Final Fantasy XIV: Endwalker — грандиозный финал восьми лет приключений

Продюсер и директор Final Fantasy XIV, Наоки Ёсида, в недавнем выступлении заявил, что надеется продолжить работать над игрой на протяжении еще десяти лет как минимум. Фанаты немедленно растиражировали эти слова в сети, превратив в обещание выпустить еще несколько крупных дополнений. Сказанное не противоречит настроению Square Enix. Ёсида — новая звезда издателя, ему доверили следующий выпуск номерной Final Fantasy. Сама по себе ММО чувствует себя лучше всех на рынке и формирует больше половины выручки компании, а Endwalker стал настолько ожидаемым дополнением, что обрушил сетевую инфраструктуру игры на несколько недель — и восстановить ее удалось, лишь временно изъяв FF14 из продажи (с 25 января игра снова доступна, в том числе в Steam).

Endwalker — последнее дополнение в рамках основной сюжетной арки, которая существует еще с перезапуска проекта. Что будет дальше — неизвестно. Восемь лет истории завершаются грандиозным финалом, который ставит точку во всех сюжетных линиях. За прошедшее с релиза время, FF14 разрослась вширь и обросла бесчисленными деталями изнутри, и сейчас это под завязку набитое событиями путешествие в фантастический мир, которое не одолеть за несколько недель.

Вопреки модным веяниям жанра, это более-менее традиционное воплощение ММО с сильным упором на сюжетную составляющую. Стараясь выдержать уровень номерных Final Fantasy, авторы сотворили потрясающей красоты мир, ярких и запоминающихся персонажей, переделали традиционные для жанра механики в угоду повествовательным особенностям. Ни одна другая актуальная ММО на рынке не сможет выдержать сравнения с FF14 в плане качества чего бы то ни было — видно, что Square Enix, чувствуя отдачу аудитории, инвестирует в нее все больше и больше средств и сил. На этот раз игрокам предлагается отдохнуть от волшебных (в буквальном смысле) приключений из Shadowbringers и попутешествовать по новым регионам, вдохновленным азиатскими странами, в частности, Индией и Таиландом. По пути предстоит заглянуть на луну, прокатиться на собаке и познакомиться с лунными зайцами, пережить конец света, застать смерть императора.

В настоящий момент Final Fantasy XIV доступна на нескольких платформах: консоли PlayStation (есть апгрейд до PS5), PC и Mac, — все они играют на одних серверах, но если хотите начать на PS4 и продолжить на домашнем компьютере, то придется купить игру второй раз, и все дополнения к ней. Помимо этого, существует довольно дорогостоящая подписка — 13 евро на 60 дней. К счастью, она работает сразу на все учетные записи пользователя. От возможности перейти на F2P авторы старательно открещиваются: дескать, и так всё хорошо, и ничего не хочется портить. Замечание справедливое: за счет стольких барьеров сообщество FF14 кажется более взрослым и заинтересованным в комфортной игре, а также лишенным многих (но не исключающих их окончательно) токсичных проявлений современности. Да и потом, их всех объединяет страсть к Final Fantasy как игровому сериалу, и ММО позволяет попасть в своего рода тусовку единомышленников.

Но есть один барьер, который работает как целенаправленный поглотитель игрового времени: строгая последовательность сюжетных заданий наряду с завидной производительностью авторов промежуточных квестов, выпущенных в перерывах между дополнениями. Поскольку FF14 — это игра «про сюжет» в первую очередь, она за ручку ведет игрока от события к событию, рисуя его спасителем мира и воином света. Если вы играете с самого запуска и регулярно, то наверняка очень рады объему бесплатного контента, который выпускает Square Enix. Но если вы начинаете только сейчас, или пропустили хотя бы одно дополнение, и хотите как можно скорее добраться до актуального контента — берите отпуск, запасайтесь временем, отменяйте другой досуг.

Повествование в FF14 неспешное: красивые сценки на движке игры чередуются с пустомельскими диалогами, эмоционально напряженные события сменяются шуточными или фансервисными квестами, пока, наконец, все не упирается в необходимость пройти подземелье (стандартный забег по длинной локации с несколькими боссами) или испытание (сражение большой команды с одним боссом), или просто срежиссированную интерактивную сценку. В первых двух случаях сложность заключается в подборе напарников: старые, даже предваряющие Endwalker данжи не дают интересных наград, и специально в них никто не ходит. Сервис подбора рандомных команд — Duty Finder — сбрасывает туда тех, кто крутит рулетки, то есть стоит в своего рода «плейлистах» данжей. Поэтому ожидание может составить от двадцати минут — и ничего с этим не поделаешь. Хорошо, что уровни участников синхронизируются под требуемый, что существует расширяет горизонт поиска.

Интерактивные сюжетные сценки особых вопросов не вызовут, но скорее всего потребуют повторного прохождения из-за какой-нибудь глупой ошибки. Они стали разнообразнее по наполнению — теперь есть полноценные стелс-эпизоды, где надо бесшумно устранять противников, прятаться за ящиками и вести партизанскую войну. Например, в одной из оформленных под русскую зиму локаций с монстрами Morozko и Snegovik (также там где-то ходит Eblan Bear) игроку придется буквально совершать диверсии на вражеской базе, уничтожая Магитек-роботов (которые перенесены прямо из FFVI). Если проиграть, то в следующий раз игра предложит несколько уровней сложности, а если эпизод очень длинный, то даст выбрать последнее промежуточное сохранение. Такие задания красивые и увлекательные, но для развития персонажа совершенно бесполезные — и это не недостаток, а одно из следствий разветвленной системы «профессий».

Так, выбранный изначально класс персонажа — это лишь временное ограничение. Помимо того, что после получения определенного уровня базовый класс можно развить, выбрав одно из нескольких направлений, никто не мешает прокачивать параллельно несколько ролей. Скажем, если вы все время играли копейщиком и вам надоело, то можно пройтись по квестам мага или лучника, или еще кого-нибудь. Новые профессии, которые были введены, например, в Endwalker (DPS ближнего боя Reaper и хилер Sage), даже не требуют начинать с низов — игрок должен быть 70-го уровня на любой из профессий, и только тогда он сможет взять квест профориентации. В любом случае, из-за этого квестами вас обеспечивают очень щедро, чтобы дать прокачаться до максимального уровня на основной профессии и подтянуть остальные, не погружаясь в рутину каждодневной зачистки подземелий. Это также отражается на общей сложности игры: благодаря промежуточным квестам и подземельям, игроки, купившие Endwalker, к началу дополнения получат минимум пять новых уровней из десяти и экипировку, достаточную для того, чтобы быть допущенным к финальным сражениям. А особенно дотошные могут взять кап, вообще толком не приступив к Endwalker. Это никак не испортит им впечатления от сюжета, но создаст минимум пятидесятичасовой филлер в развитии героя: не пройдешь — не получишь доступ к самому крутому шмоту и следующим промежуточным квестам.

Отсюда возникает разделение аудитории Final Fantasy XIV на тех, кому интересен сюжет и хочется чтобы персонажи как-то развивались, но при этом нет желания изучать глубоко ту же боевую систему, и на увлеченных фанатов, которые вынужденно «паровозят» первых в подземельях. К Endwalker игра стала настолько щадящей и расслабленной в отношении очарованных странников, что большая часть выполняемых ими действий на самом деле оказывается тщетной. Эта броня ничего не изменит, а это оружие толком не даст никакого преимущества. Вам не придется двадцать раз подряд проходить один и тот же данж, чтобы выбить актуальную экипировку и приблизиться к критериям допуска нового сюжетного события. Никто всерьез не готовит игроков ни к изменениям в балансе игры и боевой системе, ни к настоящим серьезным испытаниям. Доходит до смешного: можно пройти дополнение и взять максимальный уровень, но не получить какую-то часть скиллов выбранного класса, случайно или нарочно — неважно. Создаст ли это какие-то препятствия для выполнения командных активностей? Лишь немного замедлит сражения, и только.

При этом бои в FF14 по-настоящему впечатляющие, и почти каждый данж или испытание невероятно красивы. Последнее обновление сильно изменило баланс скиллов, но также сделало их применение проще, списав некоторую часть в пассивные умения, которые включаются самостоятельно. Длинные комбинации ударов, в которых следующее умение усиливается при соблюдении правильной последовательности атак, и все вместе они могут быть усилены за счет своевременного применений комбинаций из других мгновенных скиллов, причем учитывается и направление атаки (некоторые лучше бьют в бок, некоторые в спину), — это одновременно и красиво, и увлекательно.

Глубина всего, что касается непосредственно игры, а не увлекательных рассказов о спасении мира, потрясает. Но еще сильнее удивляет ее ненавязчивость — стоит один раз проигнорировать призыв посмотреть что-то, потом уже потеряешься и не вернешься. Нужны деньги? Фармом подземелий это не вывезешь: нужно собрать ресурсы, попытать счастье в ремесле, попытаться продать полезные другим игрокам предметы на рынке. Хочется мощи? Возможно, стоит пуститься в охоту за инкрустированными в оружие и доспехи материями или поискать редкие аксессуары. Устали ловить токсичные комментарии случайных напарников по подземельям? Возможно, пришло все-таки время погрузиться в статистические дебри игры и потратить время на изучение множества YouTube-каналов и табличек от пользователей Reddit’а с конструкторами ротаций, подгонкой билдов и прочими характерными для MMO сложностями. Игра-то сможет простить, что драгун 86 уровня в данже использует одну десятую своих умений, а вот братья по оружию, особенно опытные, — не всегда.

Так говорят про каждое дополнение к Final Fantasy XIV, и Endwalker не стало исключением: это яркое, дух захватывает какое красивое приключение по миру, в который веришь, с героями, которые искренне полюбились за прошедшие восемь лет и с которыми совершенно не хочется расставаться. Если у вас есть желание попробовать современные ММО, но время есть только на одну, то даже не сомневайтесь: только Final Fantasy XIV на сегодняшний день способна подарить столько впечатлений и эмоций. И Endwalker, как финальная глава незабываемого приключения, совершенно точно не оставит вас равнодушными. Настоящая цена этого удовольствия — колоссальное количество времени, которое потребуется для прохождения, но ведь ради полного погружения хорошие RPG и созданы.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: