Stardew Valley — на первый взгляд простенький пиксельный симулятор фермы, вдохновленный Harvest Moon, но на деле игра гораздо интереснее, глубже и увлекательнее, чем простое кликанье по грядкам в социальных сетях (подробнее читайте в обзоре). Здесь можно найти занятия на любой вкус — помимо традиционного единоличного выращивания рекордного урожая, вы можете торговать, рыбачить, обустраивать дом и участок, развивать отношения с жителями близлежащего городка Pelican Town, искать артефакты, сражаться с монстрами в подземельях и параллельно узнавать все больше историй о Долине Звездной Росы. Столь широкое поле возможностей заставляет с подернутыми ностальгией глазами вспоминать классические РПГ и все больше проникаться местной, не побоюсь этого слова, атмосферой. Чтобы как можно скорее стать зажиточным фермером, которого обожает весь город, ознакомимся с основными возможностями и базовыми понятиями игры.
С чего начинаем?
Как и во всех пристойных РПГ, сначала мы создаем персонажа. Разглядеть что-то в паре-тройке пикселей, заменяющих лицо, затруднительно, но пол, прическу, цвет кожи, волос и глаз, внешний вид рубашки и цвет брюк кое-как настроить все же можно. Если игроку в дальнейшем наскучит текущий внешний вид, то Волшебник (об этом ниже) при достижении четырех сердец в отношениях может предоставить доступ к комнате своей башни, которая позволит изменить внешность (не бесплатно, потребуется 500 монет). Выбранный гендер не налагает ограничений на выбор партнера — игра толерантно дает возможность заключить брак с горожанами обоего пола. В графе «любимая вещь» можно написать все что угодно, и написанное будет периодически всплывать в диалогах.
Первый день на новой (и порядком заросшей) ферме позволяет ознакомиться с базовыми механиками игры. Перемещаться мы будем при помощи клавиш WASD, с шага на бег переходим традиционным Shift-ом, с предметами взаимодействуем правой кнопкой мыши или клавишей Х, инструменты и предметы используем левым кликом или клавишей С, а меню вызываем клавишами Е или Esc.
Небольшое меню в правом верхнем углу экрана (на скриншоте обозначено цифрой 1) отображает текущие дату, время, погоду, размер нашего капитала (вначале это стандартные 500 монет), а нажатие на желтый восклицательный знак откроет журнал (его также можно вызвать клавишей F).
Время суток — вещь важная, от него зависит то, каких мы встретим персонажей и существ, будут ли открыты магазины и дома и так далее.
Время года также играет большую роль. Игра начинается с первого дня весны; каждое время года длится здесь 28 дней. В зависимости от сезона устраиваются различные фестивали, жители изменяют распорядок дня, меняется ассортимент рыбы, лесных растений и семян в магазине (если выращивать культуры во время неправильного сезона, расти они будут плохо, а в итоге, возможно, вовсе погибнут).
О погоде на следующий день можно узнать из телепередачи (телевизор находится внутри нашего дома; в отличие от суровой реальности, прогнозы здесь не врут). Информация полезная — к примеру, если прогноз сулит дождь, можно не тратить время на полив грядок, а пойти и обновить лейку у кузнеца (это лучше сделать в самом начале игры); также определенные виды рыб ловятся только во время дождя. Кстати, из телепередач также можно иногда получить рецепты и ценные игровые советы.
Увеличить запасы золота можно, продавая добытые ресурсы и собранный урожай, обогащая артефактами местный музей или выполняя квесты от жителей. То, что мы хотим реализовать, можно складировать в специальный ящик продажи (2) — деньги поступят на следующий день; при продаже предметов и ресурсов продавцу наличные получаем незамедлительно; разницы в суммах нет.
Работа на ферме, рыбалка и многие другие действия постепенно снижают уровень энергии — соответствующая шкала находится в правом нижнем углу экрана (3). Энергию (как и здоровье) можно восполнить едой, напитками, а можно просто хорошо попариться в городской бане, доступ к которой откроется с началом первого лета (это, кстати, позволит сделать в два раза больше дел за день). Если потратить энергию полностью или лечь спать после 12 ночи, к утру она восстановится всего лишь наполовину — в данном вопросе все сурово, как в жизни. Шкала здоровья скрыта, когда ее уровень находится на максимуме, а если персонажа атакует монстр или переедет поезд — здоровье падает, и полоска начинает отображаться рядом с уровнем энергии. Умереть герой не может, самое плохое, что может случиться — это обдиралово в городской больнице — лечение там стоит 1000 золотых.
Три основных типа ресурсов, которые вы можете добыть на территории собственной фермы — это камень (stone), дерево (wood) и волокно (fiber). Сделать это можно при помощи базовых инструментов (4) из окружающих объектов (5) — дерево добывается из пней, бревен и растущих на ферме деревьев; камень — из валунов, а волокно — из мелкой растительности. Но не спешите с горящими глазами расчищать всю ферму и забивать досками и травой ящик для продажи — ресурсы пригодятся в будущем (например, для крафта предметов), иначе их придется покупать. Более редкие компоненты (скажем, минералы) можно добыть в шахтах и пещерах.
Основных инструментов тут пять — топор (axe) для рубки дерева, мотыга (hoe) для вскапывания грядок, лейка (watering can) для полива урожая, кирка (pickaxe) для добычи камня и полезных ископаемых и коса (scythe) для добычи волокна. Инструменты за деньги и ингредиенты улучшаются у кузнеца; каждый уровень улучшения предоставляет новые возможности — увеличивает площадь покрытия инструмента, позволяет добывать новые ресурсы и разрушать крупные объекты. Лейку можно наполнять в водоемах; к примеру, в озерце на территории фермы.
В начале игры у нас есть 15 семян пастернака (parsnip seeds) — необходимо расчистить место от камней, бревен и травы, вскопать грядки мотыгой (при вскопке земли с веточками и червяками может выпасть глина), посеять наш будущий урожай и полить посевы из лейки.
Город
Самое время исследовать окрестности. Названия объектов на карте (клавиша М) высвечиваются при наведении курсора, заблудиться тут сложно.
Вот локации, о которых необходимо знать прежде всего:
1 — наша ферма
2 — магазин Пьера (открыт с 9.00 до 18.00), здесь продаются семена, рюкзак для увеличения инвентаря (он лежит на прилавке) и прочая всячина. При левом клике на доску объявлений возле магазина откроется календарь, в котором отмечены ближайшие фестивали и дни рождения горожан. Во время фестивалей можно разнообразить времяпрепровождение прохождением тематических фестивальных квестов, а дни рождения — лучшее время для подарков. При правом клике открывается собственно доска объявлений, на которой вывешиваются доступные квесты от персонажей. Доску стоит проверять ежедневно.
3 — салун (открыт с 12.00 до 00.00), здесь можно поиграть в мини-игры на игровых автоматах, пообщаться с NPC и пропустить стаканчик-другой.
4 — рыбный магазин (открыт с 9.00 до 17.00), в котором продаются удочки и прочие рыбацкие атрибуты.
5 — башня Волшебника. Стучать бесполезно, старик начнет с нами общаться, когда пожелает сам.
6 — JojaMart, местный гипермаркет (открыт с 9.00 до 23.00). Здесь можно купить товары со скидкой, но в игре это заведение является своего рода антагонистом и символом «Злых Корпораций».
7 — дом кузнеца (открыт с 9.00 до 16.00). Кузнец продает руду, открывает за деньги жеоды и улучшает инструменты и оружие.
8 — городской музей, по совместительству библиотека (открыт с 9.00 до 18.00). Местный работник Гюнтер платит за артефакты, минералы и книги, которые пополняют музейные склады.
9 — дом плотника (открыт с 9.00 до 17.00). Здесь можно купить камни, дерево, а так же много разных предметов и рецептов для крафта. Помимо прочего у плотника можно заказывать различные постройки и обновления дома. После модернизации дома в нем появляется кухня, на которой можно готовить еду, а в постройках обитают наши животные.
10 — шахта. Тут мы проведем много времени за сражениями с монстрами, поисками артефактов и добычей полезных ископаемых. Сражения сводятся к закликиванию противника до смерти в прямом смысле этого слова (только не забудьте выбрать в инвентаре меч).
11 — Гильдия искателей приключений (открыта с 14.00 до 22.00). Здесь мы приобретаем снаряжение для походов и берем квесты на убийство монстров.
12 — ранчо Марни (открыто с 9.00 до 18.00). У Марни можно купить необходимых животных и корм для них.
Закрытые локации откроются с течением времени либо после выполнения определенных действий.
Навыки
Навыков в игре пять: сельское хозяйство (farming), горное дело (mining), собирательство (foraging), рыбалка (fishing) и бой (combat). На 5 и 10 уровнях представится возможность выбрать перки для каждого навыка. С ростом уровней растет эффективность инструментов, открываются новые предметы и возможности.
Квест на рыбалку и первую удочку нам дадут на второй день (нужно прочесть письмо из почтового ящика). Рыба тут вполне логично ловится в океане, реке или озере. Рыбалка выглядит как простенькая мини-игра — после поклевки нужно подсечь добычу, и, вовремя нажимая ЛКМ, удержать зеленую плашку на уровне перемещающейся по шкале вверх и вниз рыбки. Когда заполнится полоса справа от шкалы, рыба у нас в кармане. Со стекловолоконной удочкой можно использовать приманку (кликаем в инвентаре ЛКМ на приманку и ПКМ на удочку), а с продвинутой иридиевой — приманку и снасти.
Отношения
Дружбу лучше вести с как можно большим числом горожан — при благоприятном развитии событий они начнут делиться полезными вещами, а с кем-нибудь из них можно даже завести семью. Меню отношений находится на вкладке с изображением сердца. Все горожане имеют 10 сердец отношений (супруг — 12), каждое сердце стоит 250 очков. Ежедневная беседа приносит 20 очков, а игнорирование отнимает 2, так что, лучше по возможности забалтывать всех подряд. Основной способ развития отношений прост и меркантилен — подарки. Максимум подарков на душу населения в неделю — 2 штуки. У каждого жителя города есть уникальные подарочные предпочтения, но существуют и практически универсальные подарки: кроличья лапка (Rabbit's Foot) нравится всем, кроме Пенни, а радужный осколок (Prismatic Shard) порадует любого, за исключением Хэйли. Также любой будет рад драгоценному камню, ремесленной продукции или еде (кроме хлеба, яиц, пшеницы и хмеля). Удачный подарок принесет 80 очков, но будьте осторожны — неудачный может и ухудшить отношения. Выполненный для жителя квест осчастливит его на целых 150 очков.
К сожалению, игра пока не русифицирована, но разобраться в ней можно, даже если вы знаете английский весьма поверхностно. Основная проблема не в этом, а в том, чтобы не очнуться под утро во время сбора очередного урожая с мышкой в руке и десятком пустых кружек из-под кофе на столе. Очень уж игра затягивает. Приятного фермерства, дорогие геймеры!