Оригинальная Valkyrie Profile была одной из самых красивых, уникальных и в принципе лучших jRPG для PS1. Вторая часть, вышедшая под закат эпохи PS2, также оказалась игрой выдающейся красоты и глубины. Даже Covenant of the Plume, малоизвестный тактический спин-офф для Nintendo DS, не ударил в грязь лицом. Трилогия, разработанная студией tri-Ace, выделялась на фоне других конкурентов в жанре нетипичной боевой системой, мрачным и трагичным нарративом. Номерные же части — ещё и большим упором на двумерный паззл-платформинг в подземельях.
Однако после начала 2010-х и у серии, и у её авторов дела пошли наперекосяк. tri-Ace выпустила без участия Square Enix провальный аналог Valkyrie Profile — Exist Archive. Позднее Square доверила перезагрузку серии никому не известной студии Soleil, которая до сих пор не выпустила ни одной приличной игры. Чудеса, конечно, иногда случаются, но не в случае Valkyrie Elysium, которая еще раз подтверждает правило: если игра делается непонятно кем и без чёткого видения, ничего хорошего не выйдет.
По Valkyrie Elysium видно, что её авторы старались опираться на первую Valkyrie Profile, суть которой заключалась в том, что валькирия Леннет помогала Одину и его команде богов-асов готовиться встречать Рагнарёк, заключавшийся почему-то в большой битве с богами-ванами под предводительством Сурта (да, японцы очень любят вольно трактовать первоисточники). Для этого Леннет собирала по всему миру эйнхериев (души погибших воинов), боролась со всевозможной нечистью и отсылала Одину найденные артефакты. В лучшей концовке Леннет при помощи своих эйнхериев узнавала о своём человеческом прошлом, о том, что боги её обманывали и использовали, и благодаря новообретённой силе отменяла Рагнарёк.
Плюс-минус тому же посвящена и Elysium, только тут Рагнарёк, по сути, уже состоялся: в результате долгой битвы Одина и Фенрира пострадали не только оба божества, но и весь мир. Других богов тут нет, живых людей практически не осталось, и валькирия, лишённая даже имени, бегает по руинам в поисках ценных артефактов, случайно находя эйнхериев, которые Одину и не нужны.
Истории эйнхериев тут подаются не продолжительными красивыми катсценами, а обрывочными диалогами: Elysium не показывает и не рассказывает, а просто кидает в сторону игрока пачкой аудиозаписей из прошлого персонажей и полагает, что этого будет достаточно. Ни одной интересной истории в Elysium нет, и даже диалоги между собранными эйнхериями (коих тут всего четверо) посвящены скучным ежеминутным делам.
Лучше всего Valkyrie Elysium описывает слово «безжизненность». Все локации удушающе серы и пусты, и даже музыка от всё того же Мотоя Сакурабы больше не бодрая, а заунывно фоновая. Люди в этом мире давно умерли: от некоторых остались лишь воспоминания в виде цветочков, от других — неупокоенные души, обращающиеся к валькирии с просьбой доделать за них очередной банальный сайдквест, который они при жизни не успели выполнить. Всех этих статистов можно было бы упрекнуть в безликости, будь они даже полноценными NPC, но тут у них буквально даже лиц нет. Как нет и мотивации что-то для них делать.
Валхалла в Valkyrie Elysium абсолютно пуста: никаких тут рапортов о ходе войны, никаких сценок с участием богов или весточек о жизни эйнхериев — лишь хмурый Один на троне и телепорт на Мидгард. Где у валькирии есть выбор — проходить одну из девяти сюжетных глав или заняться побочными заданиями (да, сайдквесты нельзя выполнять параллельно сюжетке, на каждый из них нужно отправляться отдельно). Все миссии предельно линейны — маркер услужливо подскажет, куда надо прибежать. Путь валькирии лежит от одной арены к другой: стоит достигнуть невидимого триггера, как вокруг вырастают непроходимые барьеры и лезут монстры волна за волной. Разновидностей противников в игре не то чтобы мало, но сражений настолько много и они настолько одинаковые, что успевают осточертеть.
Между боями можно завернуть в ответвления от коридоров: в закутках лежат цветочки (бессмысленные реплики мертвых людей) и сундуки. Толку ни от того, ни от другого особо нет: среди лута обычно встречаются лишь снадобья, которых быстро набирается максимум, а цветочки важны лишь коллекционерам и тем, кто хочет получить лучшую концовку. Вдоволь поисследовать локации Valkyrie Elysium не позволяет, расставляя везде невидимые стены и иногда даже запрещая вернуться, чтобы подобрать пропущенный цветочек: будьте добры перепроходить весь уровень целиком.
Лут не радует во многом и потому, что валькирия не меняет экипировку, кроме оружия (да и его в сундуках почти не найти). А оно, в свою очередь, различается лишь анимациями: при прокачке что меча, что копья характеристики и разучиваемые атаки оказываются одинаковыми. Кроме улучшения оружия, валькирия может наращивать и пассивные навыки, но и этот процесс предельно линеен: каждая локация ставит жёсткий потолок, выше которого раскачаться не получится. Это даже не экшен-RPG, это просто экшен.
Причём крайне стандартный: центрируем камеру на враге, кружим вокруг него, блок, перекат, слабый удар, сильный удар, несколько комбо из этих двух кнопок плюс заклинания, на которые расходуется шкала, накапливаемая простыми ударами. Единственное, что хоть как-то отличает Valkyrie Elysium от остальных подобных игр, — это возможность кратковременно призывать в бою эйнхериев (за ещё одну шкалу): они будут сами по себе бегать и бить противников (выполнив их побочные задания, можно разучить им более мощные приёмы). Контролировать их нельзя.
У каждого врага есть какая-нибудь стихийная слабость, а призыв того или иного напарника заряжает атаки валькирии его стихией. Если долго бить монстра по уязвимому месту, он на некоторое время оглушится. Вот, собственно, и вся премудрость здешней боёвки: видим врага, зовём подмогу нужного цвета, кастуем заклинания нужного цвета, долбим кнопку атаки. Повторять много сотен раз.
Square Enix в последнее время зачастила с играми, которые выглядят копеечно, а стоят как полноценные ААА-релизы. Я даже не против такого подхода в целом: дороговизна производства часто сковывает творчество разработчиков, а его дешевизна позволяет выпустить что-то или совсем оригинальное, или богатое на контент. В случае с Valkyrie Elysium не вышло ни того, ни другого: она и смотрится крайне бюджетно, и насквозь банальна, и бедна во всех смыслах.
Разработчики из Soleil просто не поняли, в чём была суть, «изюминка» Valkyrie Profile. Они скопировали множество особенностей первоисточника и ограничились этой поверхностной «калькой»: от фабулы до историй погибших людей, от анимации бега героини до возвращения её воспоминаний на поле цветов. Они проставили галочки в списке вещей, которые позволят добавить слово «Валькирия» в название их нового творения, но не озаботились глубиной его наполнения. Безымянная, безжизненная, безликая, бесцветная: все эпитеты к этой игре выходят исключительно негативными. Как любила говорить Леннет из Valkyrie Profile, «Oblivion awaits thee»: Valkyrie Elysium ждёт лишь заслуженное забытье.