Обзор Assassin’s Creed: Valhalla — сильный, но неоднозначный финал трилогии

В раннем обзоре Valhalla мы уже упоминали, как в 2017 году Assassin’s Creed Origins резко поменяла концепцию серии — теперь противостояние ассасинов и тамплиеров стало фоном для гигантских исторических приключенческих игр, стелс в которых сильно отошел на второй план. После эллинистического Египта и Греции времен Пелопоннесских войн игроки ожидали путешествия в Древний Рим, но у авторов серии оказались другие планы — главный герой (или героиня — пол в игре можно поменять в любой момент) Valhalla во главе одного из племен викингов пытается укрепиться в Англии IX века.

Вышло неожиданно, но по-своему здорово. Не стоит ожидать от Valhalla веселого и почти туристического путешествия по солнечной Греции, как было в Odyssey. Англия затянута туманом, ее постоянно заливают дожди, главные же герои рассуждают о мести и чести, желают погибнуть в бою, а христианские монастыри грабят чуть ли не каждое утро. Впрочем, одним описанием кровавого месива игра не ограничивается — в процессе прохождения сценаристы не раз будут доносить до игрока идею, что викинги пусть и были суровыми и простыми парнями, но и с человеческими качествами у них было все в порядке.

В Valhalla заметно перекроили структуру игры. После короткого пролога в Норвегии события переносятся в Англию. «Корабельная» часть в этот раз упрощена максимально: хоть по самой Англии игрок с командой перемещается на личном драккаре, само суденышко маленькое, а модернизировать его нельзя — только набирать бойцов в команду и иногда устанавливать косметические апгрейды.

Вместо этого предлагается развивать поселение, основанное викингами в Англии. Функционал очень привычный — для начала надо собирать ресурсы. Какое-то количество выпадает в ходе прохождения, но самый лучший способ — грабеж монастырей, которых в округе просто несчитанное количество. Подобные набеги, когда ты режешь стражу на глазах испуганных гражданских, а затем поджигаешь здания — зрелище не для слабонервных. Поначалу может не понравиться однообразность набегов, которые при этом практически обязательны для прокачки поселения. Но разработчики очень правильно вписали их в темп игры — обычно я направлялся в очередной набег тогда, когда уставал от основного сюжета. И этого хватало.

Накопив ресурсы, можно выбирать, какие постройки хочется возвести прямо сейчас. Каждая открывает доступ к какому-то мелкому функционалу — магазинам, дополнительным сюжетным линейкам, возможности коллекционировать оставшиеся от Рима ценности, менять внешний вид корабля, рыбачить и даже закатывать пиршества, получая на некоторое время усиление характеристик.

Все это неожиданно качественно вписывается в основной сюжет игры. Поселение постепенно растет в размерах — как и должно получиться с поселком викингов, решивших осесть на новом месте. При этом в поселке постоянно что-то происходит: прибывают новые жители, кто-то обращается за помощью, кто-то ссорится — и тогда приходится устраивать что-то вроде полевого суда. Торговец из давних стран с утра до вечера рассказывает деревенским детям байки, а волчица, спасенная во время одного из квестов, селится в самом центре — и каждый раз, возвращаясь домой, главный герой говорит ей несколько добрых слов.

Из поселения мы «управляем» и сюжетом. Основная задача главного героя — заручиться поддержкой всех крупных провинций Англии. Каждая провинция — отдельная сюжетная ветка, совершенно отличающаяся от других. Где-то будет война и мясо, а где-то найдется место и политическим интригам. При этом мораль в Valhalla «серая», что так модно в играх в последнее время: временами наш клан выжигает все вокруг огнем и мечом, а уже в следующей провинции может встать на сторону англичан, поддержав их в конфликте с другим кланом викингов.

Сюжетные линии каждой провинции не выглядят «оторванными» друг от друга — решение, которое вы приняли однажды, может напомнить о себе через пару десятков часов прохождения. Нелинейности тоже хватает: можно до определенной степени выбирать, в каком порядке проходить провинции, да и внутри каждой сюжетной ветки возможностей хватает.

А если основная кампания и заботы о поселении вдруг надоели, то можно сделать буквально два шага в сторону и найти себе развлечение по вкусу. Это вообще традиция для последних Assassin’s Creed, что на героя постоянно сваливается какая-то невероятная куча забот, проблем и развлечений. Разблокировали новое здание в поселении? Держите, например, квестовую линейку по сбору оставшихся от римлян артефактов. Или несколько квестов от очаровательной охотницы, среди которых будет как, собственно, охота, так и совершенно безумное путешествие с употреблением галлюциногенов и вечеринкой образца IX века. Награда в конце, впрочем, заслуживает всех усилий — особенно если вам нравятся невысокие брюнетки.

Плывете на драккаре к очередному монастырю и решили причалить на десяток минут, чтобы забраться повыше и открыть очередной кусок карты? Готовьтесь, что по пути вы наткнетесь на пару побочных квестов, элитного хищника и подземелье с наградой в конце. Про выскакивающих то и дело из кустов бандитов мы и вовсе промолчим.

Но далеко не все идеально. Assassin’s Creed: Valhalla затягивает сюжетом и разнообразием событий, но ты постоянно натыкаешься на какие-то раздражающие вещи. Местами это совсем мелкие придирки — например, в игре можно прочесть просто огромное количество писем и дневников. Понятно, что так сценаристы пытаются донести лор игры, но в итоге получается, что в IX веке грамотным был даже самый последний моряк.

Более крупная претензия — что механика Assassin’s Creed перекочевала в Valhalla почти без изменений и со всеми своими недостатками. Здесь все тот же простой стелс с туповатыми противниками и возможностью «сбросить» любую проблемную ситуацию, отбежав буквально на десяток метров. Незаметно проходить в итоге особого интереса нет, поэтому к стелсу прибегаешь в тех случаях, когда таким образом можно разобраться с ситуацией просто быстрее, чем в бою.

Бои динамичные и без явных проблем, но тоже надоедают уже через пару часов. Боевка слишком проста, обычных противников раскидываешь без проблем, а боссы редко представляют какой-то крутой вызов, пугая лишь полоской здоровья. В новой части достаточно много внимания уделили массовым сражениям: все-таки штурм очередной крепости для викингов в те времена был почти обычным делом. Но действующих лиц на поле боя в таких сражениях не слишком много, так что похожи они больше на деревенскую потасовку. Удручающее впечатление вызывают и стелс-миссии, в которых надо что-то сделать с напарником — боевой товарищ обычно плюет на все правила маскировки и регулярно вылезает под нос ко врагам (которые его особо и не замечают).

Наконец, есть замечания в этот раз и к прокачке. Герой теперь быстро набирает уровни, получая за каждый по два очка, которые можно вложить в развесистую карту навыков — в ней в основном есть пассивные усиления, распределенные в три группы: грубая сила, стелс и атаки на расстоянии. Активные умения теперь надо собирать путешествуя по карте, что очень странно и неудобно — далеко не всегда сразу получается достать именно тот скилл, который тебе нужен.

Прокачивать персонажа, вкладывая очки, интересно, но не очень удобно. С одной стороны, прокачку всегда можно сбросить, вложив очки как надо — например, усилить навыки скрытности перед стелс-миссией, а затем вложиться в силу перед важной сюжетной осадой. Но каждый раз раскидывать очки нужно с нуля, что, при прокачанном герое, занимает достаточно много времени. В онлайн-играх для таких ситуаций давно придумали систему билдов, которые ты сохраняешь и меняешь под определенную ситуацию. В Valhalla до такого еще, видимо, не дошли.

Конечно, все эти проблемы не настолько серьезны, чтобы ради них бросать игру. А Assassin’s Creed Valhalla получилась достойным финалом последней трилогии про ассассинов — масштабным, с интересным сюжетом и в неожиданном сеттинге.

Но при этом будет хорошо, если Ubisoft исполнит то, что обещала ранее, и после Valhalla устроит серии более серьезную встряску. Да, нам понравились масштабные RPG, в которых надо объехать пол-мира, но это не единственный вариант. Право на жизнь имеет и игра вроде Assassin’s Creed Unity, созданная на технологиях нового поколения (в свое время именно слабые процессоры PS4 и Xbox One тянули Unity назад) и с переработанной боевой механикой. А может авторы решатся и на более серьезный эксперимент — например, в комментариях к нашему тексту о том, куда можно отправить игроков в новой Assassin’s Creed, один из читателей предложил сделать игру в эпохе Предтеч. Нам нравится!

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр