Disco Elysium: детектив, где в одной голове двадцать голосов

Просыпаюсь. Что-то ехидное бубнит мой рептильный мозг. Не помню ни хрена. Голова трещит так, что неосмотрительно включенный свет и убить может. Свисающий с вентилятора галстук говорит, что он мой друг, и убеждает его надеть. Что-то тут не так. Что-то не так…

(Утро выдалось тяжелым)

Ах да! Он на вентиляторе. Если он мой друг, зачем я его туда закинул? С друзьями так не поступают. И кто разбил окно у меня в номере?

ЛОГИКА [просто: успех]: Не тот ли это поганец, что нагадил тебе в штаны?

С такой захватывающей загадки начинается Disco Elysium — вышедшая в этом году RPG от эстонской команды ZA/UM, вдохновленная сериалом True Detective, игрой Planescape: Torment, книгами Стругацких и так далее. В ней нам предстоит взять на себя роль пьяницы-полицейского, который собирает стеклотару, бегает без штанов, плохо поёт караоке, говорит девушке «I want to have fuck with you», воображает себя инкарнацией местного Карла Маркса и встречает человека столь богатого, что движение фотонов рядом с ним искривляется.

Кстати, это одна из лучших игр с нелинейным сюжетом, что выходили за последние годы.

Заумь

ZA/UM делала Disco Elysium семь лет — инди-разработчикам редко выпадает удача так долго работать над одним проектом. В результате получилась изометрическая RPG без боевки, с очень небольшим миром (даже при щедром подсчёте там всего пяток глобальных локаций, а если по совести — одна), тремя десятками персонажей и фиксированным протагонистом. Гейм-директор и ведущий сценарист игры Роберт Курвиц утверждает, что на внимательное прохождение уйдет 60-90 часов (в его единственном интервью после релиза число выросло до 120), но обычно игроки справляются за 30-40. Темп во многом зависит от скорости чтения: хотя у игры интересный визуальный стиль, напоминающий переливы акварели, основную часть времени вы будете читать тексты.

«Звучит не слишком вдохновляюще», — подумаете вы.

И ошибетесь: сюжет Disco Elysium столь захватывающий, вариативный и многогранный, что оторваться от нее невозможно.

Выше упоминалось, что играть придется за фиксированного протагониста. Это и правда, и нет: у нашего героя (имени его мы сперва не знаем — накануне он упился настолько, что забыл вообще все, включая историю мира и что такое «деньги»), скажем так, неоднородная личность. Его характеризуют двадцать четыре параметра, разбитых на четыре группы (интеллектуальные, душевно-этические, телесные и связанные с моторикой). Есть у вас, к примеру, «глазомер» (позволяющий реконструировать события), «внутренняя империя» (воображение… или сдвиг крыши?), «сумерки» (рефлекс «бей-беги»), «наблюдательность». Все это добро используется в диалогах и взаимодействиях: чем выше параметр, тем проще удачно бросить кубики и преуспеть. Но не это главное: еще эти параметры разговаривают.

С главным героем в Disco Elysium готов поговорить не только его богатый внутренний мир, но и галстук

Да-да, в Disco Elysium вы играете, по сути, за целую партию — аспектов собственной головы.

Властность пристально следит за тем, чтобы кто-нибудь вас не унизил, и поможет надавить на подозреваемого. Эмпатия указывает на неочевидные реакции. Электрохимия хочет ТУСИТЬ, желательно ХАРДКОРНО, и это может включать в себя секс, наркотики и, главное, ДИСКО! Стоит прокачать параметр до определенного уровня, и он начнет вклиниваться в диалоги, комментируя их со своей точки зрения, уводя порой в побочные ветки и разворачивая события по-своему. Более того: если навык перекачать, он совсем уж потянет одеяло на себя, вы не сможете ему противиться — и творческая «внутренняя империя» сделает вас чокнутым, а чуткие «сумерки» — паранойяльно агрессивным. Каждый навык — по сути, полноценный персонаж, способный вмешаться в любое событие.

А навыков, напомним, двадцать четыре.

Задним числом изумляешься, что ZA/UM уложилась всего в семь лет.

Вглубь, а не вширь

И что же со всем этим добром делать? Придя в себя голым и похмельным, наш безымянный герой горестно выясняет, что он вроде как полицейский и от него чего-то ждут. За мотелем на дереве висит труп — висит уже неделю, ведь вместо того чтобы его снять, полиция… ох.

Что именно вы тут вытворяли, выяснять придется долго.

В этом вам поможет Ким Кицураги — полицейский с соседнего участка, которого подсунули вам в напарники. На ваши выходки он реагирует философски — постарайтесь только не расстраивать его наркотиками.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [сложно: успех]: Но наркотики повышают характеристики.

СИЛА ВОЛИ [средне: успех]: Временно.

ЭЛЕКТРОХИМИЯ [легко: успех]: Но как же ТУСА?!

ДРАМА [средне: провал] Простите, сир, но эта стилизация — добавить нас самих в вашу рецензию — мне кажется сомнительным решением…

Уголок мира вам достался бедный и маленький, и дело вы раскручиваете не то чтобы масштабное. Никакого спасения мира — сплошные производственные разборки.

Каждый NPC в Disco Elysium – герой с собственной историей и ярким характером

Но там, где большинство игр идут вширь, Disco Elysium копает вглубь. Да, персонажей всего несколько десятков — но у каждого не просто есть своя история, а история небезынтересная — не филлер. Каждый играет в событиях какую-то роль, а ко многим вы будете возвращаться раз за разом, открывая их со все новых сторон.

Многослойны и неоднозначны и конфликты. Вы за кого: за цивилизованную, благонамеренную и абсолютно безжалостную корпорацию, эксплуатирующую местные силы, или за местных лидеров, коррумпированных и циничных? Это уже вопрос не то чтобы однозначный. А если корпорация прислала штрейхбрейкеров? А если они не те, за кого себя выдают? А если местные при этом вершат самосуд? А какую роль вообще в этом мире играет полиция? Конфликт обрастает множеством слоёв и деталей — и в какой-то момент вы вполне можете поймать себя на том, что отошли от компьютера поразмыслить, как же правильно поступить, пусть ваш выбор — это лишь буквы в интерфейсе диалога.

Благо система, по которой в игре течет время, к этому располагает.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [просто: успех]: События Disco Elysium займут около игровой недели. Время течет только в диалогах и взаимодействиях, причем конкретный выбор промотает конкретное количество минут. Пока вы ходите по игровому миру или делаете чай в реальном, время не двигается.

ЛОГИКА [сложно: успех]: Получается, к каждой реплике в каждом диалоге привязана переменная, указывающая, сколько времени она проматывает. Наверняка большинство этих взаимодействий автоматизированы, но все же, все же…

ЭМПАТИЯ [средне: успех]: Кто-то ОЧЕНЬ много кодил. И наверняка ночами.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [просто: успех]: Семь. Лет.

Кстати, большой квест об игровой студии, разорившейся из-за чрезмерных амбиций, в Disco Elysium тоже есть.

Идеологии

Когда вас в последний раз спрашивали в игре, сколько миллионов надо было убить коммунистам? Когда предлагали обдумать расовую теорию (да-да, ту самую, про форму черепов)? Взвесить, что хуже: ультралиберализм с невидимой рукой рынка у тебя в штанах или «королевство совести» — беззубый центризм, который только и умеет, что сохранять статус-кво?

Если любой из вопросов (или даже отдельных слов) в абзаце выше вызвал у вас эмоции и желание настрочить пламенный комментарий, Disco Elysium будет вам любопытна. В эпоху, когда ААА-студии стремятся избежать любых потенциально спорных высказываний, а геймеры и сами зачастую требуют «игр без политики», ZA/UM выливает игроку на голову целый коктейль идеологий — и то ли глумится над каждой из них… то ли нет.

Вы можете совершенно серьезно отыгрывать радикального фашиста с ноткой инцельства (правда, вас будут одолевать галлюцинации о «стрäшных бäбäх»), монархиста, коммуниста — да любого «иста» — и даже найти штаны, дающие +1 к совести. Не можете вы только одного: понять, насколько это все серьезно. Тоска, юмор, абсурд и интеллектуальные дискуссии смешиваются в Disco Elysium в совершенно гремучей пропорции.

Параметры героя определяют, сможет ли он, например, реконструировать сцену происшествия

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [просто: успех]: К слову о штанах! В игре есть полноценный инвентарь. Одежда дает бонусы и штрафы к характеристикам. Алкоголь, табак и наркотики временно их повышают. Предметы можно использовать.

ЛОГИКА [просто: успех]: О том, что в этой игре есть не только экран с диалогами, но и другие полноценные системы, стоило сказать в начале статьи.

ДРАМА [средне: успех]: Но сир! Сия игра сильна сюжетом — все прочее лишь рамка. Полно вам.

Чертоги разума

Некоторые события в Disco Elysium заставляют нашего героя задуматься. В прямом смысле: в голове его возникает мысль, которую можно интернализировать (то есть, скажем так, сжиться с ней). Что там, в конце пустоты, где из всего многообразия мира существует лишь звук, который издает человеческая гортань при глотке? Можно ли поймать коль-да-ма-ма-даку — криптида, состоящего из звука? Как вы относитесь к ХАРДКОРУ? Существует ли гомо-сексуальное подполье?

…Почему вы такой крошечный? Почему ничего вокруг не узнаете?

Может, это просто жамевю.

Карта мыслей в Disco Elysium

В процессе осмысления мысли дают одни бонусы и штрафы, после осмысления — другие (и даже немного меняют геймплей). В общем, это что-то вроде местной системы перков. Но как у каждой характеристики тут есть характер, так у каждого перка есть содержание: многие мысли попросту интересно читать, а еще они возникают в очень разных ситуациях (иногда к мысли ведет конкретная реплика в конкретном диалоге, иногда — статистика ваших действий и так далее), поэтому за каждой из них в некотором роде стоит небольшая история.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [просто: успех]: Как и полагается RPG, в Disco Elysium игрок получает за успехи опыт — только драться здесь не придется, так что успехи будут в основном в продвижении сюжета. За 100 очков опыта можно прибавить единицу к любому параметру, открыть новый слот в чертогах разума или забыть ненужную мысль.

ЭЛЕКТРОХИМИЯ [просто: успех]: Мысль о том, что ты СУПЕРЗВЕЗДА, не может быть ненужной.

ЛОГИКА [средне: провал]: Голый, похмельный, ничего не помнит, ни гроша в кармане, при встрече с ним люди почему-то отводят глаза. Суперзвезда. Не вижу подвоха.

Итого

Disco Elysium написана блестящим языком. У каждого героя свой стиль (озвучена лишь часть реплик, но индивидуальность заметна и на письме). Первые несколько игровых дней она — комедия с экзистенциальными нотками, потом становится серьезнее, но хлесткость фраз никуда не девается. (Много ли вы знаете игр, цитатам из которых посвятили отдельный аккаунт в твиттере?)

К сожалению, для отечественного игрока это омрачается тем, что русификации пока нет — хотя разработчики заявляли, что планируют ее.

Создатели Disco Elysium провели колоссальную работу над нарративным дизайном, преподнеся нам не книгу в цифровой обертке, а действительно интерактивное повествование. Бросовых параметров нет, нет «скучных» и «интересных» билдов, провалы подчас увлекательней успехов. Многочисленные сюжетные линии тесно переплетаются, а проходить их при этом можно в любом порядке — свободы игроку дают немало.

К сожалению, ее становится меньше в самом финале игры — он достаточно рельсовый. И от жульничества с сохранениями вас удерживает только совесть: провальный бросок легко переиграть загрузкой.

Disco Elysium знает, в чем ее главная сила. Интерфейс диалогов удобный, тексты разбиты на небольшие фрагменты, перемежающиеся вашими репликами: вроде и много читать, а ощущения стены текста нет. Все остальные системы: опыт, броски костей, перемещение, инвентарь, — нужны лишь затем, чтобы обслуживать сюжет.

К сожалению, это значит, что порой придется тягомотно бегать из одного конца карты в другой — прямо как в старых квестах типа Syberia. К огромному сожалению, бег не шибко быстрее ходьбы.

Довершают впечатление меланхоличная музыка и жутковатые портреты аспектов вашей личности.

К сожалению, эта вроде бы нетребовательная технически игра на не лучшем компьютере может и подтормаживать.

Disco Elysium нельзя назвать идеальной. Она не заинтересует любителей экшена, сложной прокачки или хитрых систем. Она озвучена лишь частично, и, несмотря на стильность, инди-бюджет ее все-таки заметен.

Но это лучшая сюжетная игра последних лет. Если вы любите загадки и интригу, неоднозначных героев и запутанную политику; если вам интересно разобраться, что же довело нашего бедного героя до столь плачевного состояния и кто оставил труп за мотелем (и, кстати, кто вообще этот труп), а ещё — скоро ли конец света, то Disco Elysium для вас.

Читайте также:

Подробное прохождение игрыDeath Stranding — больше, чем игра про курьераБлеск и нищета ShenmueVampire the Masquerade — Bloodlines 2: вампиры и нелинейность

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
beechsex tubzolina.com kates tube
امراه تنيك رجل free69tubex.com سكس جامد عربى
سكس امريكى نار teentubeonline.com لحس
indian porn industries diabloporn.mobi redtube homemade
نيك الراهبات tropsha.com نودز موده الادهم
سكس رومانسي اجنبي x-arab.com اب ينيك بنتو
mayanti nude h2porn.mobi xnxx mom indian
kidnap xnxx pornorgy.org jnu sex scandal
eva notty sex factoryporn.mobi www.xxvedio.com
sexy .com pornhindivideo.com x vidows hd
سكس افلام مشاهير meyzo.info افلام سكس مصر
mms of sex sexotube2.com tamil house wife facebook photos
【無】アイドル級の美少女【高画質zip版139分49秒】 javsite.mobi 白金れい奈
7starhd south hindisexclips.com indian girls nude photoshoot
bea alonzo news pinoyfilms.net fidel sa maria clara at ibarra