На что действительно способна PS4 Pro?

4K в играх — удовольствие модное, но дорогое. В России компьютер, который в последних играх потянет разрешение 3840×2160, обойдется от 150 тысяч рублей, причем даже эта конфигурация неидеальна — например, желаемая для динамичных сцен частота обновления в 60 кадров в секунду будет достигаться далеко не всегда. В то же самое время от 30 тысяч можно приобрести PlayStation 4 Pro, которую Sony продвигает как консоль, также предназначенную для 4K.

Действительно ли билет в заветное разрешение может стоить так дешево? Или все-таки есть какая-то хитрость?

PS4 Pro и PS4

Определенные сомнения возникают уже при изучении конфигурации. Разрешение 3840×2160 содержит более 8 миллионов пикселей — ровно в четыре раза больше, чем Full HD, на которое рассчитана обычная PS4. Логично предположить, что PS4 Pro должна быть в четыре раза мощнее, на деле же Sony лишь разогнала прежний восьмиядерный процессор AMD Jaguar (2,1 ГГц против 1,6 ГГц, прирост 31%) и в 2,3 раза увеличила мощность графического блока (4,2 TFLOPS против 1,84 TFLOPS). По производительности чип оказался между Radeon RX 460 и RX 470 — не так уж и плохо, но не сравнить с топовыми решениями nVidia. Кроме того, слабый процессор в некоторых случаях может ограничивать возможности даже этой не самой мощной видеокарты.

Еще один недостаток PS4 Pro — скромный рост пропускной способности памяти (218 Гбит/с против 176 Гбит/с у PS4). Консоль снабжена теми же 8 ГБ GDDR5, что у предшественницы, разве что инженеры добавили дополнительный 1 ГБ DDR3 под некритичные для игр приложения вроде Netflix. Операционная система новой консоли также стала более объемной — 512 МБ отдали под интерфейс в 4К — но в целом в распоряжении разработчиков теперь 5,5 ГБ памяти, вместо 5, как было раньше.

Почти сразу после презентации консоли сотрудники GameSpot собрали PC, примерно эквивалентный PS4 Pro по параметрам — с процессором AMD FX-8350 и видеокартой Radeon RX 480 (производительность — 5,8 TFLOPS). Конфигурация не совсем идентичная, плюс игры под Windows и PlayStation 4 оптимизируют по-разному — но грубое представление все-таки составить можно.

В 4K на максимальных настройках графики результаты были такие: Shadow of Mordor — 33,5 fps, Killing Floor 2 — 32,7 fps, The Elder Scrolls Online — 49,1 fps, а вот Rise of the Tomb Raider добралась до заветной «тридцатки» лишь на средних настройках и с отключенным сглаживанием. В Deus Ex: Mankind Divided и вовсе пришлось снижать разрешение до 1440p — движок этой игры известен своими требованиями к железу. Исследование Gamespot показало, что 4K возможно и на недорогой конфигурации (такой компьютер обойдется примерно в 40 тысяч рублей), но это, конечно, работа на пределе — уже к началу следующего года многие игры на PC окажутся такой сборке не по зубам.

Апскейл спешит на помощь

Но давайте посмотрим, какие результаты у самой PS4 Pro. Специалисты Digital Foundry, «железного» отдела Eurogamer, выяснили, что некоторые игры действительно идут на новой консоли в «полноценном» 4K на 60 кадрах в секунду: как правило, это проекты с простой графикой (Rez Infinite, Thumper), но попадаются и AAA — FIFA 17, PES 17, NBA 2K17.

Многие используют динамическое разрешение, когда в несложных сценах игра выдает 4K, а при увеличении количества объектов — сбрасывает его до комфортного уровня. Например, в той же самой Diablo 3 максимальное разрешение достигается в подземельях и локациях вроде Тристрама, когда на экране минимум NPC и врагов. Ну а во время боев с кучей спецэффектов движок начинает снижать разрешение, удерживая частоту кадров, которая в динамичных сценах намного важнее. Такой подход можно встретить во многих играх — Middle-earth: Shadow of Mordor, Nioh, Paladins и так далее.

Другая интересная технология — апскейлинг. При нем изображение рендерится, например, в 1080p, а затем консоль дорисовывает дополнительные пиксели, основываясь на том, как выглядят соседние. Такая технология требует минимум ресурсов, но и картинка получается чуточку грубее, чем при «честном» рендеринге — впрочем, на стоящем далеко от зрителя экране телевизора артефакты заметны не так сильно.

В PS4 Pro есть сразу несколько технологий апскейлинга, в том числе и новейший «шахматный» рендеринг (checkerboard rendering). При этой технике игра рендерит только половину пикселей на кадре, а остальные дорисовываются с учетом соседних пикселей и предыдущего кадра. «Шахматный» рендеринг используется в Horizon: Zero Dawn, Rise of the Tomb Raider и Call of Duty: Infinite Warfare — все экшены достигают 4К (первые два — при 30 fps, последний — при 60fps), при этом качество изображения минимально отличается от «честного» разрешения.

Разумеется, никто не мешает сочетать эти технологии. Тут вся свобода отдана в руки разработчиков — если в Uncharted 4 ограничились апскейлингом до промежуточного разрешения в 1440p, то другие игры предлагают на выбор сразу несколько опций, позволяя самостоятельно решать, нужно ли высокое разрешение, дополнительные графические эффекты или максимальная частота обновления кадров.

Например, в Rise of the Tomb Raider можно выбирать между «шахматным» 4K при 30 fps, 1080p при 60 fps или 1080p при 30 fps, но с дополнительными спецэффектами, вроде более красивых волос, улучшенной фильтрации текстур, качественных теней, отражений и т. п. Таким образом, даже если у вас нет 4К-телевизора, то выгоду от покупки PS4 Pro вы все равно заметите.

Три режима есть и в недавней Nioh: Action Mode нацелен на стабильные 60 fps, в Movie Mode приоритет отдан качеству картинки, а Variable Movie Mode балансирует между разрешением и частотой кадров. Движок игры активно меняет разрешение: в Movie Mode оно колеблется от 2160p до 1440p, а в Action Mode в некоторых случаях падает даже до 1280×720.

Наконец, PS4 Pro просто необходима тем, кто собирается использовать шлем PlayStation VR. Чтобы игрок быстро не утомлялся в виртуальной реальности, важно обеспечить как можно более высокую частоту кадров. Обычная PlayStation 4 в некоторых играх дорисовывает половину кадров с помощью алгоритма, похожего на апскейлинг. В PS4 Pro можно обойтись без этого, сделав изображение более плавным и комфортным.

Гонка вооружений

Очевидно, что в случае с PS4 Pro 4К все-таки больше является рекламным трюком — уже в первые месяцы после старта консоли «честного» разрешения достигают лишь единичные игры, в остальных же случаях разработчики идут на ухищрения. Так что полноценное 4К мы увидим только в следующем обновлении консоли от Sony…

…ну или в разработке ее главного конкурента — консоли от Microsoft, которая получила название Project Scorpio и выйдет в конце этого года. Консолью управляет схожий восьмиядерный процессор AMD Jaguar на частоте 2,3 ГГц, видеокарта от той же AMD выдает шесть TFLOPS (почти на 50% выше PS4 Pro), а память расширили до 12 гигабайт GDDR5 с пропускной способностью 326 Гбит/с (на 50% выше, чем у PS4 Pro). Как и консоль конкурента, Scorpio будет полностью совместим с Xbox One, а разработчиков обяжут оптимизировать игры под обе системы — по крайней мере в первые несколько лет.

В Microsoft обещают, что в их консоли будет настоящее 4К, без ухищрений с апскейлингом. Действительно, видеокарта у новинки консоли в пять раз мощнее, чем у Xbox One, так что для уже выпущенных игр должно хватить. А вот что будет с новыми, более требовательными проектами — вопрос пока открытый. Буквально на днях AMD Jaguar раскритиковали в Bungie, сказав, что Destiny 2 не выдаст 60 fps на консолях именно из-за слабого процессора. Разрешение игры также пока держится в секрете.

Так что мы опять повторим вывод, к которому пришли в январе, когда подбирали конфигурации игровых компьютеров под разный бюджет: несмотря на активную рекламу, 4К — это все-таки разрешение недалекого (буквально несколько лет) будущего. Пока что достичь его можно или на компьютере ценой несколько тысяч долларов (да и там нередко будут просадки в частоте кадров), в остальных же случаях придется или понижать детализацию, или идти на ухищрения вроде апскейлинга в PS4 Pro.

С другой стороны, обновлять поколения консолей раз в три-четыре года, а не в шесть, как ранее — вполне здравая идея. Игрокам дали больше выбора: остаться ли на прежней консоли, или перейти на PS4 Pro (а в перспективе — Scorpio), получив заметно лучшую графику даже при отсутствии 4K-телевизора. Серьезным испытанием для такого подхода станет следующее обновление консолей (в случае с PS4 это произойдет года через два с половиной) — тогда придется решать, продолжать ли поддерживать самое раннее железо, а оптимизировать игры и прошивки придется сразу под три конфигурации. Но мы надеемся, что у Sony и Microsoft хватит опыта, чтобы с этим справиться.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр