Визуальная новелла «Бесконечное лето», вышедшая девять лет назад, стала настоящим событием среди поклонников игр такого жанра. Интересна была не только сама идея попадания обычного мужчины из современной российской действительности в советский лагерь «Совенок», но и история создания игры. «Бесконечное лето» придумали посетители анонимных отечественных имиджбордов (в первую очередь, 2ch) еще в 2008 году — они решили сделать визуальную новеллу «для своих» с отсылками на местные мемы, а маскотов с форумов использовать в качестве основных персонажей. Но в итоге игра стала вполне самостоятельным продуктом, который не требует знания особенностей имиджбордов.
После релиза в 2013 году история про Семена и его путешествие в прошлое стала культурным феноменом, обрела немало поклонников, а для многих вовсе открыла жанр визуальных новелл. Энтузиасты до сих пор выпускают десятки модов к «Бесконечному лету», делают вольные продолжения и интерпретации основного сюжета и даже переносят игру в полноценное 3D.
Разработчики «Бесконечного лета» перед релизом игры превратились в студию Soviet Games. Однако вскоре большая часть авторов БЛ покинула команду и основала новую компанию под названием Moonworks. Они успели выпустить пару небольших проектов и уже более пяти лет работают над визуальной новеллой ЭОН 2032. Проект больше напоминает то самое «Бесконечное лето» — альтернативный СССР будущего, пионерский лагерь с симпатичными школьницами, которых явно захочется соблазнить.
Soviet Games в 2015 году, в свою очередь, анонсировала проект «Любовь, деньги и рок-н-ролл», который с «Бесконечным летом» явно не имел ничего общего. До релиза игра добиралась долгих семь лет, и в августе 2022 года наконец вышла. Мы провели в ней несколько десятков часов, открыли почти все концовки и готовы поделиться впечатлениями.
Пару слов для тех, кто далек от визуальных новелл. Это — крайне нишевый жанр, который проще сравнить с интерактивной книгой. Игрок читает иллюстрированную историю, выбирает возможные действия и приходит к одной из нескольких концовок — чаще всего, романтического плана. Такие игры нередко интригуют очень увлекательным сюжетом (который должен захватывать с первых минут) и любопытными и привлекательными персонажами. Однако в «ЛДР» что-то пошло не так.
«Любовь, деньги и рок-н-ролл» рассказывает о приключениях Николая Анохина, сына советских эмигрантов, которые переехали в Японию из СССР в 80-е годы. Его родители, работавшие на крупную японскую корпорацию, погибают за полтора года до начала истории, и их гибель становится главной интригой сюжета.
Новелла начинается как средненькое аниме из категории «Школьная повседневность» — Николай живет один в доме своих родителей, но к нему каждый день приходит готовить симпатичная соседка и подруга детства по имени Химицу. Средства на существование молодой человек получает из страховки от той самой корпорации, а также нехотя посещает элитную школу и пытается разобраться в смысле жизни, что типично для 18-летнего подростка.
Вялое течение жизни прерывается, когда в класс Николая возвращается Кетрин — бывшая девушка, которая неожиданно порвала с ним и уехала из Японии. Далее начинается водоворот событий, и главному герою придется принимать немало решений, чтобы не только узнать, что произошло с его родителями, но и попытаться разобраться со своими чувствами.
Главная проблема «ЛДР» — это сам Николай, которому не хочется сопереживать. Если в «Бесконечном лете» нам действительно была близка судьба главного героя Семена, который оказался в необычных условиях и вел себя в целом более-менее адекватно, насколько это возможно, то здесь совсем иной случай. Сын советских эмигрантов, кажется, полностью разочарован в жизни — после смерти родителей он нередко стал прикладываться к алкоголю и бесконечно рефлексирует.
Все события Николай обязательно прокомментирует, переливая мысли из пустого в порожнее (а потом может пойти в ближайший бар и напиться). Он нередко пускается в размышления и разглагольствования, цитирует писателей и философов, постоянно сравнивает происходящее с какими-то очень высокими материями («Мои экзистенциальные посудники пережили очередную бурю») и бесконечно жалеет себя. В диалогах сын советских эмигрантов может проявить грубость или неуместный сарказм, а потом может долго сокрушаться, почему же его не так поняли.
Семен из «Бесконечного лета» вел себя крайне нейтрально и был почти безликим персонажем — так игроку проще ассоциировать себя с ним. Николай совершенно другой, уже сформировавшаяся личность, и это очень спорное решение. Он может быть и альфа-самцом, и вступиться за несправедливо обиженную девушку, и держать во френдзоне, пожалуй, самого близкого после смерти родителя человека.
В некоторых рутах (развитии сюжетных веток) Николая хочется огреть чем-нибудь тяжелым за его решения и действия. Сложно раскрывать конкретные детали, чтобы не заспойлерить, но надо быть готовыми к очень странным поступкам главного героя. Вызывают вопросы и стерильная реакция Нико-куна (и некоторых других персонажей) на некоторые ужасающие события.
Сама история полна шаблонов — здесь есть типичные школьницы из японских аниме: от привлекательной, но такой недоступной и даже изначально враждебной к главному герою цундере до тихой и затравливаемой всеми «серой мыши». Николай оказывается втянутым в шпионские игры между советским КГБ, японской контрразведкой и влиятельной корпорацией со всеми вытекающими. В то же время он пытается жить жизнью обычного японского подростка — свидания, походы в ночные клубы и даже репетиции в рок-группе. Его дом, в свою очередь, становится настоящим проходным двором для всех, кому не лень — от симпатичных девушек до агентов спецслужб.
Смешивание двух абсолютно разных культур — советской и японской — выглядит как-то неестественно. Да, Николай постоянно к месту и не к месту вспоминает русские пословицы и поговорки, цитирует советские фильмы и классиков отечественной литературы и удивляется особенностям, традициям и обычаям в Японии. Тем не менее его тяжело воспринимать как «нашего» парня, который оказался в чуждой ему культуре, — банально хотя бы потому, что, по сюжету, в новой стране он живет очень долго и вполне успешно ассимилировался.
В некоторых концовках так и не получится узнать всю картину происходящего и увидеть последствия решений. Поэтому ради полного понимания истории «ЛДР» нужно проходить заново. Но, к сожалению, на некоторые важные вопросы даже полное прохождение не дает ответы.
Вдобавок «Любовь, деньги и рок-н-ролл» — невероятно затянутая игра. В некоторых сюжетных ветках кажется, что самое основное уже произошло, однако рут продолжается далее и добавляет новые высосанные из пальца интриги. И они, увы, уже не так сильно увлекают.
«Любовь, деньги и рок-н-ролл» не избежать сравнений с «Бесконечным летом», и эти сравнения явно не в пользу новинки. Если в 2013 году мы попадали в приятную сказку, причем с приятным оттенком ностальгии по советскому прошлому, то в случае с «ЛДР» все совсем иначе. Спорный выбор сеттинга, отталкивающий главный герой, которому не хочется сопереживать, затянутость некоторых рутов, полный клише сюжет с примесью шпионского романа, триллера и аниме-гаремника и странные концовки, которые оставляют больше вопросов, чем ответов. Ждали ли поклонники «Бесконечного лета» этого семь лет?