ПлюсыМинусыОтличная производительность, которая чаще ограничена процессором, чем GPUГИГАНТСКИЙ РАЗМЕРНастолько быстрая, что имеет смысл только для игр в 4КНет поддержки DisplayPort 2.1 и 4K в 480 FPS на будущееИнтересный блестящий дизайн металлической задней панелиВидеопамяти меньше, чем у конкурентовПоддерживает все современные технологииПередняя панель с пластиковыми хрусталиками слегка «цыганская», хотя ее обычно не видноОтлично подходит для работы, для которой нужно аппаратное ускорениеЕсть проблемы с новым коннектором питания
Про новшества в видеокартах GeForce RTX 40-ой серии мы уже писали в статье про анализ ее технологий и в дайджесте обзоров на RTX 4090. Если вкратце, то RTX 4080 сделана на новейшем техпроцессе TSMC 4 нм на архитектуре Ada Lovelace. NVIDIA удалось существенно повысить частоты, на которых работают новые видеокарты — для старших моделей аж на 800 МГц, сохраняя тоже энергопотребление и термоотделение.
Несмотря на это и RTX 4090, и RTX 4080 идут с очень массивными системами охлаждения и поэтому влезут далеко не в каждый корпус компьютера. RTX 40-ой серии также поддерживают технологию DLSS 3.0, которая позволяет удвоить производительность путем генерации промежуточных кадров, используя информацию о движении объектов в кадре, аппаратно ускоренный генератор оптического потока и машинное обучение для «угадывания» недостающих деталей.
GeForce RTX 4080GeForce RTX 4090GeForce RTX 3090GeForce RTX 3080АрхитектураAda LovelaceAda LovelaceAmpereAmpereТехпроцессTSMC 4NTSMC 4NSamsung 8NSamsung 8NЯдра CUDA972816384104968704Стриминговые мультипроцессоры76 (2x FP32)128 (2x FP32)84 (2x FP32)68 (2x FP32)TFLOPS FP3248,782,635,629,8Базовая частота2,21 ГГц2,23 ГГц1,4 ГГц1,4 ГГцЧастота с бустом2,51 ГГц2,52 ГГц1,7 ГГц1,7 ГГцКоличество памяти16 Гб GDDR6X24 Гб GDDR6X24 Гб GDDR6X10 Гб GDDR6XШирина шины памяти256-bit384-bit384-bit320-bitPCIeGen 4Gen 4Gen 4Gen 4Ядра трассировки лучейGen 3Gen 3Gen 2Gen 2Тензорные ядраGen 4Gen 4Gen 3Gen 3ВидеовыходыHDMI 2.1aHDMI 2.1aHDMI 2.1aHDMI 2.1aDisplayPort 1.4aDisplayPort 1.4aDisplayPort 1.4aDisplayPort 1.4aNVIDIA Encoder (NVENC)Gen 8Gen 8Gen 7Gen 7NVIDIA Decoder (NVDEC)Gen 5Gen 5Gen 5Gen 5Аппаратное декодирование AV1ЕстьЕстьЕстьЕстьАппаратное кодирование AV1ЕстьЕстьНетНетЭнергопотребление320 Вт450 Вт350 Вт320 ВтРекомендуемая мощность БП750 Вт850 Вт750 Вт700 Вт
Palit сделала RTX 4080 в своем фирменном стиле GameRock. Большая часть корпуса карты, включая всю заднюю панель, сделана из алюминия. На передней панели пластиковый псевдохрусталь. Он не всем придется по вкусу, но если не пользоваться выносами для видеокарты, то эта сторона будет направлена вниз и вы редко ее увидите. Задняя же панель тоже сделана с множеством граней, которые ярко блестят от RGB-подсветки. Попавшая к нам модель Omniblack идет с выключенной подсветкой для тех, кому хочется простоты в дизайне.
Palit GeForce RTX 4080 GameRock OmniblackВысота3,5 слотаРазмер329 x 138 x 72 ммВес1943 гЭнергопотребление340 ВтРекомендуемая мощность БП850 ВтДополнительное питание1x 16-pin 12VHPWR
Это большая карта. Все мемы про то, как RTX 4090 не помещается в корпус, подходят и к этой модели. У нас есть подозрение, что NVIDIA слишком поздно сказала партнерам-производителям вроде Palit, что не будет разгонять энергопотребление/тепловыделение до 600 Вт, поэтому все текущие модели совершенно безумного размера. Мало того, что карта трехслотовая, она настолько длинная, что в full-tower корпусе Dark Base 900 Pro rev.2 мне пришлось убрать один из отсеков для HDD/SSD, чтобы она поместилась. В комплекте идет стойка для поддержки карты, и она действительно нужна, потому что карта серьезно провисает, если закрепить ее как обычно только на слоте PCIe и на стенке корпуса.
С другой стороны, гигантский размер означает, что карта очень хорошо охлаждается. Под максимальной нагрузкой мы обнаружили среднюю температуру в 65 градусов Цельсия, 70 градусов на памяти и 78 в самом горячем месте. Это стандартный профиль, карта при этом достаточно тихая.
Энергопотребление оказалось гораздо скромнее, чем ожидалось. На рабочем столе Windows 11 карта падает до 22 Вт, а при максимальной нагрузке нам удалось напрячь ее до 327 Вт из указанных 350 Вт. Наши коллеги из других изданий в своих обзорах Founders Edition версии RTX 4080 вообще указывают энергопотребление в районе 300 Вт, что очень и очень неплохой результат и абсолютно точно не требует такой здоровенной системы охлаждения.
Горящие кабели
Одной из главных тем дискуссий в технической среде стали плавящиеся переходники питания на стандарт 12VHPWR. Новый кабель позволяет передавать карте информацию о том, сколько питания она может получить. Пока неизвестно, есть ли проблемы с переходниками для RTX 4080, потому что они другого дизайна. Переходники для RTX 4090 требуют подключения четырех обычных 8-pin коннекторов питания, которые внутри переходника переходят в 6 штырьков верхнего ряда. 4 никак не станет 6, поэтому в самом кабеле происходит перераспределение напряжения. Igor’s Lab обнаружил, что некоторые переходники сделаны очень дешево и боковые провода могут достаточно легко оторваться, пуская все напряжение по центральным проводам.
Однако последующие исследования Стивена Бёрка из Gamers Nexus и Рональдо Буассали из TecLab.net.br не смогли воспроизвести эту проблему ни на одном из их переходников. Более того, сам переходник выдерживает не только 600 Вт, на которые он рассчитан, но и вплоть до 1500 Вт. Проблема явно не очень распространена, но все же случаи не единичны — уже задокументировано 26 сгоревших переходников. Это очень мало по сравнению с десятками, если не сотнями тысяч проданных видеокарт, но вытянуть короткую палочку было бы неприятно, поэтому несколько советов:
- Самое главное: вставляйте кабель до конца. Это очень важно, потому что плохой контакт создает электрическую дугу, которая и приводит к перегревам.
- Не сгибайте кабель у основания, дайте ему минимум 3,5 см максимально ровного пути. Это сложно, учитывая размер многих RTX 4090 и 4080, но необходимо.
- Это производственный брак и гарантийный случай, известны случаи замены видеокарт со сгоревшими портами питания/переходниками на новые.
- Пока пожаров не было, в большинстве случаев расплавляется только пластик, а металлические контакты и провода обычно продолжают работать, но при достаточно сильном повреждении скорее всего компьютер выключится сам.
Производительность в играх
Конфигурация тестового компьютера
Тестирование производилось в помещении с контролируемой температурой в 21 градус Цельсия. Увы, из-за дефицита карт на российском рынке нам не удалось протестировать RTX 4090, поэтому сравнивать 4080 мы будем только с картами прошлого поколения.
ПроцессорIntel Core i9-12900K, 5,2 ГГц, 8+8/24 ядер/потоков, LGA 1700Материнская платаASUS ROG MAXIMUS Z690 HERO, LGA 1700, Intel Z690, ATXОперативная память2×16 Gb DDR5 4800MHz Kingston Fury Beast (двухканальная)SSD2x2 Tb Samsung 980 Pro PCIe 4.0КорпусDark Base 900 Pro rev.2Блок питания1050W Thermaltake ToughPower PF1 ARGBОперационные системыWindows 11 22H2 (OS Build 22621.819)МониторViewSonic XG320U, 4K144
3DMark
В первую очередь мы всегда проводим тест в синтетическом бенчмарке 3DMark, который обычно дает понять, чего стоит ожидать от нового железа.
RTX 4080 уверенно обходит все видеокарты прошлого поколения, включая гиганта RTX 3090. Разрыв заметен и в классическом тесте DirectX 11 Fire Strike Ultra, и в более современном Time Spy, написанном под DirectX 12, и в самом новом тесте Speed Way, который использует все фишки DirectX 12 Ultimate.
Настройки игр
Во всех играх отключена вертикальная синхронизация и выставлено максимальное значение ограничения производительности, если оно есть.
Counter-Strike: Global Offensive: High, карта FPS Benchmark
Batman Arkham Knight: High, все эффекты PhysX в соответствующих тестах
Shadow of the Tomb Raider: Ultra
Gears 5: Ultra, Ultra текстуры
Red Dead Redemption 2: Ultra
Hitman 3: Ultra
Marvel’s Guardians of the Galaxy: High
Forza Horizon 5: Extreme
Far Cry 6: Ultra, HD-текстуры
Cyberpunk 2077: Psycho
Call of Duty: Modern Warfare 2: Extreme
Как и со старшей сестрой RTX 4090, RTX 4080 совершенно бесполезна для игр в 1080p. Прирост производительность в 13% смехотворен, в большинстве случаев игры ограничены скоростью процессора, а не видеокарты. Мы использовали не самый новой, но все еще крайне быстрый Intel Core i9-12900K, но серьезный прирост производительности мы увидели лишь в нескольких играх.
В 4K ситуация радикально меняется. Это скачок в 2 раза между поколениями, но ускорение в 1,5 раза при том же энергопотреблении — очень неплохой результат.
Counter-Strike: Global Offensive (2012)
Batman Arkham Knight (2015)
Это уже старая игра, но она все еще очень красива и серьезно нагружает даже самые мощные видеокарты, особенно в 4K, где мы только-только перешли за границу в 120 Гц на максимальных настройках графики.
Shadow of the Tomb Raider (2018)
Одна из первых игр с поддержкой RTX и DLSS, Shadow of the Tomb Raider остается отличным выбором для тестирования железа. Причем не только видеокарт — при тестировании RTX 4080 мы увидели, что лишь половина кадров теста была ограничена по производительности видеокартой, еще ~50% были ограничены процессором. Это значит, что в 1080p из RTX 4080 можно выжать еще больше кадров, чем может i9-12900K. В 4К же мы видим убедительный прирост производительности в 50%.
Gears 5 (2019)
Gears 5 — очень интересная игра для тестирования железа. С одной стороны, как и Gears of War 4, она отлично оптимизирована на средних и высоких настройках и быстро работает даже на средних и слабых системах. На максимальных же настройках она может найти слабые места почти в любом железе. Например, в 1080p производительность RTX 4080 и всех старших карт 30-ой серии ограничена процессором. В 4К другая история — 101 FPS все еще слегка не дотягивает до заветных 120 FPS, но гораздо лучше, чем 78 FPS, на которые была способна флагманская карта двухлетней давности.
Red Dead Redemption 2 (2019)
Rockstar Games не поленилась выкрутить графические настройки для ПК-порта Red Dead Redemption 2. Даже 1080p показывает редкий пример масштабирования производительности с более мощным железом, а 4К выглядит как лесенка с четкими сегментами и немалым отрывов RTX 4080 от RTX 3090. Не удивимся, если грядущие RTX 4070 и 4070 Ti тоже будут слегка быстрее прошлого чемпиона.
Cyberpunk 2077 (2020)
Играть в Cyberpunk 2077 на максимальных настройках в 4К без DLSS или FSR — это все еще кинематографичный опыт, но с RTX 4080 уже можно. В 1080p уже отлично, так что может быть года через 2-4 можно будет побродить по Night City в нативном разрешении (спойлер: грядущий патч с RTXDI говорит, что нет, не можно будет).
Hitman 3 (2021)
Hitman 3 выглядит незамысловато, но стильно. Огромные толпы, сложная геометрия уровней и физически корректные материалы могут напрячь даже самую мощную видеокарту. RTX 4080 позволяет играть в Hitman 3 без DLSS и FSR, хотя для 1080p лучше купить что-нибудь подешевле.
Marvel’s Guardians of the Galaxy (2021)
В 1080p Guardians of the Galaxy выходят на плато производительности и разница остается исключительно в оптимизации драйверов. А вот в 4К у RTX 4080 получается расправить крылья с приростом в 35%.
Forza Horizon 5 (2021)
Результаты Forza Horizon 5 показывают, что игра требует от железа чего-то другого, чем просто более быстрый процессор или видеокарту. Скорее всего, ключ к производительности прячется в более высокой частоте новых карт, а не в количестве ядер CUDA или объеме видеопамяти.
Far Cry 6 (2021)
В Far Cry 6 все ожидаемо. Всего 5% в 1080p и безумные 96% (почти в два раза!) в 4К. RTX 3080 явно не хватает видеопамяти для этой игры, и мы увидим еще более впечатляющие результаты в тестировании с трассировкой лучей.
Call of Duty: Modern Warfare 2 (2022)
Новая Call of Duty: Modern Warfare 2 (и, скорее всего, Warzone 2) требуют мощный процессор. В 1080p RTX 4080 отличается от RTX 3080 только более высокими низкими фреймрейтами. В 4К разрыв значительный, но с DLSS его легко можно выровнять.
RTX
Настройки игр
Во всех играх отключена вертикальная синхронизация и выставлено максимальное значение ограничения производительности, если оно есть. В этих тестах DLSS, FSR, XeSS и прочие алгоритмы масштабирования изображения выключены.
Shadow of the Tomb Raider: Ultra, тени RTX Ultra
Quake II RTX: texture LOD bias 0.0, сглаживание none, глобальное освещение High, глубина отражений 8; камеры безопасности, кустика, лучи света, bloom, шумодав, текстуры, искажения в толстом стекле включены, проекция перспективой, API Vulkan standard, multi GPU выкл
Cyberpunk 2077: Psycho, RTX Psycho
Metro Exodus Enhanced Edition: Extreme
Hitman 3: Ultra, RT on, RT Sun Shadows on, RT Reflections
Marvel’s Guardians of the Galaxy: High, RT High
Far Cry 6: Ultra, RTX High
Forza Horizon 5: Extreme, RT Reflections Extreme
С трассировкой лучей ситуация еще лучше. Благодаря гигантскому скачку в Far Cry 6, средний прирост в 4К получился аж 73%. Если убрать экстремумы Quake II RTX и FC6, то он составляет 53%. Ситуация с Far Cry 6 объясняется просто — игре просто не хватает 10 Гб памяти для 4К и максимальных настроек. DLSS помогает, но сам факт, что у RTX 3080 фреймрейт в два раза ниже, чем у RTX 3080 Ti — уже тревожный звоночек на будущее. В 1080p не так интересно, потому что некоторые игры все равно упираются в скорость процессора, но прирост в 38% — тоже очень неплохо.
Shadow of the Tomb Raider (2018)
Quake II RTX
Cyberpunk 2077 (2020)
Metro Exodus Enhanced Edition (2021)
Hitman 3 (2021)
Hitman 3 хоть и выглядит просто, но под капотом у игры происходит черная магия, которая жонглирует сотнями NPC, триггеров, событий, выгружает и подгружает их на лету и в зависимости от расстояния и направления камеры. RT-отражения смотрятся отлично и добавляют игре реалистичности и атмосферы шпионского триллера (можно следить за противниками в отражениях на стекла), но это наносит существенный удар по производительности. К сожалению, в 4К без DLSS или FSR в Hitman 3 не получится играть даже на RTX 4080. С другой стороны, она в 1,5 раза быстрее прошлого поколения, а кадры лишними не бывают, особенно когда их мало.
Marvel’s Guardians of the Galaxy (2021)
Guardians of the Galaxy очень требовательна к компьютеру, и это заметно в 1080p — все карты вышли на плато производительности с минимальными различиями. В 4K отрыв Palit GeForce RTX 4080 GameRock Omniblack уже ощутимый — заветная черта 60 FPS пройдена, можно играть без DLSS, хотя до 120 FPS все равно придется включить реконструкцию изображения.
Far Cry 6 (2021)
Forza Horizon 5 (2021)
DLSS
Видеокарты GeForce RTX 40-ой серии смогут использовать технологию DLSS 3.0, которая позволяет удвоить производительность, генерируя кадры из тех же данных, которые использует DLSS 2.0. К сожалению, мы не смогли проверить насколько хорошо она работает, потому что в публичном доступе пока нет игр с поддержкой DLSS 3.0, поэтому мы ограничились тестированием игр с DLSS 2.0.
Тут ничего нового — в большинстве современных игр настройка DLSS Quality или Balanced — максимум, который позволяет существенно увеличить производительность, потому что дальше уже проблема в процессоре и уменьшение разрешения делу не поможет. Особенно это касается Forza Horizon 5 и Call of Duty: Modern Warfare 2, которые получают небольшой прирост от Quality, но потом производительность выходит на плато. Только Shadow of the Tomb Raider с трассировкой лучей масштабирует производительность даже когда игра рендерится в 720p (DLSS Ultra Performance в 4К).
График выше задумывался как сравнение эффективности тензорных ядер, но в итоге вышел тест масштабируемости производительности игр. Как видите, так же, как и с 1080p, рендерить игры с DLSS Performance мало что дает в большинстве случаев, кроме самых требовательных — Guardians of the Galaxy и Metro Exodus EE. С другой стороны, данные показывают, что в будущем функция позволит использовать видеокарту дольше, как это происходит с GeForce RTX 20-ой и 30-ой серии, которые могут еще долго опираться на DLSS и прочие алгоритмы реконструкции, чтобы получать вменяемое качество изображения.
Производительность в рабочих приложениях
Ускорение видео
Встроенные чипы аппаратного ускорения видео NVENC и NVDEC прославились своим превосходным качеством изображения и низкой нагрузкой на систему, поэтому они отлично подходили не только для работы вроде видеомонтажа, но и для стриминга. В RTX 40-ой серии NVIDIA удвоила энкодеры видео и разрешила их использовать программам одновременно, обрабатывая сразу по два кадра. Это должно ощутимо повлиять на скорость обработки видео, но по тестам мы пока не видим серьезного преимущества над предыдущими поколениями видеокарт.
Также появилась поддержка кодирования в новый кодек AV1. RTX 30-ой серии уже умели декодировать этот формат — тоже небесполезная функция, потому что благодаря высокому сжатию этот кодек может нагрузить на 100% даже AMD Ryzen 5900X, если смотреть видео в 8К60. YouTube и Netflix уже несколько лет постепенно обновляют свои серверные для поддержки AV1, что позволит им предоставлять видео в более высоком качестве, чем раньше.
RTX 40-ой серии тоже так могут благодаря новой версии NVDEC, которая умеет кодировать в AV1. YouTube уже принимает видео в AV1, Twitch и Discord работают над интеграцией нового кодека в свои клиенты. Стримить в AV1 получится через OBS, а популярный транскодер HandBrake сможет использовать NVDEC для быстрого перекодирования видео в AV1. Карты AMD и Intel тоже поддерживают аппаратное ускорение AV1, так что для полной поддержки осталось только дождаться Apple, которая хоть и была одним из членом консорциума, разработавшим кодек, но все еще сопротивляется его внедрению в свои продукты.
DaVinci Resolve 16
Одна из самых популярных программ для монтажа, цветокоррекции и градации видео от австралийской компании Blackmagic очень активно использует аппаратное ускорение при помощи видеокарт. Resolve любит видеопамять и видеокарты NVIDIA последних серий — последние поддерживают аппаратное ускорение для видео в RAW с современных кинокамер от Red и Blackmagic, а память нужна для работы с множеством файлов в высоких разрешениях. 5К, 6К, 8К и даже 12К— вполне рабочие разрешения для современных камер, поэтому для профессиональной работы с цветом таких файлов памяти много не бывает.
Как мы писали выше, NVIDIA установила в RTX 4080 сразу два чипа аппаратного ускорения обработки видео и позволила программам использовать их одновременно, рендеря одновременно два кадра. Но скорее всего прирост пока связан с более быстрой памятью и более высокой частотой ядер CUDA. С другой стороны, это значит, что спустя какое-то время RTX 4080 будет еще быстрее рендерить видеофайлы. К сожалению, видеопамяти всего 16 Гб. Это немало, но у ближайших конкурентов AMD Radeon RX 7900 XT и XTX 20 и 24 Гб памяти соответственно, и это может повлиять на большие проекты через несколько лет.
Adobe Photoshop CC 2023
Самая популярная программа для обработки изображений Adobe Photoshop хоть поддерживает аппаратное ускорение, но в основном опирается на производительность процессора. Мы впервые сталкиваемся с результатом, когда новое поколение видеокарт уступает старому. Это не плохой результат, но обычно новое поколение справляется с Adobe Photoshop лучше предыдущего. Возможно, проблема в новых, не очень стабильных драйверах.
OctaneBench 2020
Один из самых популярных рендер-движков для создания 3D-сцен Octane использует исключительно CUDA, поэтому путь для владельцев видеокарт AMD и Intel закрыт. Последние версии поддерживают дополнительное ускорение при помощи RTX, поэтому новые видеокарты работают гораздо быстрее старых. GeForce RTX 4080 с легкостью обходит все видеокарты прошлых поколений. Новая карта на 58% шустрее своей предшественницы RTX 3080 и на 31% — RTX 3090.
Blender 3.0
Blender — одна из самых популярных программ для создания 3D-рендеров и спецэффектов. Она поддерживает рендеринг на процессоре, OpenCL, CUDA и даже OptiX — аппаратно-программный интерфейс NVIDIA, который позволяет программе использовать RT-ядра для высококачественных рендеров. RTX 4080 на 78% быстрее в Blender 3, чем RTX 3080. Если вы работаете в 3D, то можно задуматься об апгрейде.
V-Ray
Профессиональный рендерный движок V-ray работает в практически во всех популярных программах для моделирования 3D-сцен, включая композиционный софт Nuke, среду визуального программирования Houdini и Unreal Engine. Он поддерживает рендеринг при помощи CUDA и RTX. Как и в других программах для 3D-рендеринга, Palit GeForce RTX 4080 GameRock Omniblack раскатывает предыдущие поколения видеокарт как асфальтоукладчик.
Мы живем в интересное время. Если западная пресса говорит, что RTX 4080 — отличная карта, но по слишком высокой цене, то в России, судя по первым сведениям, она будет стоить от 80-90 тысяч рублей. Примерно столько же сейчас просят за RTX 3080 — гораздо более слабую видеокарту с устаревшими технологиями. К сожалению, мы не смогли протестировать DLSS 3.0, но даже то, что работает уже сейчас, выглядит отлично, пускай и только для игр в 4К. Как и RTX 4090, она слишком быстрая, чтобы дать хоть какой-то эффект в низких разрешениях, для которых стоит купить видеокарту подешевле или обновить процессор.
К сожалению, у Palit GeForce RTX 4080 GameRock Omniblack есть и недостатки. Во-первых, ее безумный размер. Это «фишка» всех видеокарт 40-ой серии на текущий момент, но это не меняет ситуацию — она не влезет в большинство корпусов. И нет никакой необходимости делать ее настолько большой.
Во-вторых, опасный переходник. Шансы его неисправности пока выглядят 1:10 тысячами, если не меньше. Пока точно неизвестны причины перегрева переходников и проводов, их нельзя исправить, а значит они могут быть пожароопасными. Конкретно наш образец даже чуть-чуть не нагревался. Вероятно из-за того, что RTX 4080 требует гораздо меньше питания, чем RTX 4090. И в-третьих, коннекторы DisplayPort 1.4a, которые пока все еще актуальны, но через два года, когда предположительно выйдет RTX 50-серии, они будут совершенно не соответствовать требованиям времени.
Почти все эти претензии не к Palit и к конкретной модели GameRock Omniblack, а к NVIDIA. Это все очень странные ошибки, которые опытная компания не должна совершать. С другой стороны, соотношения цена-производительность у Palit GeForce RTX 4080 GameRock Omniblack сейчас выглядит очень привлекательным. Если новые карты AMD не смогут обойти флагманы NVIDIA по функционалу и цене, то зеленая компания снова выиграет очередное поколение.