Nioh, эксклюзив для PlayStation 4 от создателей Ninja Gaiden, — близкий родственник ролевых игр из серии Souls. Убедиться в этом предлагала демоверсия, которую авторы на время сделали доступной в PSN.
Главный герой — одинокий безоружный самурай — высаживается на берег, где его приветственно убивают снова и снова, пока игрок не догадается взять в руки найденную катану. С мечом выживать чуть легче, но за самоуверенность наказывают мгновенно. Беззаботно бегая по уровню, обязательно нарвешься на засаду, а схватившись с несколькими противниками сразу, будешь жалеть, что не выманил их для расправы поодиночке.
Nioh начинали делать в 2004 году еще для PlayStation 3, и сначала назвали Oni. Предполагалось, что игра выйдет в поддержку одноименного фильма по сценарию покойного режиссера Акиры Куросавы. Фильм планировал снять сын Куросавы, однако проект так и не увидел свет. Разработку игры заморозили на несколько лет, и нынешние бои в демоверсии мало напоминают те схватки в духе Dynasty Warriors, которые были в первом ролике.
Вместо условного европейского средневековья бойца ждет японская глубинка семнадцатого века, а вместо плачущих статуй и фигурных металлических решеток — красные ворота-тории. Но к смерти тут относятся точно так же, как и в Souls. Она — не мелкое неудобство, как во многих современных экшенах, а еще одна ловушка. Когда герой умирает, убитые им ранее противники оживают и занимают привычные места, а все накопленные для развития характеристик ресурсы остаются в месте гибели. Если не забрать их с первой попытки, они пропадут навсегда.
Nioh — как Bloodborne: совпадая с Souls в главном, предлагает достаточно отличий, чтобы сохранить самобытность. Прежде всего, в ней куда шире набор доступных бойцу приемов, хотя часть навыков, вроде парирования с контратакой, нужно открывать по мере прохождения, выменивая на так называемые очки самурайских умений. Сами удары меняются не только в зависимости от оружия: одна и та же катана будет бить по-разному, когда персонаж сменит стойку. Всего стоек три и переключаться между ними разрешают на лету. Например, сильные и слабые выпады из нижней стойки очень удобны для схваток с ползающими тварями, а сильные выпады из верхней стойки — самые мощные из имеющегося у героя арсенала. Средняя стойка хороша для тех, кто любит парировать. Хотя заблокировать вражеский удар можно при любом раскладе, только из блока в средней стойке можно перейти в автоматическую контратаку.
Большую роль играет «ки» — боевой дух самурая. Как в Dark Souls нельзя сделать несколько уворотов подряд, если у героя иссякли силы, так и в Nioh любое действие — от взмаха мечом до кувырка — расходует боевой пыл. Один из способов борьбы с сильным противником — измотать его беготней и уворотами, заставив потратить всю ки, а потом безнаказанно отлупить. Другое дело, что у большинства мощных противников запас боевого пыла такой, что у героя не всегда столько найдется. На этот случай предусмотрена принудительная подзарядка ки — достаточно нажать на клавишу всякий раз после удачно проведенной атаки. Энергия восполняется и сама по себе, но в более медленном темпе.
Поначалу вся система кажется очень громоздкой: выучи удары, успей переключать стойки, да еще и ки не забывай восстанавливать. На деле одна из клавиш, необходимых для переключения стоек, — как раз клавиша подзарядки боевого духа, а поначалу можно успешно биться, и не меняя стойки по десять раз за схватку. Куда неудобнее то, что отвечающий за передвижения персонажа стик чувствителен к малейшим изменениям наклона: чуть тронешь, и герой бьет мимо врага.
Возиться с экипировкой в Nioh придется куда больше, чем в Souls. Снаряжение и оружие “+4,7% к атаке” или “+2,8% больше денег за победу” валятся с врагов в таких количествах, что заставляют вспомнить о Diablo, и вещмешок переполняется моментально. Лишнее предлагают сдавать духам у местных аналогов костров: в обмен помимо энергии для прокачки характеристик дают полезные предметы, вроде точильных камней и клея. Точильные камни и клей в Nioh нужны как воздух. Оружие и доспехи в демоверсии ломаются буквально спустя пару ходок по миссии.
Из-за чересчур чувствительного управления и непомерного запаса боевого духа у мало-мальски сложных врагов Nioh иногда кажется даже более нетерпимой к новичкам, чем Souls. Надоедает и частая возня с экипировкой и ее починкой: автоматического ремонта в перевалочном пункте, как в Dark Souls 3, тут нет. В то же время это те недостатки, которые легко исправить, пока игру будут готовить к выпуску. А к тому времени поклонники как раз успеют соскучиться по Souls-механике, исходив Dark Souls 3 вдоль и поперек, и еще одна игра в том же стиле, но с другим антуражем придется как нельзя кстати.