Чем шире — тем лучше: обзор на LG UltraGear 38GN950

Большинство мониторов или сделаны для игр и могут похвастаться высокой частотой обновления и низким временем отклика, или сделаны для работы и кино, поэтому поддерживают широкий цветовой охват и высокие разрешения. Широкоформатный LG UltraGear 38GN950 находится где-то между двумя крайностями — он поддерживает 10-битный цвет, практически полностью охватывает DCI-P3, а от UltraHD 4K его отделяют всего 560 горизонтальных строк. При этом его можно разогнать до 160 Гц, время отклика всего 1 мс (GtG), он поддерживает G-Sync и FreeSync, а на задней крышке у него круг из программируемых RGB-диодов. Так для чего создан LG UltraGear 38GN950 — для игр или для работы?

ПлюсыМинусыВысокое разрешение и быстрая частота обновления — 3840 x 1600 в 144 Гц по умолчанию и 160 Гц с заводским разгоном Максимальная яркость гораздо ниже обещанной производителем10-битный цветЛокальное затемнение почти незаметноНеплохая цветовая точность по умолчанию и восхитительная после калибровкиЧерный цвет в HDR не впечатляетПоддержка широких цветовых пространств — 98% DCI-P3Точность цветопередачи без калибровки неплохая, но для профессиональной работы не подойдетИгры выглядят очень эпично в киношном соотношении сторон 21:9Поддержка G-Sync и FreeSyncОтличная RGB-подсветка

В комплекте идут: подставка с креплением VESA mount, блок питания, кабель DisplayPort, кабель HDMI и кабель USB для управления подсветкой и USB-хаба.

Диагональ37,5 дюймовРазрешение3840 x 1600Плотность пикселей110 PPIЧастота обновления48-144 Гц
160 Гц (с разгоном)Соотношение сторон21:9 Цветовой охватDCI-P3 98%Глубина цвета10 бит (8 бит + FRC)Тип матрицы Nano IPSВремя отклика1 мс (GtG)Яркость750 нитТип подсветкиСветоидная Q-LEDHDRVESA Display HDR 600Контраст1000:1 (SDR)Порты2x HDMI 2.0
1x DisplayPort v1.4
1x USB 3.0 вход
2x USB 3.0 выход
Выход для наушниковАдаптивная синхронизацияG-Sync, FreeSync 2ПодсветкаRGB, сферическая сзадиКурватура экранаR2300Вес9.2 кг (с подставкой)
7 кг (без подставки)Размеры899x394x12 ммЦена116 999 руб

Широкий экран

Это первый широкоформатный монитор, которые привезли нам в редакцию на тестирование, поэтому мы были заинтригованы его потенциальными плюсами и минусами. В идеале, фильмы должны заполнять весь экран, а игры работать с любым разрешением, даже таким необычным. На практике вышло немного иначе.

Почти все современные игры автоматически поддерживают широкий формат. Движок подхватывает доступные разрешения из DirectX или драйвера видеокарты и рендерит нужное количество пикселей. Почти все игры работают в Hor+, т.е. относительно стандартных мониторов с соотношением сторон 16:9 они добавляют новую информацию слева и справа, расширяя поле зрения игрока. Однако дальше начинаются нюансы, которые лучше всего показать на скриншотах.

К настоящий любитель кино, Хидео Кодзима настоял, чтобы в ПК-версии Death Stranding все заставки были перекадрированы под широкие экраны.

Forza Horizon 4 поддерживает широкоформатные мониторы во время игры и в меню, но заставки, даже на движке, даже широкоформатные, получаются с дополнительными «каше» слева и справа, окружая изображение черной рамкой.

Mass Effect: Legendary Edition — интересный случай. Игровой процесс отлично работает в любом разрешении, а вот любая заставка, даже сдвиг камеры при выборе карты галактике, вызывала резкое появление боковых рамок. Это можно исправить программами типа Flawless Widescreen, которые убирают рамки из заставок. Не смотря на то, что эти заставки делали с учетом соотношения сторон 16:9, дополнительное горизонтальное пространства добавляет кадрам контекста и киношности.

Большинство игр на современных движках работают без проблем. Широкий формат иногда даже помогает исправить не самое удачное кадрирование в диалогах на движке.

Больше всего преобразилась Control. В каждой игре Remedy старается передать атмосферу фильмов, комиксов или сериалов. Апгрейд с телевизионного 16:9 к киношному 21:9 меняет ощущения от игры — она теперь выглядит не как сериал, а как среднебюджетный экспериментальный фильм (или сериал на Amazon). Эффект погружения получается совершенно иным: у человека периферическое зрение направлено направлено налево и направо, а не вверх и вниз, поэтому широкий экран и игры с масштабированием Hor+ ощущаются совершенно по-новому.

К сожалению, работает это не везде, а старые игры могут потребовать дополнительный софт или вовсе не работать в широких разрешениях, поэтому 38GN950 не дает универсального опыта. Но когда широкоформатные игры работают, оно того стоит!

А еще широкоформатный монитор отлично подходит для просмотра кино — там формат 21:9 появился намного раньше. Впрочем, и здесь без проблем не обходится. Например, на Netflix все идеально. С Blu-Ray сложнее, потому что они сделаны под 16:9 — в таких случаях придется найти в плеере кнопку масштабирования до широкого формата. На YouTube может быть та же проблема, но для Chrome и Microsoft Edge есть расширения вроде Ultrawidify, которые анализируют видео и автоматически убирают черные полосы.

Однако, если вы преодолели технические невзгоды, то вас ожидает действительно интересный опыт. Недаром в кинотеатрах большие экраны делают вогнутыми — смотреть кино так проще и приятние. На LG UltraGear 38GN950 края изображения располагаются на таком же расстоянии, что и центр, и черные полосы почти отсутствуют — что сверху и снизу, что справа и слева.

Изображение

LG UltraGear 38GN950 очень широкий для настольного экрана — целых 90 сантиметров. Если использовать вместо монитора телевизор схожего размера, то по краям цвет и яркость будут искажаться, особенно учитывая, что многие модели используют панели TN. UltraGear 38GN950 компенсирует это IPS-матрицей, у которой более широкие углы обзора, а также кривизной экрана. Если изогнутые телевизоры появились и пропали в течении всего нескольких лет, то для настольных мониторов это не такая уж плохая идея — во всяком случае, до прихода в массы OLED, MicroLED или другой эмитирующей экранной технологии, где искажения цвета и яркости будут отсутствовать.

LG заявляет максимальную яркость в 750 нит и соответствие стандарту VESA DisplayHDR 600. Это, безусловно, хуже, чем лучшие HDR-телевизоры, но для монитора — очень убедительные характеристики.

К сожалению, максимальная яркость, которую мы смогли измерить у некалиброванного изображения была 518 нит. Это гораздо ниже, чем заявленные 750 нит, но все равно хороший результат. Контраст тоже немного расстроил — ни в одном из режимов изображения он не превысил 878:1 как на максимальной, так и на более низких настройках яркости, тогда как по стандартам rec.709 SDR-экранам положено иметь контраст 1000:1.

Однако калибровка поставила все на свои места — контраст вырос до 1311:1 при калибровке под 160 нит. Но гораздо важнее точность передачи цветов — если до калибровки при стандартных настройках цветовое отличие было около deltaE=4, что неплохо, но не подойдет для профессиональной работы с цветом, то после калибровки значения упали меньше 1. Результаты меньше 2 считаются отличными, потому что человеческое зрение не способно увидеть разницу, но deltaE= >1 — это фантастический результат, которым могут похвастаться только самые лучшие профессиональные экраны.

Настройки после калибровки

Обратите внимание, что каждый экран слегка отличается друг от друга и то, что работает на нашем образце, не обязательно будет давать самую точную картинку на вашем.

  • Яркость: 18
  • Контрастность: 70 (другие значения приводят или к уменьшению контраста, или к потери деталей в темных и светлых зонах)
  • Четкость: 50
  • Гамма: режим 2
  • Цветовая температура: красный 49, зеленый 50, синий 51

Цвет

LG UltraGear 38GN950 может похвастаться очень широким цветовым охватом — 98% цветового пространства DCI-P3, в котором сейчас делают игры и фильмы с HDR. Оно на 25% шире, чем стандартное для компьютеров цветовое пространство sRGB. 98% DCI-P3 — хороший результат даже для профессиональных референсных дисплеев за тысячи долларов, не говоря уже про монитор в потребительском сегменте.

Другая важная особенность этого монитора — 10-битная глубина цвета. Экраны создают оттенки цветов, смешивая красные, зеленые и синие (RGB) субпиксели с разной интенсивностью. Обычные мониторы работают с 8 битным цветом, что дает 256 (28=256) возможных оттенков красного, зеленого и синего субпикселя, что в сумме дает 256*256*256=16,8 млн возможных оттенков. 10 бит — это совсем другая история, потому что они дают 210=1024 оттенка каждого основного цвета и 1 млрд возможных оттенков финального изображения. Это дает гораздо более плавные переходы цветов, что очень важно для профессиональной работы и может быть заметно в играх и фильмах, отвлекая ваше внимание от самого произведения на технические огрехи.

Однако тут есть два небольших подвоха. LG UltraGear 38GN950 может работать в 10 бит в полном разрешении, но только в 120 Гц или ниже. Безусловно, не катострофа. 120 Гц на дороге тоже не валяются, особенно, для работы. Другой подвох: 38GN950 поддерживает не чистые 10 бит, а использует 8-битную матрицу экрана и FRC (frame rate control) для создания дополнительных цветов. По сути, монитор быстро мерцает разными цветами, чтобы человеческий глаз видел новый смешанный цвет. Это не идеальный вариант, но выбирая между 8 бит и 10 бит с FRC, 10 бит все равно лучше.

С сайта LG можно скачать сразу два приложения для управления 38GN950 — UltraGear Control Center и OnScreen Control. Первое управляет подсветкой и требует подключения монитора к компьютеру по приложенному в комплекте кабелю USB 3.0. Приложение позволяет настроить пресеты цветов, которые хранятся в самом мониторе или использовать умные эффекты, вроде контекстного освещения (как Philips Ambilight), когда подсветка имитирует изображение на экране. Эффект интересный, но требует, чтобы Control Center была постоянно запущена, а у самого эффекта есть ощутимая задержка. Для кино и неторопливых игр — красиво, для быстрых игр или работы — больше отвлекает, чем вовлекает в процесс. Зато подсветка достаточно яркая, чтобы помогать разгружать глаза во время работы или длительных игровых сессий в темноте.

Другое приложение, OnScreen Control, позволяет управлять многими, но не всеми, параметрами качества изображения монитора прямо из операционной системы. Что интересно, оно не требует подключения по USB, монитор управляется по DisplayPort. Очень удобно для калибровки, потому что не надо мучаться с меню самого дисплея. Впрочем, в случае с меню LG тоже порадовали — 38GN950 управляется маленьким джойстиком, а сами меню простые, понятные и хорошо сгруппированы. Между приложением для настройки и удобным меню с джойстиком LG UltraGear 38GN950 не хватает еще приложения для смартфонов, но, честно говоря, тут и так все очень удобно.

HDR

LG UltraGear 38GN950 поддерживает HDR и сертифицирован по стандарту VESA DisplayHDR 600. Это значит, что он может показывать яркие части изображения с яркостью 600 нит (кд/м2). Как мы уже выяснили, реальная яркость этого монитора чуть ниже, но в остальном с HDR монитор справляется. При переходе в режим HDR, дисплей меняет точку белого со стандартной D65 (6500K, свет полуденного Солнца) на точку белого цветового пространства DCI-P3 (примерно 6300K). Это делает изображение слегка более теплым, но это корректное поведение для отображения игр и фильмов в HDR.

К сожалению, в HDR-режиме 38GN950 совершенно не поддается настройке. Работают только слайдер яркости подсветки и резкости. Ничего страшного, этот монитор все равно не предназначен для профессиональной работы с HDR-видео. Однако мы так и не заметили действие локального затемнения подсветки. В HDR изображение выглядит безусловно ярким, но при этом страдают тени. И при настройках ВКЛ и Авто локальное затемнение не произвело должного эффекта. Возможно, в мониторе спрятаны другие схожие настройки, но на момент написания мы так и не смогли получить чистый черный цвет в HDR.

Конечно, остается вопрос цены: 100 с небольшим тысяч — более чем впечатляющая сумма. Но мы уже не раз писали, что хороший дисплей легко может пережить несколько сборок ПК, а сам по себе такой «апгрейд» улучшает впечатления от игр и контента не меньше. У LG UltraGear 38GN950 просто огромный экран с «киношным» соотношением сторон, которое дает дополнительный эффект погружения. Высокая герцовка экрана подойдет для динамичных шутеров, а цветопередача хороша настолько, что можно всерьез заниматься контентом. Немного расстраивает лишь работа локального затенения и то, что при наших замерах яркость оказалась ниже заявленной — но даже на этих показателях ее достаточно для воспроизведения HDR-контента.

Узнать больше о мониторе.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр