Введение
КВ-1 — советский тяжелый танк пятого уровня. Когда-то он реально мог впитывать большие суммы урона. Но затем «голдовые» снаряды сделали за серебро и пошло-поехало. Каждый шнырь, который раньше шарахался при виде «Клима», теперь издевался над ним, расстреливая из инвиза. Перевод в HD-модель, как ни странно, сделал броню еще хуже. Тем не менее, танковать на нем все еще можно. В умелых руках эта машина по-прежнему опасный противник.
Историческая справка
Первый экземпляр КВ-1 появился на свет в августе 1939 года. Концепция тяжелых машин прорыва появилась в СССР под воздействием опыта гражданской войны в Испании. Этот агрегат воплотил в себе все новаторские идеи танкостроения: индивидуальную торсионную подвеску, противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и универсальную компоновку, с заделом на дальнейшую модернизацию.
Осенью 1939 года грянула Зимняя война, и военные не упустили случая отправить новодел на финский фронт. Первый бой прошел 17 декабря, при прорыве укрепрайона «линии Маннергейма». Танк зарекомендовал себя хорошо — ни одна противотанковая пушка противника так и не смогла поразить его. Огорчение вызвала только 76-мм орудие Л-11, мощности которого не хватало для борьбы с ДОТами.
Во время ВОВ, эти стальные монстры вызывали священный ужас у немцев. Приходилось прилагать нечеловеческие усилия, чтобы вывести их из строя. Этому может послужить пример сражения под Расейняем, когда одиночный КВ сдерживал целую колонну танков, или бой Колобанова, который за один раз уничтожил 22 бронемашины противника.
Однако время шло и неуклюжий «Клим» перестал вписываться в концепцию маневренных боев на Восточном фронте. Сначала его облегчили, затем вставили новое орудие. В конце концов, он достойно сошел со сцены, уступив место более перспективному потомку в лице ИС. Но легенда о неубиваемом танке жива до сих пор.
Игровые характеристики
В World of Tanks «Клим» занял свое законное место первого советского «тяжа» в игре. Обойти его практически невозможно, так как все линейки последующих многотонных махин смыкаются именно на нем. Рассмотрим его характеристики подробнее:
Защита
Броня — это наше все. Лоб башни 90 мм, в остальных местах по 75 мм, и только на корме корпуса 70 мм бронестали. С одной стороны — на пятом уровне это много. Но это только так кажется. Переть на многочисленные стволы, как раньше, уже не получится — нашпигуют «голдой». Поэтому выключаем режим «бессмертного» и вспоминаем все тактические приемы, начиная от обратного ромба и заканчивая разводом на гуслю.
Более менее у нас обстоят дела с прочностью — в топе КВ-1 имеет 640 хит-поинтов. Можно даже устраивать размен с более хлипкими соперниками. Но здесь нужно учитывать, что кидает этот танк обычно на уровень выше, в самый низ топа, где вашими очками здоровья никого не удивить. Если попали в топ — радуйтесь, не угодили — страдайте.
Огневая мощь
Пушек у нас четыре и все разные. Начинаем со стоковой 76-мм ЗиС-5, но ее лучше забыть сразу, как страшный сон. На выбор у нас есть развилка — либо идти на «дырчик» 57-мм проект 413 (с хорошим бронепробитием), или установить фугасницу 122-мм У-11 (с хорошим разовым уроном). Имеется еще альтернативный вариант, с прокачкой через топовую башню — 85-мм Ф-30. Вот ее мы вам и рекомендуем.
Это орудие удачно скрестила в себе высокое бронепробитие (120 мм), хороший средний урон (160 ХП) и приличную скорострельность (12 выстрелов в минуту). Кроме этого можно отметить замечательное для советских танков сведение в 2,9 секунды и годный разброс в 0,42 на сто метров. Отдельного упоминания заслуживают фугасы, чей урон составляет 280 ХП! Возите с собой хотя бы парочку таких, для нештатных ситуаций.
Динамика
За массивную броню следует жестокая расплата. Танк еле тащится, особенно в гору. 55 тонн для нашего топового двигателя В-2К с мощность 500 л .с. — это уже слишком. На ровной поверхности он выдает до 34 км/ч, назад сдает вообще черепашьими темпами — 10 км/ч. Более-менее радует максималка, которая выше, чем у тех же британских «тяжей». Можно хоть под горочку скатиться без того, чтобы заснуть. Топовые гусеницы дают несущественное увеличение маневренности на два градуса, зато дают хорошую прибавку к грузоподъемности на восемь тонн.
Обнаружение и связь
Топовая радиостанция 10РК дает 440 метров связи. Для «тяжа» сойдет. А вот обзор у нас подслеповатый — всего 310 метров. Учитывая вашу громоздкость, часто будут ситуации, когда снаряды будут прилетать из ниоткуда. Башня тоже вращается кое-как, поэтому «Клим» часто становится легкой добычей для своры средних танков.
Прокачка и оборудование
Как лучше всего изучать КВ-1? Сразу же берите топовые гусеницы, чтобы обеспечить дальнейшую установку всех модулей и спецоборудования. После этого не жалея сил вкачивайте Ф-30, через башенную линейку. Вот, теперь вы не мальчик для битья и можете за себя постоять. После этого добиваете двигатель, чтобы не быть совсем уж слоупоком и радиостанцию. Все, остальное вам не нужно. Можете еще открыть 122-мм орудие, для выхода на КВ-2.
Экипаж качаем по стандарту для тяжелых танков. Командиру «Шестое чувство», чтобы уворачиваться от «арты», затем «Наставника» для ускоренной тренировки танкистов. Остальным — «Ремонт», так как ломать нас будут охотно и часто. Механику-водителю в обязательном порядке «Виртуоз» и «Король бездорожья». Наводчика познакомьте с умениями «Плавный поворот башни» и «Злопамятный». Радисту вкачиваем «Орлиный взгляд» и «Радиоперехват». Заряжающему нужен «Отчаянный», чтобы оставшись с малым количеством ХП, мы могли стрелять чаще. Ну и в конце всем «Боевое братство».
Что касается спецоборудования, то есть разные варианты, поэтому рассмотрим каждый модуль по отдельности. «Стереотруба» — когда вас ставят на гуслю, она срабатывает и дает возможность отомстить обидчику. «Тяжелый противоосколочный подбой» — самое лучшее противодействие «арте». «Усиленные приводы наводки» пригодятся с пушками У-11 и Ф-30. «Ящик с инструментами» увеличит показатели ремонта. «Вентиляция» даст общий прирост эффективности. Смотрите по ситуации, анализируйте бои и ставьте по своему вкусу.
Расходники размещаем стандартные: «Ручной огнетушитель», «Малая аптечка» и «Малый ремкомплект». Можно, конечно брать «Доппаек», но прирост будет несущественным, а цена кусается.
Советы по тактике
КВ-1 — тяжелый танк поддержки. Ему не обязательно лезть на рожон, гораздо больше пользы он принесет стреляя из второй линии.
Первое, что запоминаем намертво — не отрываемся от союзников! Одиночный «Клим» — мертвый «Клим». Ваш обзор, заметность и маневренность не позволяют геройствовать в одиночку. Поэтому пристраиваемся к кучке оленей побольше и не спеша следуем за ними, прикрывая огнем. Впоследствии их тушки станут отличными укрытиями для нас. Если все же остались без поддержки, то забивайтесь в узкое пространство, не простреливаемое «артой» и с ограниченным сектором обзора. Там вы сможете подороже отдать свою жизнь.
Не надейтесь на свою броню — она подведет вас в самый ответственный момент. Старайтесь использовать по максимуму все известные приемы повышения живучести. Танкуйте ромбом, прикрывайтесь широкими гусеницами, ерзайте туда-сюда сбивая прицел. Маска увеличивает фронтальную броню башни до 110 мм — прячьте корпус и торгуйте ею. Не подставляйте тыл, где находятся быстровозгораемые топливные баки.
Когда вы остались единственным «тяжем», то придется вспомнить, что КВ-1 создавали как танк прорыва. Начинайте неизбежно накатываться на противника, стреляя на ходу. Легкие и средние танки последуют в вашем кильватере, добивая растерявшегося противника. Задача минимум — собрать на себя весь возможный урон, задача максимум — выжить после этого. Не брезгуйте использовать тараны, особенно катясь с горочки, ведь масса позволяет.
Обзор слабых и сильных сторон танка. Итоги
Плюсы:
- Неплохое круговое бронирование
- Разнообразное вооружение
- Хорошие УВН
- ЧСВ от легенды
Минусы:
- Тихоходность
- Слабый обзор
- Высокая заметность
- Пожароопасность
- Кидает к высоким уровням
КВ-1 в игре не походит на свой реальный прототип, но это и понятно — большинство тех, с кем он сталкивается на полях сражений, появились тогда, когда сам «Клим» уже вышел в тираж. Советский «тяж» очень популярен у игроков, хотя не все понимают особенности тактики на нем, из-за чего агрегат приобрел обидную кличку «Школотанк». Но это не должно вас останавливать от его приобретения, ведь машина отличная!
Удачи в бою!