Artifact поклонники компьютерных карточных игр ждали с особым нетерпением. Во-первых, это проект самой Valve, да еще и с заимствованием некоторых элементов Dota 2. Во-вторых, к разработке привлекли Ричарда Гарфилда, создателя Magic: The Gathering, самой знаменитой карточной игры в мире. В итоге, впрочем, вышло не без проблем: несмотря на интересную механику, Artifact ругают за крутую монетизацию и большое количество рандома, а также недоработанность некоторых элементов.
Про Artifact сразу важно понять, что это платная игра: ее цена в Steam составляет 1390 рублей, за которые вы получите 10 комплектов по 12 случайных карт в каждом, а также пять билетов в драфтовые матчи, где есть шанс выиграть еще немного карт. При этом здесь нет способов получить карты бесплатно, как в той же Hearthstone, выполняя ежедневные квесты. Так что готовьте кошелек: можно покупать как дополнительные комплекты, так и просто приобрести нужную карту на торговой площадке Steam (самая дорогая на данный момент — герой Акс за 1100 рублей).
Всего в игре 5 типов карт — герои, крипы (существа послабее), заклинания, улучшения и предметы. За исключением предметов, все карты бывают четырех цветов — красные, черные, синие и зеленые. Цвет означает не ценность карты, а возможность ее применения: если на одном из столов (игра идет сразу на трех, но об этом позже) есть зеленый герой, то можно использовать карты зеленого цвета, если сразу зеленый и красный герои, то зеленого и красного, и так далее. Чаще всего игроки собирают колоды из карт двух цветов, но нам попадались и одноцветные, и трехцветные — у каждого подхода свои сильные и слабые стороны.
Замысловатая система с героями и цветами — это еще цветочки. Artifact на порядок сложнее Hearthstone, с которой ассоциируются современные компьютерные карточные игры. Поэтому готовьтесь к тому, что изучение только правил и азов конструирования колод займет часы, а чтобы начать выигрывать, понадобится куда больше времени.
Бой в Artifact ведется по очереди на трех столах — по аналогии с Dota 2 их называют линиями. На каждой линии можно отдельно выставить героев и крипов, использовать заклинания. Выложенным на стол существам нельзя выбирать цель атаки: если перед ними есть враг, то они атакуют его в свой ход, если врага нет, то или случайным образом переключаются на соседнего противника, или ударяют по башне, находящейся на стороне противника. Также каждый ход на случайные линии прибывают крипы-мечники, их получаете и вы, и ваш противник. Если башня теряет все здоровье, то ее заменяет кристалл с еще большим запасом здоровья. Для победы надо или первым разбить этот кристалл, или уничтожить башни сразу на двух линиях.
Идея с тремя линиями разнообразит и усложняет игру. Да, в Artifact есть разные стратегии победы, но и держать в голове надо огромное количество информации: у игрока один набор карт на все три линии, при этом на разных линиях могут быть разные герои (и можно использовать карты разных цветов), плюс надо видеть, на каких линиях сосредоточился противник, а также учитывать многое другое.
В Artifact есть и еще несколько механик, сделанных по мотивам Dota 2. Например, это фаза покупок, наступающая каждый раз, когда игрок отыграет ход на всех трех столах. За убийство крипов и героев дают золото, которое можно обменять на предметы с разными свойствами, вроде увеличения брони и атаки. Другая отсылка — фонтан, к которому отправляются уничтоженные герои. У него они проводят один ход, после чего восстановившегося героя вновь можно разместить на одной из линий.
Все эти правила хоть и выглядят заумными, но, если разобраться, то понимаешь, что потенциал у игры очень хороший: побеждать можно самыми разными способами, да и рабочих вариантов колод, вероятно, будет очень много. Но пока красивую картину портит несколько недостатков. В первую очередь, это рандом с атаками «открытых» существ: они могут коллективно добить полумертвый кристалл, а могут начать драться с оставшимися на столе врагами, давая противнику лишний ход, за который он порой может вырвать победу на другом столе.
Другая проблема в том, что игра пока банально недоделана. Например, в ней отсутствует рейтинговый режим. С другими игроками можно сразиться в дуэлях, не приносящих никаких наград, ну или в двух режимах драфта (попроще и посложнее), похожих на арену из Hearthstone. Игра в драфте ведется до пяти побед или двух поражений, а чем лучше результат, тем больше карт вы получите в награду в свою коллекцию.
Билет для участия в драфте также надо купить за двадцать карт, которые, впрочем, могут быть любыми — самый дешевый комплект на торговой площадке Steam обойдется в 40-50 рублей. Теоретически, в Artifact все-таки можно набрать хороший комплект карт без вложений: для этого надо очень грамотно играть в драфте, пуская часть выигранных карт на новые билеты, ну или вообще заняться спекуляциями на торговой площадке, перепродавая выгодные варианты. Но оба способа на порядок более муторные и нестабильные, чем те же ежедневные квесты в Hearthstone. Так что если хочется простого пути, то готовьте кошелек: по самым приблизительным оценкам, чтобы набрать хорошую коллекцию карт, придется вложить еще минимум 2-3 тысячи рублей.
У Artifact есть огромный потенциал: даже сейчас, с сырым балансом и не до конца продуманными колодами, в ней регулярно случаются интересные матчи, которые затягиваются до получаса и заставляют изрядно подумать. Но, помимо интересной механики, Artifact пока нечего предложить поклонникам: здесь нет какого-то явного стимула играть и побеждать, а цена самой игры с нормальным набором карт легко может превысить стоимость свежего AAA-проекта.