10 августа пермская студия Morteshka выпустила на PC, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch смесь визуальной новеллы и карточной игры «Черная книга» (Black Book). Деньги на разработку (12 млн рублей) команда собрала на краудфандинговой площадке Kickstarter. Мы сыграли в новинку и делимся впечатлениями от самой самобытной российской игры последних лет.
Действие «Черной книги» происходит в Чердынском уезде Пермской губернии в конце 19 века. Мало того, что для авторов игры это родные края — студию вдобавок консультировал этнограф, изучающий славянский фольклор и жанр «быличка» (так называют истории о встречах с нечистой силой).
Байки о домовых и русалках в «Черной книге» — не домыслы, а ценные инструкции по обращению с мифическими существами. Неосторожно сказанное кем-нибудь ругательство с упоминанием нечисти может мгновенно испортить жизнь человеку — например, его запросто украдет банник (злой дух бани) или в него вселится бес.
Главная героиня «Черной книги», девушка Василиса, знает о проклятиях не понаслышке. Ее суженый наложил на себя руки, но Василиса уверена — не обошлось без черной магии. Чтобы вызволить его душу из ада, Вася решила стать ведьмой (в игре их называют векшицами) и снять семь печатей с волшебной книги — та поможет осуществить задуманное. Освоить тайную науку девушке с радостью помогает дед Егор — чернокнижник, хоть по его виду так и не скажешь.
По словам разработчиков прототипом деда Егора стал рассказчик из книги Константина Шумова «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии».
Снимать печати придется по всему Чердынскому уезду, совершенствуясь в ворожбе и сталкиваясь с самыми разными людьми (и, конечно же, нелюдями). Каждая печать — отдельная сюжетная история со своими боссами и персонажами. Происходящее отчасти напоминает приключения королевы Мэвы в «Кровной вражде: Ведьмак. Истории» — каждое решение героини влияет на прохождение, и иногда к девушке присоединяются новые спутники — например, солдат Николай, вернувшийся с русско-турецкой войны и открывший для себя мир нечисти, который его поначалу пугает. Сами истории получились отличными — в них полно неоднозначных героев, и героине не так-то легко сразу понять, кто тут волк в овечьей шкуре, а кто — действительно жертва.
Помимо людей, Василиса полагается еще и на помощь чертей. Кого-то ей дадут автоматически (так что совсем без них не обойтись), а кого-то нужно будет завербовать, победив в бою. Быть повелительницей чертей не так-то просто: если не давать им воли, они будут мучить саму колдунью (уменьшать урон в бою и делать другие неприятные штуки). Если отправлять их на ежедневные задания, получишь деньги, но заодно и грехи. Соответственно, постоянно приходится ломать голову над микроменеджментом подчиненных — какие задачи поручить, чтобы и им по характеру подошли, и Василисе поменьше грехов и побольше рублей накапало. Механика службы — пожалуй, самое оригинальное геймплейное решение в Black Book: она влияет одновременно и на сюжет, и на бои.
Грехи в игре — своего рода система морали. Их количество сказывается на отношении персонажей к Василисе, а также влияет на финал истории. Грехи приносят не только черти, их можно получить самому. Например, сделав определенный выбор во время приключения. Однако грехи можно и уменьшить добрыми поступками — иногда люди сами приходят к ведьме с просьбами, а иногда шанс сделать хорошее дело подворачивается случайно по дороге к очередной печати.
Механика сражений в «Черной книге» напоминает Slay the Spire. Игрок может собрать колоду от 13 до 33 карт, подстраиваясь под определенного противника. Сами карты получаешь после выигранного боя или с открытием новой печати. Вся система очень благожелательна к тем, кто не готов с первых же шагов окунуться в хардкор — на легком уровне сложности вы можете пропускать схватки и все внимание посвятить сюжету, а на «нормале» правила по использованию лечебных предметов таковы, что вы можете спокойно дойти где-то до середины игры, особо не мудря с картами.
В то же время, если вам нравится вызов, то для вас найдутся испытания и на «нормале». У каждого босса есть особенность, которую необходимо брать в расчет при построении колоды. Некоторые будут призывать каждые несколько ходов существ, а другие — накладывать щит, поглощающий урон. Во второй половине игры под каждого такого врага теперь придется собирать отдельную колоду. На «харде» дела обстоят похоже, только у противников значительно повышены характеристики.
Иногда в качестве альтернативы игроку предложат сразиться с врагом в подкидного дурака. Правила классические, однако Василиса и ее противники могут иногда наколдовать себе козырную карту. Также в дурака можно сыграть на ярмарках с местными мужиками. Здесь на кон, в отличие от игр с чертями, можно ставить только рубли, которых игроку всегда будет не хватать, особенно на максимальной сложности.
Ближе к концу прохождения «Черной книги» осознаешь, что у игры почти нет слабых мест. В ней все на удивление удачно — и увлекательная история с шикарной озвучкой персонажей, и карточные бои, которые оказались сложнее, чем можно было себе представить. Да, графика получилась излишне простой, но разработчики с лихвой компенсировали это стилистикой локаций и дизайном монстров. К примеру, в одной битве Василиса встретится с ребенком, изо рта которого вылез бес в виде кота, а в другой — сразится с щукой на глубине озера. Единственным неприятным моментом оказалось непривычное сохранение. Игра заставляет переходить на следующее задание, чтобы сохранить завершенное предыдущее. Однако к этому быстро привыкаешь.
«Черная книга» — приключение, в котором русский фольклор сплетается с реальными событиями 19 века. Студия Morteshka создала самобытную игру, в которой буквально все пронизано родным сердцу отечественного геймера духом. Не важно, фанатеете ли вы от ККИ или предпочитаете визуальные новеллы, «Черная книга» — отличный пример российской игры, которая проходится залпом и оставляет надежду на светлое будущее отечественного геймдева.