Dune: Spice Wars — новая глобальная 4X-стратегия (аббревиатура 4X переводится как «исследуй, расширяй, используй и истребляй») в реальном времени от компании Shiro Games. Возможно, в ней нет чего-то совершенно нового, каких-то неожиданных механик, но это не отнимает того факта, что игра детально проработана и в целом достаточно сложна. Разработчики особо не заморачивались и над системой обучения, из-за чего прижиться в мире «Дюны» будет ой как не просто!
В этом гайде по Dune: Spice Wars мы собрали несколько практических рекомендаций и информацию, которую вы должны знать, прежде чем ступить на Арракис.
Начинаем с малого
Ниже собрано множество советов по прохождению Dune: Spice Wars, которые ознакомят вас с политическими, экономическими тонкостями, раскроют секреты управления государством, но первый совет, который я мы хотели бы дать — начните с малого. Понимайте это буквально. После выбора фракции и советников найдите параметр с настройками, расположенный рядом с кнопкой «Начать игру». Здесь вы сможете выбрать различные опции, в том числе размер карты, сложность AI и количество противоборствующих AI-сторон (наряду с кучей других параметров). В Dune: Spice Wars так много всего, чему можно учиться и чем управлять, поэтому рассматривайте первый запуск игры как самообучение. Выберите самую малую карту, лёгкий уровень сложности и только одну вражескую фракцию, чтобы сделать первый заход простым. Относительно, конечно.
К слову, об упрощении…
Знайте, где следует использовать автоматизацию
Поскольку в игре много разных процессов, разработчики решили слегка упростить вашу задачу, поэтому некоторые функции могут быть автоматизированы. Есть только две механики, которые могут быть автоматизированы: отзыв комбайнов при обнаружении песчаных червей и исследование орнитоптерами.
Ваш орнитоптер действует как разведчик и исследователь. Щелкнув по орнитоптеру (или выбрав его из списка юнитов в правой части экрана), вы сможете указать ему, что делать и исследовать. В качестве альтернативы вы можете выбрать «Авторазведку». Благодаря этому он будет передвигаться сам по себе и исследовать все, что обнаружит. Звучит бесцельно, но такую задачу можно поставить как минимум перед одним из них.
Каждый раз, когда вы строите перерабатывающий завод в поселении, где есть специи, вы получаете комбайн (добытчик). За каждым перерабатывающим заводом закреплен только один комбайн. При сборе специй комбайн может наткнуться на песчаного червя. И если ничего не предпринять, он будет уничтожен. Нажав на комбайн, вы можете щелкнуть по аналогичной кнопке «Автоотзыва». В результате активации данной функции комбайн будет возвращаться в безопасное место всякий раз, когда появляется песчаный червь. Тем не менее, в таком случае комбайн получает 5%-ный штраф к количество собираемых специй, и вам придется повторно вернуть комбайн к работе, когда ситуация уляжется и песчаный червь исчезнет.
Следите за специями, чтобы своевременно уплачивать налоги
Каждые 25 игровых дней вы будете должны уплачивать налоги для Космической гильдии. Придется отдавать специи. Сумма, которую вы должны уплачивать, будет возрастать с каждым следующим разом. Это значит, что налог на специи (или взятка, если вы играете за фракцию, не принадлежащую Дому) — это бомба замедленного действия. Вы не сможете покрыть налог, если не расширите территорию и не обеспечите резервы.
Найдите залежи специй и наладьте их добычу. Это первое, что нужно сделать при запуске очередной сессии Dune: Spice Wars. Не зря она так называется. Для добычи специй нужно отыскать поле со специями. Одно из них будет отмечено маркером автоматически при запуске игры, а ваши орнитоптеры помогут отыскать новые. Затем нужно захватить поселение в регионе со специями (вероятно, там будут военные юниты), а после построить перерабатывающий завод. Наконец, придется следить за добывающим комбайном, чтобы тот не стал легкой добычей для песчаных червей (читайте выше). Не забывайте, что вам придется платить за содержание поселения, боевых юнитов, перерабатывающего завода и комбайна одновременно. Вы можете, и даже должны представлять все это как одну экосистему. Только не экологическую, а экономическую.
Для всего этого нужно управлять ресурсами. А ресурсов в Dune: Spice Wars — много.
Важны все ресурсы
По моим подсчетам, в Dune: Spice Wars придется управлять 12 разновидностями ресурсов или валют. Возможно, некоторые из них важнее других, но на деле необходимы все. Что более важно, если закончится хотя бы один из них, это может привести к катастрофическим последствиям.
Давайте подробнее о ресурсах в Dune: Spice Wars:
- Специи. Если вы знакомы с франшизой «Дюна», то прекрасно понимаете, что такое специи. В Dune: Spice Wars специи используются двумя способами: для уплаты ежемесячного налога и для торговли с другими фракциями. Вы можете получить специи, создавая перерабатывающие заводы в поселениях, расположенных рядом с полями специй.
- Солярий — это основная денежная единица. Солярий нужен для обучения боевых юнитов, расширения собственной базы (но не для добавления новых зданий в поселения) и оплаты практически всего остального. Вы получаете солярий, конвертируя часть собранных специй в деньги, строя перерабатывающие заводы рядом с месторождениями редких элементов или контролируя деревни, в которых есть торговцы.
- Пластбетон — строительный ресурс. Для создания каждого здания нужен пластбетон, он же необходим для его содержания. Вы получаете пластбетон, создавая заводы по его производству.
- Рабочая сила — единица измерения, указывающая на то, какое количество людей можно отправить на работу. Рабочая сила понадобится для обучения ополчения в поселениях и боевых юнитов, добавления бригад к сборщикам специй с целью увеличения производства. Вы будете получать рабочую силу, создавая офисы по набору персонала.
- Топливные элементы — то, что необходимо для работы ваших транспортных средств. Они понадобятся для питания комбайнов, добывающих специи (как для постройки, так и для обслуживания) и для создания новых орнитоптеров. Вы будете получать топливные элементы, строя заводы по производству… топливных элементов.
- Очевидно, что в пустынном мире Арракиса вода — не менее ценный ресурс, чем те же специи. Она понадобится для захвата и содержания поселений, для обучения боевых юнитов. Вы будете получать воду, строя ветровые ловушки в поселениях. Ветровые ловушки будут производить по 3 единицы воды за каждый уровень силы ветра в конкретном поселении.
- Авторитет — единица измерения вашего лидерства. За неимением лучшего слова назовем его влиянием. Чтобы взять под контроль поселение, вам нужно влияние или авторитет. Вы будете получать авторитет, отправляя агентов (шпионов) в разные части Арракиса.
- Гегемония похожа на очки опыта. Гегемония открывает доступ к новым зданиям для расширения базы (по мере достижения определенных уровней). Вы можете заработать гегемонию практически за все — от голосования по решениям в Совете Ландсраада до уплаты налогов и разгрома вражеских юнитов. Или за строительство мастерских.
- Знания — ресурс, который определяет, насколько быстро вы исследуете новые разработки. Воспринимайте разработки как навыки в древе умений. Для получения знаний нужно создавать исследовательские центры.
- Влияние (да, я помню, что упоминал его выше) — это ресурс, который можно использовать в дополнение к вашим голосам в Совете Ландсраада. Что-то вроде дополнительных голосов, чтобы придать больший вес вашим решениям. Вы будете получать влияние, создавая посты прослушивания или назначая агентов в Ландсраад (Совет).
- Разведданные или просто данные — мера производительности вашей шпионской сети. Вы будете тратить данные на создание операций — одноразовых событий, которые помогут или навредят вашим врагам. Вы получаете информацию, строя центры обработки данных и внедряя агентов во вражеские (или нейтральные) фракции.
- Командные очки определяют, сколько боевых юнитов вы можете иметь в своей армии. Каждый юнит расходует определенное количество командных очков. Например, солдатам требуется 3 очка, а вспомогательным дронам — четыре. Если юнит уничтожен, командные очки возвращаются в общую копилку. Вы можете повысить лимит этих очков, исследуя определенные разработки, такие как наземное командование и высшее командование.
Трудно назвать какой-либо из перечисленных ресурсов более важным, чем остальные. Однако, я могу указать на те ресурсы, которые у меня заканчивались чаще остальных, поэтому и рекомендую сосредоточиться на их усиленном производстве: специи, солярий, пластбетон и вода.
Правильная конвертация специй в солярий
В левом верхнем углу экрана, рядом с аватарками фракции и советников находятся данные о производстве специй. Это вертикальный пурпурно-желтый ползунок. Также есть две плитки с информацией о контракте CHOAM и запасе специй.
Самое важное здесь — слайдер. С его помощью вы можете контролировать, какое количество специй немедленно конвертировать в солярий, а сколько останутся нетронутыми и отправятся в общий запас. Ползунок на слайдере указывает на процент конвертируемых/незатрагиваемых специй. Однако слайдер связан только с теми специями, которые вы получаете во время сбора комбайнами. Вы не можете конвертировать в солярий те специи, которые уже были собраны и отправлены в общий резервуар.
Сохранение баланса между достаточным количеством специй для уплаты налогов и конвертацией специй в солярий для расширения базы — одна из важнейших задач в Dune: Spice Wars. Наиболее правильным решением станет конвертация порядка 40% специй в солярий, в то время как 60% добываемых специй следует отправлять в общее хранилище. Впрочем, старайтесь быть в курсе текущих расходов и потребностей, поэтому периодически регулируйте ползунок под свои запросы.
Поддерживайте производство, и не спешите расширяться
Чтобы контролировать новые регионы и использовать их ресурсы, вам понадобится несколько боевых юнитов. Каждый боевой юнит имеет первоначальную стоимость обучения и стоимость обслуживания. Определенную цену придется заплатить при захвате поселений (водой и авторитетом), а в дальнейшем вы будете тратить ресурсы и на их содержание (помимо стоимости содержания любых зданий, построенных в поселении).
Я пытаюсь сказать, что расширение в Dune: Spice Wars — дорогое удовольствие, поэтому нужно убедиться, что захваченные деревни покрывают новые затраты. Слишком быстрое расширение — верный способ исчерпать запасы ресурсов, а когда это произойдет, поселения восстанут против вас, и едва зарождающаяся империя будет разрушена.
Щелкнув по поселению (независимому или вражескому), вы увидите информацию о нем. Узнаете в том числе и то, во сколько обойдется контроль над ним (после того как ополчение поселения будет уничтожено).
В особых регионах можно производить больше!
В некоторых регионах Арракиса есть особые ресурсы. Специи — самые очевидные из них, но есть также редкие элементы, минералы и источники энергии. Каждый из них дает бонус к производству определенных ресурсов в этом регионе (которые вы производите с помощью зданий, построенных в поселении этого региона).
- Редкие элементы (желто-оранжевый камень) позволяют строить перерабатывающий завод, производящий солярий.
- Минералы (серый камень) увеличивают производство пластбетона в регионе на 50%.
- Источники энергии (три вертикальные красные волны) увеличивают производительность завода топливных элементов на 50%.
Таким образом, следите за тем, какие бонусы может предложить регион, и исходя из них решайте, какие сооружения следует возвести.
Принесут пользу и «не особые» регионы
Не каждый регион относится к «особым», но даже обычные могут быть полезны. В любом поселении можно создать что угодно, за исключением перерабатывающих заводов. Однако вы ограничены пятью зданиями в целом на одно поселение, поэтому иногда вам попросту необходимо любое новое поселение, чтобы расширить производство.
Не менее важно и то, что путешествие по регионам, которые вы не контролируете, требует припасов для боевых юнитов. Когда у них заканчиваются припасы, начинает страдать здоровье. Однако в подконтрольных вам регионах юниты не расходуют припасы (или здоровье). Это означает, что имеет смысл контролировать регионы для успешного передвижения войск, чтобы убедиться, что они полностью обеспечены, полны сил и готовы в любой момент сражаться.
Голосование Совета — что делать?
Все, что было рассмотрено до сих пор, касалось повседневных и военных операций на Арракисе. Но Dune: Spice Wars многогранна, и здесь нашлось место шпионажу и политике. Каждые 25 дней в Ландсрааде проходит голосование. В каждом цикле на голосование выносятся три резолюции. Большинство из них сводится к тому, чтобы подтвердить или отклонить выдвигаемые наработки. Например, 30%-ное увеличение затрат на содержание воды или 100%-ное увеличение затрат на найм. Другие резолюции могут выдвигать новые роли, которые могут быть как полезны, так и вредны.
Каждый цикл вы можете тратить свои голоса (в начале у вас будет 100 голосов, но количество может измениться ваши положением в Ландсрааде), а также влияние на каждое из этих решений. Каждая из противоборствующих вам фракций имеет собственные голоса и влияние, и есть 400 голосов Совета.
Голосование по резолюциям — хороший способ получить какие-то бонусы или вставить палки в колеса оппонентов дипломатическим путем, а не военной мощью.
Агенты, шпионаж, миссии, операции и уничтожение
Помимо всего прочего, вы также отвечаете за шпионскую сеть агентов. Эти агенты назначаются вражеским фракциям или другим игрокам во вселенной Дюны, таким как Космическая гильдия или Совет Ландсраада.
Агенты производят разведданные и дают различные баффы и бонусы в зависимости от того, за кем закреплены. Ваши агенты также медленно проникают в эту группу. Что еще более важно, вы можете потратить разведданные на миссии. Миссии — операции, которые позволяют поддержать ваши усилия или расстроить врагов.
По мере повышения уровня проникновения вы будете открывать все более мощные операции — вплоть до покушения на ваших оппонентов.
И это приводит нас к….
Трем способам победы
В Dune: Spice Wars вы можете одержать победу тремя способами:
- Доминирование. Для этого вы должны уничтожить все вражеские фракции с помощью боевой мощи или успешно ликвидировать их лидеров через шпионские операции.
- Губернаторство. Одна из хартий (особый вид резолюции), которая выносится на голосование Совета Ландсраада — губернаторство в Дюне. Если вы сможете проголосовать за свою фракцию в этой хартии и удерживать ее в течение 60 дней, то одержите политическую победу.
- Гегемония. Победа за счет гегемонии требует накопления 50 000 единиц Гегемонии. Эту победу можно заслужить исключительно благодаря терпению. Вы добьетесь победы Гегемонией, занимаясь практически всем, что предлагает Dune: Spice Wars. От уничтожения вражеских юнитов до сбора специй, но учтите, что для получения 50 000 единиц Гегемонии придется потратить много времени.