Дополненная реальность против виртуальной реальности

Триумф виртуальной реальности пока откладывается — несмотря на то, что шлемы Oculus Rift и Valve/HTC Vive все-таки удалось запустить в продажу, интерес к ним очень умеренный. Разработчикам потребуется еще несколько лет, чтобы преодолеть все трудности — начиная с технических недоработок и заканчивая созданием качественной коллекции игр и программ.

Но не исключено, что через несколько лет виртуальная реальность станет не нужна — успех Pokemon GO, которая за считанные дни собрала в разы больше поклонников, чем все игры для Oculus Rift и Vive вместе взятые, напомнил о существовании такой технологии, как дополненная реальность (иногда ее еще называют «смешанной» — с терминами мы разберемся чуть дальше). Пока что массовый пользователь может опробовать ее лишь в самой простой версии для мобильного телефона, но несколько компаний уже разрабатывают очки дополненной реальности, которые во многом выглядят интереснее, чем тот же Oculus Rift. Сегодня мы попытаемся разобраться, какая из альтернативных реальностей круче.

Что не так с виртуальной реальностью?

Многие проблемы шлемов виртуальной реальности были очевидны еще до их выхода, и лишь подтвердились сейчас. Стартовые линейки игр просто отвратительны — похоже, у разработчиков до сих пор нет представления, как надо развлекать людей в виртуальной реальности. Лучшим примером является Edge of Nowhere — главный эксклюзив для Oculus Rift от Insominac Games. Именитые разработчики создали обычный экшен от третьего лица, использовав шлем как обычный дисплей, и добавив несколько не очень интересных виртуальных фишек. Честно говоря, от прорывной технологии мы ожидали большего.

Следующая проблема — цены. Oculus Rift/HTC Vive в комплекте с нужным компьютером стоят от полутора тысяч долларов. Sony, вероятно, будет просить за PlayStation 4 и PSVR 800-900 долларов, но мощность консоли в этом наборе сильно ниже. Кроме того, всем трем шлемам не достает универсальности — использовать их для той же работы нельзя, так что придется докупать монитор или телевизор.

Есть и другие проблемы. Шлемы первого поколения все еще очень тяжелые, в них жарко, да и глаза устают быстро. Они не подходят для игры в компании — ведь человек по сути оказывается «оторванным» от остальных. И, как ни странно, нынешние шлемы не очень соответствуют самой природе виртуальной реальности: попав в новый мир, хочется немедленно вскочить с места, куда-то помчаться, что-нибудь потрогать своими руками. Сделать это в шлеме, который полностью закрывает реальный мир, да еще и присоединен к компьютеру кабелем, практически невозможно.

Описанные выше проблемы пока решены лишь в коммерческих аттракционах, вроде тех, которые разрабатывает компания The Void. Представьте, что группа игроков находится в доме, полном опасностей. Сам дом — сравнительно небольшой макет, который при помощи нескольких хитрых трюков превращается в совершенно потрясающее место. И дело не только в декорациях и монстрах — например, когда в реальности игрок поворачивается на 90 градусов, система обманывает его, поворачивая изображение только на 80 градусов. Таким способом разработчики создают иллюзию, что размеры игрового мира куда больше, чем они на самом деле. В The Void игрок может идти по лестнице, думая, что он уже поднялся на несколько десятков метров — хотя в реальности лестница будет постепенно опускаться, оставляя его в том же помещении.

Оборудование, которое используется в The Void, в ближайшее десятилетие вряд ли удастся купить домой за разумные деньги — для аттракциона требуются очки с очень мощными характеристиками, специальные костюмы, имитирующие прикосновения, а также навороченные компьютеры. Однако очень похожие ощущения можно будет получить в очках дополненной реальности, которые создаются как раз для массового рынка.

Еще одна реальность

Простейшие варианты дополненной реальности уже несколько лет используются в мобильных устройствах — речь идет о программах, которые накладывают на изображение с камеры телефона нужную информацию. Подобным образом, например, некоторые приложения такси подсказывают, где именно находится приехавшая за вами машина. Развитием этой технологии стали Google Glass — очки, где на стекла выводится самая нужная информация: подсказки навигатора, напоминания, новые сообщения, прогноз погоды и тому подобное.

Следующая стадия — когда дорисовываются предметы, которые почти не отличаются от реальных. Окно с электронной почтой превращается в виртуальный монитор перед пользователем, который можно переместить взмахом руки или даже спрятать под стол — причем в этом случае вы перестанете его видеть, пока не достанете обратно. По улицам города могут поехать запряженные лошадьми повозки, показывая, как все выглядело полторы сотни лет назад. Из стен обычного спортивного зала могут вырасти щупальца, превращая его в арену для увлекательной командной игры. Отметим, что некоторые разработчики называют такую реальность смешанной, но мы для простоты оставим название «дополненная реальность».

Наиболее раскрученные сейчас очки дополненной реальности — Microsoft HoloLens, потрясающая презентация которых была показана на E3 2015 на примере игры Minecraft. Разумеется, HoloLens позволяет разместить на любой стене дисплей для обычной игры, но куда интереснее другое — воссоздать на столе виртуальный макет уровня, который можно рассматривать как угодно, вращая, приближая, заглядывая внутрь зданий и давая советы игрокам. Minecraft — не единственный способ использовать HoloLens: представьте квартиру, где в спальне вместо стены появился морской берег, в кабинете «установлено» сразу несколько дисплеев с нужными программами, а на входной двери висит листок с прогнозом погоды и списком важных дел на день.

Главный конкурент Microsoft HoloLens — Magic Leap, менее известная компания, намерения которой, впрочем, подкреплены серьезными деньгами. На начало 2016 года объем средств, вложенных Google и другими инвесторами, превысил 1,4 миллиарда долларов — сравнимо с $2 млрд., которые Facebook заплатила за Oculus Rift. Основатель Magic Leap Рони Абовиц ранее занимался разработкой и производством медицинского оборудования, и заинтересовался дополненной реальностью как тренажером для обучения врачей. Сегодня амбиции Magic Leap более глобальны — например, компания сотрудничает с LucasFilm и Weta Workshop (принадлежит Питеру Джексону, создавала спецэффекты для «Властелина колец» и «Аватара»), разрабатывая развлекательные программы в дополненной реальности. В Magic Leap уже готовят серийное производство очков, но пока речь скорее идет все-таки о небольших партиях, которые будут доступны разработчикам программ.

Помимо Microsoft и Magic Leap, разработкой очков для дополненной реальности занимаются несколько компаний поменьше, вроде Meta и CastAR, плюс ходят слухи, что засекреченные проекты существуют как минимум у Google и Apple.

Вызовы и перспективы

Описанная выше технология — дело еще более отдаленного будущего, чем виртуальная реальность, но многие ее плюсы и минусы оценить можно уже сейчас. Начнем с того, что очки для дополненной реальности работают на совершенно иных принципах. В них нет жидкокристаллических экранов — пользователь смотрит на мир через прозрачные очки, на стекла которых проецируются очень детальные голограммы. Такой подход добавляет изображению глубины: если в VR-шлеме глаза все время фокусируются на экранах, то в подобных очках человек регулярно смотрит вдаль. Но проблемой становится узкое поле зрения — в прототипах оно составляет чуть более 100 градусов, за пределами которых человек видит обычный мир, откуда странным образом исчезают некоторые предметы.

Кроме того, сама философия дополненной реальности подразумевает, что очки должны быть полностью автономными, неся на борту очень мощный процессор, встроенную память, камеры для обзора (устройству важно «видеть», что происходит вокруг), модуль мобильной связи, наушники с микрофоном, а также аккумулятор, которого будет хватать хотя бы на день. Как разработчики уместят все это добро в устройство, которое своим весом не сломает шею хозяину — очень интересный вопрос. Впрочем, компоненты для телефонов и планшетов сейчас развиваются с огромной скоростью, так что через несколько лет фантастика может стать реальностью.

Главное преимущество дополненной реальности — пользователь не «пропадает» из реального мира. Он сможет так же легко перемещаться и общаться с другими людьми — хотя и будет смотреться чуточку странно в моменты взаимодействия с виртуальными предметами. Еще более впечатляюще выглядит совместное использование нескольких шлемов: представьте, как несколько человек в одной комнате работают над проектом, передавая друг другу виртуальные предметы, комбинируя их и меняя их внешний вид. Здорово? А теперь задумайтесь над тем, что в реальности эти люди легко могут находиться в разных точках мира.

Это, кстати, следующее преимущество — если VR до сих пор позиционируется как дорогая игрушка, то дополненная реальность выглядит более серьезной технологией. Она легко сможет заменить как мобильный телефон, так и ноутбук — в офисе Magic Leap прямо сейчас избавляются от обычных компьютеров, выдавая сотрудникам прототипы очков. Разработчики признают, что впереди еще очень большая работа с интерфейсом, тем, как пользователи взаимодействуют со своими устройствами и друг с другом — но когда эти трудности будут решены, то дополненная реальность станет одинаково полезна как в проектировании ядерных реакторов, так и в учебе.

И, разумеется, в играх. Примеры Pokemon GO и Ingress доказывают, что новинка интересна даже в таком максимально примитивном виде — игроки охотно идут на улицу, чтобы в реальном мире выполнять задания и взаимодействовать друг с другом. Поклонники Ingress, которая с 2012 года привлекла более 7 миллионов игроков, отмечают, что в сегодняшнем виде для игры достаточно и мобильного телефона, но правила всегда можно поменять. И если очки дополненной реальности окажутся действительно полезными, то спрос на них наверняка будет — хардкорные игроки регулярно тратят тысячи долларов на поездки в отдаленные уголки, поэтому смогут позволить себе и специальное устройство. Ну а Pokemon GO, похоже, и вовсе создавалась с прицелом на подобные очки — они упростят многие действия в игре.

Можно очень долго воображать, какими могут стать новые развлечения для дополненной реальности. Второе рождение наверняка обретут настольные игры — представьте, что на полу вашей комнаты разворачивается настоящее сражение. Столь любимые разработчиками шутеры, когда монстры лезут из шкафа и комода, а под диваном прячутся агенты ЦРУ — все-таки скорее идея для клубов, планировка которых специально будет продумана для таких развлечений. Но наверняка появятся и комбинированные варианты, когда основной геймплей будет происходить на виртуальном мониторе, а если взглянуть в сторону — то можно увидеть карту или стойку выбора оружия. Совершенно иными станут и игры с участием сотен тысяч человек по всему миру — ведь Ingress и Pokemon GO пока фактически находятся на уровне онлайн-игр конца девяностых, авторы которых еще не успели придумать множества вещей, которые сейчас кажутся нам очевидными.

Два главных вопроса про очки дополненной реальности — сроки выхода и цена. Microsoft HoloLens не стали показывать на последней Е3 — а это прямой намек, что до выпуска финальной версии как минимум больше года. Устройства для разработчиков уже продаются за 3000 долларов — даже если снизить эту цифру в разы, то получится 800-1500 долларов. Однако большую цену может оправдать универсальность устройства — если подобные очки смогут заменить привычные нам мобильники и компьютеры, то продать их будет намного проще. Ну а там, где есть спрос — обязательно появятся и разработчики игр.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр