Humankind – игра, посягнувшая на трон Civilization

В прошлом мы неоднократно писали про конкурента Civilization – историческую 4X-стратегию Humankind. Но тогда нам удалось опробовать только бета-версии, в которых отсутствовала часть контента. Теперь же, когда у нас на руках оказалась финальная версия (17 августа игра станет доступна широкой публике), пришло время разобраться – сумеет Humankind победить «Цивилизацию» или же будет забыта, как уже случалось не раз?

Сразу после запуска вы увидите первую интересную особенность игры, больше подходящую для RPG, – создание героя. Он будет попадаться другим геймерам в одиночном режиме и вести себя там так, как вы захотите. Великодушный персонаж легко забудет обиды, а вот злопамятный отомстит при первом удобном случае. Конечно, часть черт характера откроются позже, после выполнения достижений, но не думаю, что у кого-то возникнут трудности с заданиями вроде «накопить полмиллиона денег за несколько игр».

Впрочем, это лишь прелюдия к тому, чтобы провести свой народ от первобытного племени времен неолита к полетам в космос. Да, вы не ослышались, история здесь начинается не с основания города, а с кочующего отряда охотников и собирателей. Сражения с животными и поиски интересных мест помогут собрать нужное количество влияния, чтобы основать один или несколько аванпостов. Заодно вы познакомитесь с механикой, которую студия Amplitude, как и много чего еще, позаимствовала из другой своей игры – Endless Legend. Карта в Humankind поделена на регионы, в каждом из которых можно основать всего одно поселение, да и застроить все области городами не выйдет – за это предусмотрены штрафы. Поэтому аванпосты придется присоединять к мегаполисам, объединяющим несколько регионов. Зато в финале не придется метаться между десятками городов, судорожно пытаясь понять, как же лучше развивать 28-й из них.

Побыв немного в неолите, настанет время перебраться в Древность, а затем и в другие эры. Для смены эпох нужно собрать заданное количество звезд (обычно семь штук), которые выдаются за самые разные успехи – от побед в боях до исследования технологий. Смена эры позволит сменить и нацию, дав дополнительные преимущества. Да, при желании можно всю игру провести за ассирийцев или финикийцев, что даже увеличит количество получаемых победных очков, но тогда вы лишитесь уникальных отрядов и зданий поздних эпох. А ведь в современности гораздо интереснее разъезжать на советском Т-34, чем на стандартном среднем танке. К тому же часть особенностей каждой нации перейдет дальше, что позволяет создать уникальный народ, а значит, новая партия не будет похожа на предыдущие. Поэтому не нужно бояться того, что вы начнете играть за ольмеков, а в финале дорастете до СССР.

Кстати, о финале – способов выиграть здесь несколько, но хотелось бы большего. Разочаровал меня и шпионаж, который ограничен отрядом, умеющим устраивать диверсии. Конечно, в будущих DLC у рыцарей плаща и кинжала появятся новые возможности – Amplitude обожает выпускать горы дополнений для своих игр – но хотелось бы увидеть это здесь и сейчас.

Ключевым слагаемым победы в Humankind станет развитие городов, и тут важно помнить, что основных типов зданий тут два – объекты инфраструктуры и округа. И те, и другие возводятся за очки промышленности или за деньги, но есть и отличие – объекты инфраструктуры не занимают места на карте, а вот округам нужны отдельные клетки, к тому же они еще и снижают стабильность. Придется поднимать ее с помощью зданий или другими способами, иначе город взбунтуется и может отделиться от империи! Вернуть его будет непросто, так что лучше не доводить своих подданных до греха.

Рано или поздно вы обнаружите конкурентов, и, возможно, объявите им войну. Армии, как и в Endless Legend, ходят по карте одним стеком, но в сражении разделяются на отряды. Поле боя повторяет местность, на которой войска встретились на стратегической карте, чем можно и нужно пользоваться, нападая с удобного направления. В сражении воины перемещаются и сражаются, причем учитываются не только боевая мощь или очки жизни, но и другие факторы, вроде линии видимости для стрелков или рельефа (вверх по холму лучше не атаковать, если не хотите получить штраф к силе). Стоит помнить и о других вещах, например, о том, что почти все кавалеристы не умеют взбираться на стены. Изредка это приводит к курьезным случаям, когда атакующая армия сильнее противника, но просто не может выкурить его из города.

Как ни странно, тут на помощь может прийти искусственный интеллект, у которого иногда срывает крышу. Да, на высоких сложностях он играет лучше и агрессивнее, чем на низких, но эта агрессивность нередко выходит боком. Просто диву даешься, наблюдая, как копейщики выбегают из города, чтобы с радостными криками напасть на кавалерию. Не спорю, копья в игре, как и в реальной истории, эффективны против конницы, но в Humankind бездумные атаки могут закончиться гибелью нападающих и сдачей города, в котором не осталось защитников. А ведь бой длится всего три раунда, после чего переносится на следующий ход, то есть в такой ситуации можно было бесконечно долго прятаться за укреплениями. Случается и обратное, когда противник не решается атаковать тогда, когда это нужно сделать. Однажды я привел к неприятельской столице армию драгунов – кавалеристов, умеющих ходить по карте после выстрела. Дальше действовал по схеме «бей-беги» – подходил, стрелял, возвращался обратно. Бедные защитники не могли понять, почему они умирают, ведь драгуны отступали под прикрытие «тумана войны». Только не вздумайте в такой ситуации включить автобой, если не хотите потерять половину армии в лобовых атаках. К счастью, основные проблемы искусственного интеллекта связаны именно с осадами и войной на море, а в большинстве сражений враги действуют намного хитрее.

Учтите, что захватить огромную вражескую страну в одной войне вряд ли выйдет – этого не позволит механика игры. Как только «военная поддержка» (желание сражаться) у кого-то упадет до нуля, страна капитулирует. Останется выбрать из списка целей то, на что хватит очков победы. Обычно удается забрать всего несколько провинций, хотя больше и не нужно из-за лимита городов. Впрочем, расширять страну можно не только в войнах, но и с помощью дипломатии, требуя деньги или даже территории. Конечно, чтобы на это согласились, нужно иметь развитое государство, а иначе вас поднимут на смех. Помогает дипломатия и в других делах, например, в покупке стратегических ресурсов, без которых не построишь ни танки, ни линкоры, ни ядерное оружие.

Новые отряды, здания и возможности появляются вместе с технологиями, которых здесь немало. Некоторые из них меняют правила – «Каменная кладка» откроет принудительный труд, расходующий население для ускорения строительства, а «Паровой двигатель» даст доступ к железнодорожным вокзалам для быстрой переброски войск. Не обошлось и без современной повестки – присутствуют и аналог «Википедии», и массовая вакцинация, и борьба с глобальным потеплением.

Других нюансов в Humankind тоже хватает, и постепенно вы с ними познакомитесь. Так, иногда приходит сообщение о том, что началось разграбление аванпоста, хотя с другими странами вы дружите. Поздравляю – вы встретились с малой нацией, задумавшей поселиться в этом регионе. С такими народами можно воевать или дружить, а можно помочь им влиться в вашу империю на правах равноправного города. Присутствуют в игре и Чудеса света, причем реализованные по нестандартной схеме. Во-первых, Чудо нужно забронировать, потратив очки влияния и сделав его недоступным для других. А, во-вторых, строить его разрешается «всем миром», то есть объединенными силами нескольких городов.

К сожалению, огромное количество наций в Humankind (60 штук!) привело к проблемам с балансом. Вот лишь один пример: у кхмеров имеется округ «барай», позволяющий быстро увеличить объемы промышленности в разы, оторвавшись от конкурентов уже в Средневековье. Конечно, авторы продолжают дорабатывать нации – те же монголы, уничтожавшие все живое во время бета-теста, теперь не настолько сильны. Однако править им придется не только нации, но и баги. В первой партии я не смог полететь на Марс, так как для этого нужны были три месторождения нефти. Казалось бы, в чем проблема, если их на карте именно столько? Но третьей скважиной владела независимая нация, которую нельзя было захватить, так как за ее столицу шел бесконечный бой. Вмешиваться в него запрещено, пришлось отказаться от планов в стиле Илона Маска и победить иначе.

Есть у игры и прочие недостатки, в том числе связанные с локализацией. Лично мне так и не удалось понять, почему мечников перевели как «Мечеборцев», а отряд пехотинцев обозвали «Винтовками». Да и описание некоторых зданий или социальных институтов на русском вызывает недоумение, хотя не исключаю, что в релизной версии это исправят. В любом случае, Humankind – это именно та стратегия, которая способна привлечь многих поклонников Civilization. Не спорю, чтобы обойти главного конкурента, студии Amplitude придется немало потрудиться, устраняя проблемы и выпуская дополнения. Но если все пройдет гладко, через несколько лет Humankind превратится из просто очень хорошей игры в настоящий хит.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: