Когда я увидел первый трейлер Baldo, у меня, как и у многих других фанатов серии The Legend of Zelda и похожих на нее игр, сердце забилось немного быстрее. На экране было нечто невероятно красочное, визуально напоминающее Ni No Kuni и анимационные фильмы студии Ghibli, а геймплей, судя по короткой нарезке, был вдохновлен, собственно, «Зельдой»: исследование таинственных лесов, болот и подземелий, сражения с мультяшными врагами, головоломки. Я запомнил название и стал ждать… а в конце августа дождался.
Если кому-то из читающих эти строки вдруг понадобится иллюстрация поговорки про обманчивость первого впечатления, то лучше варианта, чем Baldo, вы почти наверняка не найдете. К человеку, купившему ее, осознание совершенной ошибки приходит не сразу, но практически неминуемо.
В первую очередь обращаешь внимание на сюжет. Разработчики не тратят времени на предисловия, сходу передавая вам управление титульным персонажем, — паренек, который живет в какой-то фэнтезийной деревеньке вместе с дедом, уже через несколько минут отправляется исследовать заброшенную башню неподалеку. Там он обзаводится волшебным рогом, на котором можно играть колдовскую музыку, и узнает, что он, Балдо, избранный. Ему, видите ли, суждено спасти мир от какой-то зловещей силы, которая в игре зовется Бессердечным.
Звучит не особенно оригинально, но это вполне можно было бы стерпеть, если бы не безо всякого преувеличения невыносимо плохо написанные тексты. Каждая реплика встреченного NPC примерно в пять раз длиннее, чем нужно, а какая-либо структура в них практически отсутствует, так что очень повезет, если к концу тирады вы не забудете, с чего вообще начинался разговор и что собеседник от вас хотел. Кстати, это редкий случай, когда русскоговорящим игрокам повезло несколько больше, чем англоговорящим. В нашей локализации хотя бы сглажены некоторые шероховатости, появившиеся в английском тексте из-за того, что его писал человек, для которого родной язык — итальянский.
Если же вы решите освежить в памяти детали какого-нибудь только что взятого квеста или свериться с картой, вас ждет еще один неприятный сюрприз: все, что связано с интерфейсом, тоже сделано в Baldo очень плохо. Здесь, например, нельзя выбрать какое-нибудь конкретное задание, чтобы маркер указал вам хотя бы примерное направление движения. А карта изначально вообще закрыта, пока вы не найдете в регионе специального NPC и не заплатите ему денег. Но и после этого ориентироваться легче не станет, потому что нарисована карта очень схематично, приблизить ее толком нельзя и интерактивность у нее буквально нулевая. Так что, когда вы получаете, например, от рандомного селянина квест помочь местным фермерам, приходится тратить кучу времени на то, чтобы просто разобраться, куда вам, собственно, идти дальше.
Этот прием растягивания игры разработчики вообще очень любят (ну, или просто не понимают, насколько такой подход раздражает). В одном более позднем эпизоде вам, скажем, велят искать тайный ход «рядом с лавкой Одессы». Дело происходит в довольно большом городе, где никто почему-то не горит желанием объяснять, как пройти к злополучной лавке. Приходится снова бегать туда-сюда, надеясь на удачу. Из-за этого есть ощущение, что заявленные 50 часов, которые якобы уходят на прохождение основного сюжета Baldo, очень сильно бы скукожились, если бы в игре была нормальная навигация.
Что ж, возможно, необходимость все время носиться по незнакомым локациям, выискивая нужное место, искупается тем, что в игре интересно исследовать мир? Увы, нет. Если в более-менее населенных местах еще можно хотя бы полюбоваться на действительно довольно симпатичные домики, то обычные локации — это практически пустые карты, на которых не происходит ровным счетом ничего интересного. Поиграйте в The Legend of Zelda: Link’s Awakening, чтобы понять, что можно сделать с игровым миром, чтобы игроку в нем было интересно. Да чего там — даже эпигоны вроде первой Oceanhorn справлялись с этим куда лучше. Здесь же вас ждет разве что несколько стычек с врагами, да пара секретов (если повезет).
И если вы надеетесь, что негатив, который вызывает Baldo, хоть как-то ослабевает во время сражений, то у меня для вас очень плохие новости. Боевка — один из самых слабых элементов и без того весьма сомнительной игры. И дело не в том, что драки неожиданно сложны — это само по себе было бы не так уж и плохо. Дело в том, что боевая система в целом сделана весьма небрежно. Сочетание неуклюжего управления и чрезвычайно странной регистрации попаданий делает схватки в Baldo весьма утомительными и фрустрирующими. Хорошо хотя бы, что после гибели вы возрождаетесь у входа в зону, где погибли, ничего не теряя. Но необходимость по десять раз драться с одним соперником из-за того, что игра в очередной раз икнула и не засчитала совершенно явное попадание по вражеской черепушке, настроения все же не поднимает.
Хоть как-то спасти положение могли только головоломки, но, как вы, наверное, уже догадались, с ними дело тоже не заладилось. Загадки в Baldo требуют не столько находчивости, сколько усидчивости и готовности обследовать каждую локацию с лупой в руках. Когда-то это называли пиксельхантингом. С тех пор графика стала четче, пикселей уже не видно, но само явление, как ни странно, до сих пор с нами.
Все это усугубляется тем, что Baldo — еще и чудовищно кривая игра, где ошибка на ошибке сидит и критическим багом погоняет. Например, в первые несколько дней после релиза на Xbox в принципе невозможно было попасть в некоторые области и продвинуться по сюжету. Сейчас эту проблему исправили, но игроки до сих пор жалуются на баги, которые мешают проходить сюжет. Главный герой проваливается сквозь землю, игра забывает в нужный момент включать подходящие скрипты, а после каждого перезапуска Baldo обнуляет все изменения в настройках, включая выбор языка.
Можно еще долго рассказывать о проблемах и нелепостях, с которыми сталкиваешься в игре, но пора уже подводить итог. Baldo — очень плохо сделанная, сырая игра, которая будто специально пытается вывести игрока из себя. И аргумент о том, что игру разрабатывали то ли два человека, то ли вообще один, не очень работает, потому что на свете полно отличнейших игр, выпущенных микроскопическими студиями или вообще разработчиками, трудившимися соло. А тут даже с визуальным дизайном, который сперва кажется таким симпатичным, не все гладко. Если говорить конкретнее, на некоторых персонажей буквально без слез не взглянешь — настолько уродливыми они получились. Отдельные проблемы Baldo можно будет со временем исправить при помощи патчей. Но никакой патч не изменит ее сути и не превратит скучный дженерик без грамма фантазии в увлекательное приключение.