Скажу честно — с серией Doom меня никогда не связывали теплые отношения. Первые две игры я пропустил, и предпочитал не разборки с импами, а стриптизерш и сальные шутки Дюка Нюкема; третья же часть была настолько требовательной, что компьютер выдавал в лучшем случае 10 FPS. С момента выхода спорного Doom 3 у серии началась черная полоса: посредственная экранизация и странный Doom RPG для мобильных телефонов лишь укрепили мнение игроков, что серию можно закапывать в землю. И тем не менее, одним из самых ярких впечатлений на E3 2015 оказалось именно возвращение игровой легенды от Id Software. Черная полоса окрасилась белой, а с новым Doom у меня завелась крепкая дружба.
Чем же он так удивил? В последнее время Bethesda изумительно показывает себя не как разработчик (привет, Skyrim для микроволновок), а как эдакий винтажный издатель видеоигр, который находит старые, ненужные и абсолютно забытые игровые серии и делает из них действительно штучный продукт. Doom образца 2016 года очень похож на Wolfenstein The New Order от той же «беседки» — обе игры по сути являются идеальным примером того, как нужно возрождать классику. Прочный союз идей, которые работали в конце прошлого века и которые востребованы сейчас, здесь правят балом. Id Software взяли динамику шутеров девяностых, добавили сочную графику, приправили ядреным саундтреком и получили то, чего хотели — без пяти минут игру года.
Во всех играх подобного рода путь к успеху лежит через core-геймплей и здесь в него влюбляешься с первой секунды. Это первобытный шутер, который открыто признается в любви «квакерам» и фанатам Unreal Tournament, людям, которые помнят что такое «рокет-джамп» и как правильно стрелять из рельсовой пушки. Конечно, в этих словах есть немного лукавства, ведь новый Doom не настолько олдскульный шутер, как, например, Quake Champions. Он не такой быстрый и сложный для новичков, но это скорее плюс, чем минус. Надеюсь, вы со мной согласитесь, но в последний Quake слишком дискомфортно играть на ранних этапах, и чтобы получать мало-мальское удовольствие от игры, нужны либо долгие и упорные тренировки, либо тяжелые наркотики.
В Doom же наоборот, очень приятно играть с первой секунды. Виной этому прекрасный баланс сложности и некоторые игровые особенности. Самая интересная из них — система добиваний. Давайте представим что вас ранили в каком-нибудь Call of Duty. Экран застилает красная вереница капилляров, вы в спешке улепетываете от противника, отсиживаетесь за уютной стенкой и за секунды лечитесь аки молодой Хью Джекман. Знакомо, не правда ли? Так вот, забудьте! Это здорово снижает темп игры и, к счастью, в Doom такого нет — если на карте совсем не осталось аптечек, то выбивать их придется в самом буквальном смысле. Все просто: когда враг в последние секунды жизни начинает нездорово переливаться сине-оранжевым цветом, смело подбегайте, нажимайте на соответствующую кнопку и созерцайте на экране прекрасное. У какодемонов беспощадно выдираются глаза, у манкубусов — желудкки, а рыцарь ада, пугавший вас в третей части, умирает от смертельного удара пяткой в гру…, эээ, лицо, конечно же. Импам везет меньше всего: у пушечного мяса то и дело хрустят шеи и черепа, а руки отрываются и засовываются туда, откуда они растут у редкого числа людей. Во время таких зверств из врага сыплется броня, патроны и аптечки, которые помогают не помереть Воину Рока в первые 10 секунд. Результат чувствуется налицо. Игра не только генерирует сотни захватывающих моментов на протяжении всей игры, но и буквально заставляет вас бегать по карте как раненая в филейную часть корова. Пара секунд стояния на месте — и твоя голова весело катится по пыльному Марсу. В принципе, вся тактика ведения боя — бегать и уворачиваться от сильных противников, по пути отстреливая более слабых. Пока не найдете бензопилу, разумеется — тогда уже побегать придется кому-то другому.
Все это месилово, рубилово, топталово и сжигалово подается под каким-то неземным саундтреком. Низкие гитарные рифы и по-настоящему пугающая электроника, доносящаяся из недр советского синтезатора «Поливокс-9», рождают темный, брутальный и безумный, но оттого не менее притягательный звук. Композитор игры Мик Гордон в своем интервью рассказывал, что несмотря на то, что Doom обладает знаковой для многих шутеров главной темой, он пытался сделать непохожую на оригинал музыку, используя немецкое техно, расстроенные инструменты и библейские напевы. Звучит странно, но саундтрек Doom вполне тянет на добротный метал-альбом и рождает ту самую агрессию, которая просто необходима игре. Стоит ли добавлять, что саундтрек ощущается буквально на кончиках мочек ушей?
Выглядит игра просто прекрасно. Детище Id Software выдает сочную стабильную картинку, и внутренности научного комплекса, где мы будем находиться почти всю игру, не только интересно исследовать, но и вполне себе приятно рассматривать. Какие-нибудь жилые помещения с декалитрами крови на стенах сменяются чистыми лабораториями, реакторами с пестрящими вокруг лазерами, и под конец настоящим адским Адом. Нарекание вызывает как раз сама Преисподняя, которая выглядит слишком уж привычно. Какое-то нереальное количество костей, гигантские скелеты на фоне красного песка, решетки вместо дверей и черепа вместо ключ-карт — вот в принципе и все, чем может удивить пристанище Сатаны.
В остальном Doom почти не отошел от канонов прошлого века. Это та самая игра, которую лет двадцать назад называли «стрелялками», «бродилками», или, Боже упаси, «дебилками». Особо ярые фанаты, которые помнят каждый анекдот из разряда «Попал думер в Ад» как Отче Наш, насладятся секретами, которые дают доступ к классическим уровням. Во время таких ностальгических прыжков в прошлое невольно задумываешься, насколько далеко шагнули технологии и как будут выглядеть игры лет эдак через десять.
Не подумайте, что кроме дифирамб про Doom больше нечего сказать. Главный минус кроется все в том же core-геймплее. Если вы собираетесь пройти игру в 1-2 присеста, то скоро обнаружите, что она до жути однообразная. Вся игра — это по сути пробежки по коридорам, аркадные эпизоды с прыжками и концентрированные перестрелки с редкими вставками из боссов. Это не игра, где вы будете ловить ахи и охи от увлекательного сюжета или упомрачительных кат-сцен. Сюжет здесь в основном подается через радиосообщения и отличается от первой части лишь тем, что теперь прочитать задание можно не в txt-файле, а нажав на кнопку TAB. С другой стороны, Doom — это игра, где интересно вырывать сердца и расстреливать импов из минигана, а остальное не так важно. Не нужен ей ни голливудский сюжет, ни вырвиглазные катсцены. Я выбрал кое-что другое. Причины? Какие могут быть причины, когда есть BFG?