FIFA 18

Трудно подняться на вершину, еще тяжелее на ней удержаться — правило, хорошо знакомое каждому спортсмену. Серия FIFA знает об этом не понаслышке. Почти десять лет доминирования в жанре в качестве законодателя мод — а конкурент Pro Evolution Soccer все равно дышит в затылок. К тому же последние три года цикл не то чтобы топчется на месте, но и не особо развивается. Наглядным подтверждением служит последняя версия, больше похожая на промежуточную.

И речь не о презентационной составляющей. Напротив, здесь виден ощутимый прогресс. Красота кроется в деталях — в праздничном конфетти на кромке поля, в фейерверке после победы в турнире, в языках огня из специальных пушек на американских аренах (забавный контраст с консервативным европейским футболом). На одном стадионе матчи разительно отличаются всего лишь из-за времени суток и атмосферных условий. Солнечным днем арену заливает светом так, что разглядеть спортсменов сложно (освещение в FIFA 18 бывает разным, но оно всегда реалистичное), а пасмурным вечером картинка теряет в контрасте и насыщенности, дополнительный флер придает туман. А ведь еще надо учитывать степень износа газона, из-за которого с виду ровненькое поле к концу матча может превратиться в перепаханный огород.

Хуже обстоят дела с режиссурой. Скриптованные сценки все такие же — их разбавляют повторами и кадрами с плохо анимированными главными тренерами. Лица самых известных лицензировали, но таких мало. Виртуальный оператор периодически выхватывает радостных, но аляповатых болельщиков. Их поведение разнится в зависимости от того, из какой страны их команда. Испанцы бьют в барабаны, итальянцы хором выдают речевки, а англичане поют. Так что, если вы пропустили легендарную You'll Never Walk Alone от фанатов «Ливерпуля» в недавнем московском матче со «Спартаком», есть возможность все наверстать в FIFA 18.

Российские комментаторы матчей — снова приглашенные два года назад Георгий Черданцев и Константин Генич, но реплик, которые они выдают по ходу матчей, все еще очень мало. Нас опять мучают упоминаниями о Фабио Капелло (бывшем наставнике национальной сборной России) при счете 2:0, неуместные исторические справки чередуются с несмешными шутками и попытками завязать диалог между собой. Лучшие моменты — когда комментаторы замолкают, потому что для описания происходящего на поле не записали соответствующей фразы.

Зато в тишине проще сконцентрироваться, чтобы разобраться, какие изменения произошли за год. Прежде всего действительно похорошел искусственный интеллект, в особенности это заметно в защитных построениях. Помните, как часто соперник терял ваших игроков, отпуская от себя слишком далеко? Теперь, если вычесть совсем детские уровни сложности, он их плотно опекает, даже когда действие разворачивается у его штрафной. В прошлом все приводило к эффекту «каждый сам за себя», творился неорганизованный хаос, футболисты разбегались кто куда. Теперь обороняющаяся команда действует более цепко, наглее оттесняет с занятой позиции, не боится прессинга — словом, позволяет меньше.

Спасибо за это функции «Тактическая защита», которая анализирует расположение участников матча. Благодаря ей ИИ на всех участках поля хорошо читает игру противника, предугадывает его намерения — и потому чаще перехватывает передачи понизу. Вблизи он уже не позволяет легко обыграть себя или пройти чуть ли не насквозь, воспользовавшись странностями анимации. Даже на расстоянии метра-полтора ИИ обычно отбирает мяч, особенно если замешкаться с принятием решения.

А сделать это еще проще, так как разница между скоростью передвижения и скоростью при других действиях возросла. Очень странное чувство, когда полузащитник с хорошим разгоном и природной ловкостью устраивает забеги на десятки метров, легко обходит защитников, но стоит ему остановиться, чтобы выполнить финт или укрыть мяч корпусом, как он делает это с пенсионерской нерасторопностью. Оппонент это видит и пользуется, включая отбор.

Вот и остается мчаться в атаку и не передерживать мяч, отдавая его в одно касание. Тут обнаруживается другая неприятная черта FIFA 18: короткие пасы нужны лишь для доставки мяча ближнему на своей половине и выхода из-под прессинга в центральном круге. Обостряют же игру два откровенно жульнических приема — прострелы в штрафную и проникающие длинные передачи низом. ИИ хорош, если нужно перехватить мяч на короткой дистанции, когда расстояние между футболистами небольшое, но на средних и длинных дистанциях беспомощен. В лучшем случае тот, кому сделан разрезающий пас, столкнется с прессингом опекуна, но обычно все заканчивается беспрепятственным выходом на вратаря. Получается, что проще расчерчивать обостряющими передачами геометрические фигуры по газону, чем выдумывать красивые комбинации или тем более забрасывать мяч в гущу событий в надежде, что ваш подопечный зацепится за него. Зачем усложнять?

Противник, конечно, тоже пользуется несовершенствами системы. Он устраивает быстрые перепасовки в одно касание, набивая к концу встречи такой процент точности, что «Барселона» позавидовала бы. Он любит наведываться к вам в гости через фланги, чтобы потом прострелить в штрафную или адресовать мяч набегающему вторым темпом напарнику. Он знает толк в подачах, которые наконец-то отличаются не только визуально, но и назначением. Обычные, на средней высоте, лучше всего подходят для ударов головой по воротам, когда адресату никто не мешает. Высокий навес, «свечой», применяется при борьбе двоих в воздухе. Низкие и обычно быстрые подачи используются для перевода мяча на противоположный фланг и неожиданного полупрострела из глубины.

И тем не менее, как бы ни был хорош искусственный интеллект, он не поспевает за вами. Не раз я был свидетелем цепной реакции: неправильная позиция одного приводила к тому, что сыпалась вся линия. Поэтому так распространены проходы с центра поля до чужих ворот при неподвижном наблюдении спортсменов другой команды. Те же вратари стали чаще пропускать в ближний угол (порой происходят совсем анекдотические случаи), да и заставить их забрать ничейный мяч в трех метрах от линии ворот — задача для разработчиков по-прежнему нерешаемая. При этом потенциал «Тактической защиты» сумасшедший, осталось закрутить все гайки и подредактировать некоторые моменты.

В случае с игровыми режимами авторы в этот раз отделались косметическими изменениями. По забавному совпадению главное новшество здешней «Карьеры» то же, что и в PES 2018, — переделанные трансферы. Вместо переписки по электронной почте нам показывают кат-сцены, где одна сторона обсуждает детали трансфера/аренды футболиста или его контракта с другой стороной. Насколько это освежает процесс? Минимально. Однотипные, бедно поставленные видеовставки с почти одинаковыми персонажами, которые беззвучно хлопают губами. Пара-тройка таких спектаклей, и вы с большой вероятностью будете пропускать болтовню, чтобы поскорее перейти к делу.

При переговорах клубы требуют сумму трансфера выше официальной, а иногда и проценты от последующей продажи спортсмена. Агенты хотят для своего клиента жирный контракт на большой срок, особо наглые — денежные бонусы за сыгранные матчи, количество голов за сезон, за подписание договора и т. д. Каждый пункт обсуждается, можно выдвигать контрпредложения, включать свои условия — например, внести в контракт сумму отступных. Либо делегировать полномочия посреднику, правда, в переговорах он полный профан, так как всегда предлагает больше, чем стоило.

В онлайновом режиме Ultimate Team легендарные футболисты прошлого стали доступны на всех платформах, а не только на Xbox One. Теперь их зовут иконами, у них по три карточки (вместо одной), соответствующих разным периодам карьеры. Так что приобрести на онлайновом аукционе Льва Яшина или Диего Марадону проще — рынок предложений больше.

В целом самый популярный сетевой режим FIFA продолжает двигаться в сторону новой аудитории. Помимо озвученного Черданцевым обучения, где игрока водят за руку, показывая, куда нажимать, а также щедрой системы награждений за выполненные ежедневные задания, Ultimate Team оброс за годы одиночными испытаниями — с них неофитам и стоит начинать. Новинка этого сезона — Squad Battles, цикл матчей с созданными другими игроками командами, но под управлением ИИ. Отличный способ собрать неплохую сумму на покупку или аренду высокорейтинговых суперзвезд для своего состава, прежде чем соваться в пекло онлайновых турниров и дивизионов.

Самым значимым одиночным режимом остается «История». Второй сезон сериала про 18-летнего Алекса Хантера, которого хотят подписать более-менее все клубы мира, движется по проторенной оригиналом тропе. Герой вновь показывает исключительный футбол, но по глупости становится изгоем (теперь уже за пределами Великобритании), преодолевает трудности и следует за мечтой. История о вере в себя и важности семьи приобрела размах, в роликах фигурируют персоны уровня Криштиану Роналду, Рио Фердинанда и Тьерри Анри. Однако драматургически она осталась на прежнем уровне: искренность подменяется голливудскими штампами.

Даже прорекламированные ключевые решения по ходу событий — на уровне эпизодических драм Telltale Games. Поступки не влияют на жизнь Хантера, только на отношения с родными и близкими. От характера заявлений в прессе и общения с одноклубниками по-прежнему зависит лишь количество подписчиков на аккаунт героя. А они, как ни странно, определяют ассортимент в местном магазине: чем больше фанатов, тем больше доступных предметов. Да, внешний вид можно настраивать: менять прическу, набивать татуировки, выбирать повседневный гардероб и экипировку для матчей (бутсы, гетры, даже цвет изоленты на голеностопе). Будь такая вариативность в сюжете, за приключениями Хантера было бы интереснее наблюдать.

Спортивные симуляторы часто упрекают в незначительных обновлениях из года в год. В случае с FIFA 18 критика вполне справедлива. Игра способна приятно удивить на поле и вне его, традиционно отнять десятки, если не сотни, часов, подарив взамен уйму впечатлений как в онлайне, так и в офлайне. Однако в ней слишком много пересечений с прошлой версией, а нововведения пусть и неплохи, но требуют доработки. Стал ли виртуальный футбол от EA Sports хуже? Нет, в чем-то даже лучше, но от лидера жанра по умолчанию ждешь чего-то большего.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр