Монтировкой по голове: почему Black Mesa практически безупречный ремейк

Уже много лет фанаты серии Half-Life донимают Гейба Ньюэлла вопросами, когда же уже выйдет третья часть. Глава Valve то молчит, то отшучивается, то ударяется в объяснения. В ноябре 2019-го компания собралась с духом и представила VR-игру, но без Гордона Фримена — бессменного протагониста серии. Реакция среди фанатов колебалась от «боже, наконец-то я дожил до этого дня» до «я не очень понимаю, что вообще происходит». С выхода Half-Life 2: Episode 2 сменилось несколько поколений консолей, появились новые франшизы и, наконец, подросла молодая аудитория, которая не застала тех времен, когда о физике с монтировкой писали в журналах.

Вот так выглядела Half-Life в 1998 году

Чтобы понять масштаб значимости и влияния серии на индустрию, нужно погружаться в контекст, историю и играть во все самому. Но если с образовательным контентом все в порядке (хороших работ везде хватает), то с первой частью есть проблема — она заметно устарела. Вторая смотрится очень неплохо даже спустя 15 лет. Но чтобы оценить ее по достоинству, все же важно пройти самую первую Half-Life.

В Valve попытались сделать ремейк первой части в 2004-м. Получилось ужасно. Даже в пиратской версии Half-Life: Source сейчас меньше багов, чем в официальной от разработчиков. Тогда на помощь пришли фанаты. Еще в 2004-м нашлись энтузиасты, которые мечтали осовременить Half-Life, чтобы как можно больше людей познакомились с серией. Но так уж вышло, что создание Black Mesa затянулось на 16 лет. За это время простая модификация не без помощи и благословения Valve превратилась в коммерческий проект. Игра официально вышла в Steam 6 марта 2020 года. И публика встретила ее очень доброжелательно. Мы полностью прошли игру и теперь делимся впечатлениями.

Больше таких игр не делают

Пользователь Lefis в Steam

Несмотря на все старания, технически Black Mesa устарела еще до релиза. Все-таки Source 1 — древний движок. И хотя его значительно обновляли несколько раз, основные проблемы никуда не делись: длительные загрузки и застревания персонажа в текстурах (особенно расстраивает, когда это происходит в момент автоматического сохранения).

Специалисты из Digital Foundry также отмечали проблемы с освещением и тенями. В мире Зен мне встречались рваные анимации передвижения врагов и просадки по FPS. Но это все мелочи (недочеты есть, но их мало). Главное, что игра в основном работает стабильно, выглядит симпатично даже на самом старом железе и сохраняет дух первой Half-Life.

В мире Зен встречаются идеальные композиции — у Crowbar Collective получился потрясающе живой мир со своей флорой и фауной. Однако частенько плотность отражения предметов на воде такая высокая, что за ней не всегда можно рассмотреть, кто скрывается на глубине

Фанаты оригинальной игры ощутят себя как дома, а новички познакомятся с миром, который наконец ожил. Если раньше Гордон Фримен ехал на фуникулере до лаборатории по коридорам, где встречались полтора землекопа, то теперь начинает свой путь на людной станции. Вот какой-то ученый приветствует главного героя, тут охранник лениво патрулирует территорию, на месте взрыва бака с радиоактивными отходами в панике носятся люди в халатах. Каждый эпизод рассказывает короткую историю и знакомит с устройством таинственного комплекса.

Да, сценаристы немало добавили от себя. Зато стало только лучше — мир реагирует на вас так, словно вы тут были всегда. Например, охранник при виде Фримена предъявляет ему за смену прически: «Вот черт, ты отрезал волосы! Предатель». Во вступлении вы можете помучить коллег (если постоянно бить охранника по лицу пакетом с едой или бросать в него банку колы, он будет каждый раз по новому реагировать на действия героя), подслушать их разговоры или исполнить роль жилетки, в которую они поплачутся. Создатели ремейка куда лучше срежиссировали вступление, как и каждую отдельную часть, потому что сегодня технологии это позволяют.

Субтитры на русском языке порой невероятно забавляют

Зато в самой игре порой не до смеха

Все мало-мальски важные моменты расписаны более тщательно. Например, сцена, где вы впервые получаете дробовик, теперь выглядит так: охранник просит о помощи, объясняя, что товарищу на голову присел хедкраб. Он очень хочет его освободить, но в одиночку не справится. Через секунду в дверях появляется сам товарищ, уже ставший зомби, и нападает на бывшего напарника. Если убить обидчика, спасенный охранник откроет дверь и пригласит в подсобку, где и лежит пушка. Гордон покрутит ее, а потом перезарядит, как Думгай. Казалось бы, мелочь, но именно детали и тащат историю вперед (в оригинале встреча никак не обыгрывается). До эксперимента вы были обычным физиком-теоретиком, после него стали надеждой на спасение человечества. Вы, может, и не собирались геройствовать, но обстоятельства так сложились, что вам приходится.

В ремейке авторы куда лучше доносят до вас простую истину: вы не способны спасти всех окружающих, потому что едва ли можете позаботиться о себе

Black Mesa постоянно подкидывает испытания, будь то перестрелка со спецназом, очередная головоломка с ящиками на заминированной локации или мудреный платформинг, где надо скакать по лентам мусорного завода. Разработчики вырезали все лишнее, одни уровни сделали просторнее, другие во благо динамике повествования — короче. При этом антураж не страдает. Наоборот, игра выглядит мрачнее оригинала и порой заставляет вас материться на всю квартиру (спасибо хедкрабам в вентиляционных шахтах).

Вытирайте ноги

Исследовательские заметки о Гонарче

У ученых в Зене смешные имена

Но еще здесь очень красиво

У вортигонтов в ходу мясо хедкрабов

Единственный просчет авторов связан с миром Зен. Впервые игроку показывают, как ученые пытались обустроить исследовательскую базу в другом измерении, как вортигонты ведут свой быт (живут в лачугах и жарят хедкрабов на огне). Все здорово ровно до того момента, как герой оказывается на заводе вортигонтов. Это самая затянутая часть игры, где даже терпеливый игрок может осатанеть из-за бесконечных прыжков по ступеням и перемещений по трубам.

Одно радует — битва с самим Нихилантом, которая получилась куда более динамичной и зрелищной, чем в оригинале. Это же относится и к затяжному сражению с Гонарчем — матерью хедкрабов. Сама погоня построена так увлекательно, что во время нее просто не успеваешь заскучать.

Скука — вообще не про Black Mesa. У Crowbar Collective получился очень качественный ремейк, пускай и неидеальный. В будущем разработчики выпустят обновление, которое исправит шероховатости. Главное, что им удалось — вернуть в детство одних и познакомить с великой вселенной других. После прохождения Black Mesa хочется установить Half-Life 2, пройти ее вместе со всеми эпизодами, а потом долго разбирать и обсуждать увиденное, как 20 лет назад. До релиза Half-Life: Alyx — идеальный способ скоротать время. Пожалуй, так и поступлю.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр