныние первых трёх-пяти уровней? Учитывая, как много сейчас выходит достойных и первоклассных видеоигр на любой вкус, есть мнение, что One Day More всё же не следует уделять время. Даже ради её приятной внешности и порой милых героев, а также не самой банальной морали финала.