Есть среди геймеров особая каста любителей челленджей, боли и разбитых контроллеров. Dungeon Crawler с заманчивым названием Enter the Gungeon («Войди в Оружелье») создан именно для таких людей, ведь он представляет собой симбиоз даммаку (яп.), или пулевого ада, и roguelike-проекта. Ближайшим собратом игры можно назвать The Binding of Isaac — в Оружелье, как и в подвале Мамы, нас ждет множество отсылок и шуток в комплекте с умилительной стилистикой; неизменными остались также страдание, унижение и бесконечные смерти. Помочь в прохождении таких игр могут главным образом собственные рефлексы и предельная концентрация внимания, но наши советы будут не лишними для понижения температуры внутриигрового ада.
Выбирайте Оружельца с умом
Изначально на выбор нам дается четыре героя, каждый из которых обладает уникальным набором предметов, подходящих под тот или иной стиль прохождения. Спустя пару этажей мы по уши обрастем оружием и артефактами, но в самом начале игры выбор может оказаться для нас решающим. Итак, знакомьтесь.
Экипирован дополнительной броней — при получении урона Десантник теряет броню, и с персонажа исчезает шлем. Также в арсенале героя есть:
— Пистолет морпеха — полуавтоматическое оружие с бесконечным боезапасом (перезарядка после 10 выстрелов)
— Активный предмет — Тайник со снаряжением (единожды вызывает тайник с боеприпасами)
— Пассивный предмет — книга «Военная подготовка» (улучшает навык обращения с оружием, увеличивая точность и уменьшая время перезарядки)
Этот слегка смахивающий на Хана Соло сорвиголова имеет при себе:
— Небольшой пистолет с гордым именем Бродяга Особого Назначения (бесконечный боезапас, перезарядка после 8 выстрелов)
— Активный предмет — Надежные отмычки (дают 50% шанс взлома одного замка; при неудачной попытке замок ломается)
— Пассивный предмет 1 — Обезоруживающая личность (снижает цены в магазинах приблизительно на 15%)
— Пассивный предмет 2 — Теневые патроны (предоставляет дополнительный слот для активного предмета и на 10% увеличивает максимальный боезапас для всех видов оружия)
В инвентаре у блондинки с угрожающим выражением лица мы обнаружим:
— Недорогой револьвер (бесконечный боезапас, перезарядка после 5 выстрелов)
— Обрез (максимальный боезапас — 150 патронов, перезарядка после 6 выстрелов)
— Активный предмет — Коктейль Молотова (после броска поджигает участок пола)
— Пассивный предмет — Фотография, приводящая в бешенство (после получения урона Преступница приходит в ярость, которая в свою очередь на короткое время увеличивает урон, наносимый врагам)
Единственный персонаж без стартового активного предмета. Вот что Охотница берет с собой в Оружелье:
— Ржавый пистолет (бесконечный боезапас, перезарядка после 6 выстрелов)
— Арбалет — это оружие наносит большой урон (максимальный боезапас — 100 болтов, перезарядка после каждого выстрела)
— Пассивный предмет (или, скорее, спутник) — Собака (после зачистки комнаты может обнаружить случайный предмет; лаем предупреждает о маскирующихся под сундуки Мимиков)
После первого прохождения игры становятся доступными кооперативный режим и секретный персонаж — Культист. Поиграть за него, соответственно, можно только в коопе. В своей культистской робе герой прячет:
— Дротиковый пистолет (бесконечный боезапас, перезарядка после 6 выстрелов)
— Активный предмет — Печенька дружбы (оживляет напарника по коопу с полным здоровьем)
— Пассивный предмет — Второй номер; после смерти напарника улучшает параметры Культиста (отсылка к аниме «Афросамурай»)
Do a barrel roll!
На правую кнопку мыши в игре завязано второе по важности (после атаки, разумеется) действие — перекат. Успешно играть в Enter the Gungeon можно только став повелителем тайминга (создатели вдохновлялись механикой Dark Souls и Bloodborne). Пока персонаж находится в воздухе во время первой половины переката, он неуязвим для вражеских пуль. Кувырок помогает не только маневрировать, но и преодолевать препятствия, убивать мелких врагов и сбивать с героя огонь в случае возгорания.
Используйте пустышки…
Об этих чудесных помощниках опытного Оружельца забывать точно не стоит. Взрыв пустышки (клавиша Q) на секунду очистит комнату от всех пуль, дав нам время для маневра или просто краткую передышку. Хотя бы одну из них следует приберечь для босса, но уж на него-то можно смело расходовать весь имеющийся остаток — при входе на следующий этаж количество пустышек восполнится до двух. Пустышки можно также приобретать в магазине.
…и окружение
Колонны могут служить отличным пассивным укрытием, а вот столы и бочки придется переворачивать вручную (клавиша E). Переворачивайте все, что можно перевернуть — лишним в бою это точно не будет. Мебель, правда, довольно быстро разрушается, зато некоторые бочки можно покатить в сторону врага и взорвать метким выстрелом.
Шопинг — дело хорошее
На каждом этаже находится оплот тишины, спокойствия и выгодных (или не очень) сделок — магазин. У сурового продавца мы можем приобрести жизни, ключи, пустышки и прочие жизненно важные предметы. Не жалейте игровой валюты — весьма вероятно, что в следующей комнате Оружельцу не хватит именно этой злосчастной половины сердечка. Еще один важный совет: не пытайтесь стрелять в продавца или даже рядом с ним — он даст серьезный отпор, а если его и удастся победить, то до конца забега герою он больше не встретится и полезных вещей не продаст. Рано или поздно нам придется спасти заточенных на втором этаже Каденцию и голема Окса, которые по традициям добропорядочных РПГ откроют в Бреши собственный магазин с уникальным оружием. И они будут не последними — все спасенные торговцы в итоге сбегутся в Брешь. Деньги на покупку ценностей можно зарабатывать, убивая врагов и выполняя квесты для некоторых NPC.
Предметы в игре можно не только покупать, но и продавать. В магазинах на разных этажах Оружелья иногда появляются персонажи, готовые скупить все ненужное оружие и артефакты. Собственную коллекцию можно оценить, открыв инвентарь (клавиша I).
Оружелье умеет хранить секреты
На каждом этаже Оружелья находится как минимум одна секретная комната (возможно, даже секретный уровень). Перед тем, как посетить босса, нужно внимательно исследовать этаж, осматривая и обстреливая подозрительно выглядящие стены в поисках спрятанных проходов (но будьте внимательны — стартовому оружию, как правило, стены не по зубам). Некоторые скрытые комнаты открываются взрывом пустышки (ищите стены со светящимися трещинами), а для поиска спрятанных уровней нужно выполнить ряд последовательных действий. Уровни генерируются случайным образом и каждый раз выглядят иначе, но некоторые ключевые предметы, персонажи и комнаты каждый раз появляются на одних и тех же этажах.
К примеру, на первом этаже для открытия секретного уровня необходимо потушить огонь в камине (подкатив к нему бочку с водой или выстрелив из водяного пистолета, если он, конечно, у вас есть) и нажать спрятанную в нем кнопку. Раздастся щелчок, и на этаже появится новая комната. После прохождения уровня нам достанется артефакт Старый Герб, который поможет добраться до другой спрятанной локации. На втором этаже нам необходимо найти алтарь и положить на него Старый Герб (что довольно непросто, ибо артефакт разрушается при получении урона) — после этого откроется тайная лестница.
Святилища — дело святое
Помимо множества других предметов в Оружелье мы можем наткнуться на Святилища — интерактивные статуи, которые за определенные подношения дадут нам что-нибудь взамен. Вот некоторые из них:
— Святилище Боеприпасов — восполняет боезапас, но вызывает Проклятие
— Святилище-Ангел — за один слот жизней увеличивает урон, но также вызывает Проклятие
— Святилище-Пустышка — за взорванную рядом с ним пустышку материализует сундук
— Святилище Испытаний — после взаимодействия с ним игроку придется отразить три волны врагов; награда за победу — сундук
— Святилище-Игральная Кость — дает два рандомных (зачастую взаимоаннигилирующих) эффекта — плохой и хороший
— Святилище-Мир — исцеляет игрока в обмен на оружие, который тот держит в руках
— Святилище Y.V. (отсылка к игре Nuclear Throne) — за 10 кредитов дает шанс дополнительных быстрых выстрелов, которые не расходуют боеприпасы. Каждое использование стоит на 10 кредитов дороже и увеличивает эффект
— Очищающее Святилище — снимает Проклятия
— Святилище Сделки с Дьяволом — в обмен на один слот жизней восполняет боеприпасы и увеличивает урон
Проклятие — вещь неприятная, после его получения в игре появляются враги, за каждую атаку отнимающие по целой жизни вместо половины. Помимо Святилищ Проклятием может наградить проклятый предмет (для снятия его достаточно выбросить), разбитое нами зеркало, воровство из Магазина или использование артефакта Спайс (отсылка к «Дюне») больше одного раза. Зато проклятый персонаж может без вреда для себя зайти в Лицо Демона (дверь, выглядящая как зеленый демон с широко открытым ртом) и попасть в магазин с уникальными предметами.
И так далее, и тому подобное
— По возможности не оставляйте найденный лут без присмотра — его может хамски украсть Находчивая Крыса, оставив на его месте оскорбительную записку.
— Для прохождения игры помимо прочего необходимо собрать все части Легендарной Пули. Однажды найденный элемент остается с персонажем даже в случае его смерти.
— «Режим зверя» в меню настроек игры — шутка разработчиков. Его включение никоим образом не влияет на геймплей, но в случае успешного прохождения дает дополнительную ачивку.
Игра делалась с большой любовью и вниманием к деталям, поэтому на раскрытие всех ее секретов потребуется очень и очень много времени и усилий. И будьте уверены, Оружелье обязательно вознаградит вас должным образом — очередной уморительной пасхалкой или отсылкой к классическим играм. Главное, что для этого нужно сделать, это Войти в Оружелье пять, десять, пятнадцать, а может, и намного больше раз.