Есть игры, которые кажутся совсем не такими, как на первый взгляд. Взять хотя бы Spiritfarer. Начинается она как красочное приключение с антропоморфными животными и милой киской. По факту вся история, в процессе которой нужно добывать ресурсы и обустраивать корабль, — философское размышление на тему смерти. Однако Spiritfarer далеко не единственная игра, которая создает ложное впечатление, чтобы втянуть пользователя за счет простых механик, а после добавляет смысловые слои за счет метафор, которые делают сюжет глубже и интереснее. Так на первый план выходит язык художественных образов, который активно используется, например, в Death Stranding, Undertale, The Stanley Parable, SOMA и Journey. И тут есть два варианта: игра либо зацепит и ударит в самое сердце, либо не тронет совсем, поскольку простые механики в отрыве от повествования не сработают должным образом из-за однообразия и частоты повторения. И это как раз случай Endling.
В Steam полно противоречивых отзывов. Кто-то плачет, кто-то полон восторгов, кто-то отмечает заложенный разработчиками смысл, а кто-то ничего не понимает, пишет про примитивный геймплей и неоправданные ожидания. Название Endling (последняя особь биологического вида) и подзаголовок Extinction is Forever (вымирание навсегда) еще до запуска готовят к худшему развитию событий. Это трагедия от начала и до конца. Здесь попросту не может быть счастливого финала или какого-то невероятно глубокого геймплея. Игра не про это. Она про выживание, родительство и обращение с животными и природой.
Вы управляете лисицей-матерью, которая растит четырех лисят в агрессивной среде. Вы последние представители вида. Всех остальных человечество истребило (или находится в процессе) по неизвестным причинам. Вам придется искать укрытия, отбиваться от хищников и людей, добывать еду, помогать другим животным и всячески выживать вместе с выводком.
Поэтому если вы любите зверей и не терпите насилия в кадре, я не советую запускать игру. Еще на старте вы увидите горящего оленя, который бросится с обрыва, людей с огнеметами, которые целенаправленно уничтожают лес, охотника, который крадет одного из четырех новорожденных лисят, спящих филинов, которые в любой момент готовы ринуться в драку, расставленные капканы и более сложные ловушки, в одну из которых однажды попадет барсучиха.
В дальнейшем угроз станет только больше. Особенно когда ночь сменит утро и на локациях появятся охотники. Успешность встречи с людьми зависит исключительно от того, попадали вы недавно в передрягу (драку или капкан). Если нет, то ловчий отвернется и отойдет в сторонку, как обиженная девочка, а вы захромаете и на время потеряете способность бежать. Если да, то он попросту свернет вам шею и тогда придется переигрывать день заново. А в случае, если лисица встретится с филином и не сможет дать ему отпор, хищник загрызет детеныша на месте. При таком раскладе ничего не остается, кроме как перезапустить игру, поскольку в Endling весь прогресс сохраняется при посещении убежища.
Помимо людей и хищников, другая угроза — голод. Лисята должны есть, а вот насколько это будет здоровая еда — не так важно. Особенно поначалу, когда вокруг только объедки в мусорных пакетах да ягоды на заснеженных кустах. Изредка встречаются мыши, рыба и яблоки. Позже, когда лисице откроются лесные локации, в которых еще не бывала нога человека, проблем с питанием не будет. Наоборот — появится избыток. Трудности начнутся позже, когда люди начнут активно вырубать деревья и от них останутся только пеньки. Тогда придется жить на свалке, питаться объедками, воровать у людей куриц, охотиться на голубей и выискивать консервы.
Любое путешествие с лисятами, которые активно растут и развиваются, требует сил и энергии. Со временем детеныши учатся и открывают в себе способности. Один умеет добывать червяков, другой — карабкаться по деревьям, третий — вызволять из капканов. Вот только чтобы чему-то научиться, надо наткнуться на карте на заскриптованную сцену, после чего лисенок приобретет нужный навык, который затем позволит добыть еду. Именно эта странность порой рушит погружение и обесценивает процесс исследования, так как игрок может подумать, что в мире нет ничего интересного, а это не так. Вся суть Endling скрывается в деталях. Их много, и они тщательно разбросаны по карте.
Поначалу может показаться, что основная цель Endling — сохранение выводка. Игра никогда не показывает, что вы едите. Важно только то, чем питаются ваши дети. Подобное самопожертвование присуще любым родителям, которые ради благополучия ребенка готовы на все, лишь бы обеспечить ему достойное будущее. Вокруг этой идеи авторы построили три сюжетные линии.
Первая связана с лисицей и четырьмя лисятами, одного из которых крадет охотник. Поиски потерянного детеныша — то, чем придется заниматься большую часть времени. Соответствующий запах, который ведет к ключевым предметам, связанным со зверьком, появляется по определенным дням. Именно в эти моменты открываются ранее недоступные участки карты. Взаимодействие с предметами позволяет узнать, что происходит с лисенком, где он сейчас и куда направляется. Авторы не используют слова. Всю информацию игрок получает либо через анимации, либо через окружение.
Вторая история строится вокруг охотника, его дочки и похищенного лисенка. Я не буду раскрывать всех деталей, так как это станет большим спойлером. Скажу только одно: отец похитил хвостатого друга не из злого умысла (он и не хотел его убивать), а чтобы спасти собственного ребенка. История охотника — отдельная трагедия. Придите на 29 день после встречи с ним на тоже место — и вы поймете.
Третья сюжетная линия связана с барсучихой. С ней вы познакомитесь в первые дни во время охоты. Она будет всячески защищать свою нору и не пускать к еде. Только когда лисица спасет зверька из капкана на 7 день, они начнут ладить. Барсучиха разрешит пользоваться тоннелями, чтобы ускоренно перемещаться между разными частями карты. Позднее она появится еще не раз. Однако сюжетную ветку со зверьком (не менее печальную, чем остальные линии) можно легко пропустить, если не гулять по карте и не обращать внимания на знаки вопросов. Если не поучаствовать хоть в одном из событий, которые меняются после завершения дня, повествование оборвется и животное пропадет. Но если охватить все, в финале истории барсучиха сыграет важную роль.
Все три ветки посвящены родительству и тем сложностям, с которыми сталкиваются взрослые в экстремальных ситуациях. Когда на кону жизнь — люди готовы пойти на все, лишь бы спасти детей. За последние 10 лет на эту тему вышло немало игр: от первого сезона The Walking Dead и оригинальной The Last of Us до God of War. Однако Endling по-своему отличается.
Игру испанской студии Herobeat Studios нельзя впихнуть в жанровые рамки. Это ни survival, ни приключение, ни сайд-скроллер с элементами метроидвании, хотя тут можно увидеть и то, и другое, и все сразу. Endling — высказывание про то, как человечество загрязняет и уничтожает природу. Да, здесь есть исключения из правил: девушка с гитарой или юная девочка, которые накормят яблочком и приласкают. Но в основном герой с доброй душой обречен, как персонажи Достоевского. Мир Endling страдает от недостатка доброты и заботы к близким и окружающему миру. Голодающий человек, который похищает курицу, умирает от укусов сторожевой собаки. Отчаянный отец, который нуждается в помощи, становится изгоем. Музыкант с гитарой, который поддерживать настроение в лагере, получает пулю посреди песни.
Мир Endling рушится на глазах. Лес уничтожен, куриная фабрика разваливается (вся эта локация навевает депрессию), люди живут в металлических шалашах и носят противогазы. Рядом работает атомная станция Care Corp (Корпорация «Забота»), которая регулярно сливает отходы в реки и водоемы. Все вокруг умирает и жизнь на Земле в том числе. Человек теряет человечность.
Понятно, что далеко не каждый стремится разрушать. Здесь даже отрицательный герой, который прошел через страдания, в конечном счете понимает ценность жизни. Но это не касается маленьких людей, охваченных ресентиментом (чувством враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач) из-за паршивого уклада жизни (а таковых тут большинство). Поэтому они рубят леса, охотятся на животных и тех людей, которые не похожи на них и не разделяют их ценности. Им нечего предложить миру, кроме пустоты и разрушений. Об этом авторы Endling и просят задуматься хотя бы на 5 минут.