Создавать экшен не про стрельбу — неблагодарный труд. Сегодня шутеры — самый популярный жанр онлайн-игр, и любое отклонение от этой формулы сокращает целевую аудиторию. Кроме того, выстрел, привязанный к нажатию кнопки, ощущается намного лучше взмаха меча. Поэтому каждая студия, которая развивает жанр средневековых экшенов, заслуживает уважения. Даже если получается не идеально, как в случае с Chivalry 2.
В майском превью мои впечатления от бета-теста были в основном положительными. И готовящаяся к выходу игра мне поначалу показалась даже более перспективной, чем конкурент в лице Mordhau. Первые впечатления всегда больше складываются из эмоций, и Chivalry 2 умеет вызывать восхищение в отдельные моменты: подробный туториал, постановка битв и свежие идеи, которые углубляют игровой процесс. Но после релиза и более внимательного изучения стало ясно, что помимо достоинств в игре все же есть и недочеты.
Любой экшен должен приносить удовольствие и веселье. У Chivalry 2 с этим все в порядке. Участвовать в сражениях здесь намного интереснее, чем даже в Mordhau. Все дело в грамотной постановке битв. Если в Mordhau в командных режимах творится хаос, который мало напоминает строевой бой, то в Chivalry 2 несколько иначе.
Все начинается с вдохновляющей речи командира, после которой идет череда сражений за стратегические позиции. Сами позиции выстроены примерно в одну линию: поток людей идет по одному условному коридору, хотя есть обходные пути по краям. Это одновременно создает эффект сплоченного массового сражения и дает немного свободы для особо инициативных бойцов — пока рыцари держат фронт, парочка шустрых легких пехотинцев может зайти в тыл и уничтожить лучников или закинуть масляную бомбу в толпу врагов.
Схватки один на один тоже хороши. Я даже поймал себя на мысли, что они выглядят правдоподобнее дуэлей из Mordhau. В Chivalry 2 в отличие от главного конкурента, поведение оружия не завязано на физике. Здесь скорее как в файтингах — нужно попасть в тайминг и подобрать правильный прием. По этой причине нельзя отклонить клинок врага встречным ударом, а только заблокировать или прервать анимацию. На первый взгляд это плохо, но в Mordhau физическая симуляция поведения оружия приводит к хаосу — работают скорее случайные приемы или удачный поворот мыши. В Chivalry 2 боевая система намного более упорядоченная и на каждое действие есть свое противодействие.
Здорово, когда ты можешь направлять оружие с точностью до градуса, но так ли это нужно? Вполне достаточно уколов, боковых и верхних рубящих ударов. Причем во время удара все еще можно подкрутить мышку, чтобы скорректировать полет клинка (скорость этого ограничена). Также в Chivalry 2 ввели долгое удержание блока, которое тратит выносливость (почему до этого не додумались раньше?), и медленные мощные удары. Последние позволяют наносить повышенный урон в спину или сбивать темп дуэли, чтобы запутать врага.
Спасибо TypRedV за бой!
А еще появились контратаки — встречные удары против атаки в той же плоскости, которые компенсируют отсутствие клешей (столкновение клинков с разных сторон) и чемберов (с одной стороны). На самом деле даже в реальной жизни клинки стучали друг по другу крайне редко — целились всегда именно в человека. И лучшей защитой был не блок (рискованный и тупящий лезвие), а уворот. Отскоки и приседания в последний момент в Chivalry 2 работают особенно хорошо. Причем уклоняться могут все классы, что вполне логично.
С классами, правда, получилось неоднозначно. С одной стороны, фиксированные классы — скорее благо. В превью я уже отмечал, что это помогает командному взаимодействию, когда понятно, кто тяжелая пехота, кто легкая, а кто стрелок. Но среди 12 классов (по 3 на каждый из 4 архетипов) есть откровенно имбалансные. Так «Страж» (из архетипа «Рыцарь») со своей тяжелой броней и щитом практически непробиваем в обороне, наличие арбалетчика делает лучника бесполезным, а умелого «Разрушителя» (из архетипа «Авангард») с его двуручным мечом, сравнительно высоким количеством здоровья и хорошей маневренностью можно убить разве что в спину.
Другая проблема баланса — оружие. Разницу в скорости между полуторным и двуручным мечом сложно уловить, просто последний наносит больше урона и дальше достает. Зато какой-нибудь ножик снимает чуть меньше здоровья, чем топор при ударе в голову (40 против 50). Есть и откровенно имбалансное оружие — тот же мессер (предок мачете) одновременно мощный, быстрый и длинный. Причем в игре нет такого понятия, как броня, и ее не нужно пробивать — у тяжелой пехоты просто раза в два больше очков здоровья, чем у легкой.
Но баланс наверняка еще будут дорабатывать. Другое дело, что в Chivalry 2 немало мелких проблем чисто технического характера. Во-первых, анимации. Хорошо сделана только работа рук, а все, что касается перемещения солдат в пространстве, — просто отвратительно. Щитовики медленно перебирают ногами, словно бегут по дну моря. Бойцы проскальзывают при столкновениях. При поворотах на месте, кроме неумело перешагивающих ног, вращается вся моделька человека. А лица способны только хмуриться перед замахом.
Во-вторых, в игре словно совсем нет физики. Объекты (включая людей) умеют летать только строго вперед и строго вверх, а затем падать строго вниз. Боевую систему разработчикам удалось создать без привязки к физике, но это не значит, что она здесь совсем не нужна. Тем более, что в Chivalry 2 можно подбирать на аренах любой небольшой предмет и запускать им во врагов.
И самое плохое, что все перечисленное в предыдущих двух абзацах было в обоих бета-тестах. На релизе недостатки никуда не делись.
Из спорных моментов можно отметить графику. Картинка выглядит современнее, чем в той же Mordhau, но уж слишком мультяшная с яркими цветами и слегка утрированными пропорциями. Возможно, разработчики пытались компенсировать такой стилизацией неестественные анимации. Но красочная мультяшность в любом случае плохо сочетается с расчлененкой и черным юмором.
При всех недостатках Chivalry 2 заслуживает высокой оценки. В этом жанре совсем мало игр. Баланс постепенно приведут в норму, баги вылечат, а в игру добавят контент (совсем скоро должны завезти лошадей). С созданием адекватной физики и переработкой многих анимаций будет намного сложнее. Такое стоит ждать скорее к первому глобальному обновлению. Но будет ли оно? Из-за цены Chivalry 2 (чуть более, чем вдвое дороже Mordhau), похоже, купили не так много игроков. Уже через пару дней после релиза серверы были полупустыми, и в боях регулярно встречались одни и те же никнеймы. И очень жаль, потому что игра достойна большего.