Как играть в Manor Lords — что делать в первую очередь

В этом руководстве по Manor Lords мы собрали список из 25 наиболее важных и полезных советов, упрощающих освоение этой средневековой стратегии от разработчика-одиночки. Прежде всего, перед вами игра, сочетающая в себе жанр градостроительного симулятора и сражения в духе серии Total War. Прямо сейчас тайтл находится в раннем доступе, но даже на текущий момент он выглядит весьма интересно и необычно. Впрочем, не обошлось и без изъянов, которые преимущественно связаны с отсутствием полноценной системы обучения (скорее всего, ее подвезут позже или к полноценному релизу). Отсюда и множество вопросов, которыми задаются игроки. Постараемся на них ответить ниже!

Данный гайд затрагивает практически все аспекты игры, доступные на текущий момент: от строительства первых зданий и хозяйств до создания более крупных проектов, включающих производства продуктов питания, церковь, усадьбу и прочие сооружения, которые позволят выжить в трудную и холодную зиму.

Примечание. Данная последовательность действий актуальна практически для любых сценариев, как сюжетных, созданных самим разработчиков, так и настраиваемых вручную.

Поставьте игру на паузу и постройте следующие здания

После загрузки нового мира сразу же приостановите игру (нажмите на «Пробел») и осмотрите регион, прокрутив колесико мыши вниз, дабы уменьшить масштаб. Вы должны увидеть несколько ключевых ресурсов: кусты с ягодами и дикие животные важны для пропитания, это ваши основные источники пищи в начале игры (не считая хлеба, который вы получите в начале в зависимости от текущего уровня сложности). Также должны быть залежи камня, железа и глины, о которых первые несколько минут можно не беспокоиться, хотя будет полезно заранее запомнить их расположение. Да и вообще вы можете несколько раз перезагрузить игру, чтобы получить наиболее лучший расклад — как можно ближе должен проходить королевский тракт, да и расположение остальных ресурсов желательно иметь поближе к лагерю или месту, где будет установлен рынок (центр города).

Пока игра все еще на паузе, откройте меню строительства и постройте следующие здания, используя стартовые материалы:

  • Лагерь лесорубов
  • Склад
  • Амбар
  • Колодец
  • Рынок
  • (Необязательно) Домик дровосеков

Важно в первую очередь построить лагерь лесорубов, чтобы как можно скорее начать вырубку деревьев и получать древесину — важнейший ресурс на первых этапах игры. Все постройки, кроме лагеря лесорубов и домика дровосеков должны быть расположены недалеко от центра того места, где вы хотите создать свое поселение. Лагерь лесорубов должен быть расположен рядом с лесом, но не ставьте его слишком близко к диким животным. Лично мне также нравится заранее строить дом лесорубов, но пользоваться им я начинаю чуть позже. Зато к тому моменту, когда он мне действительно понадобится (придется запасаться дровами), здание уже будет готово. Хотя данный пункт можно опустить. Если вы все-таки разместите его сейчас, в идеале следует построить дом рядом с другим участком леса, в противоположной стороне от лагеря лесорубов.

Постройте базовую дорожную сеть между ключевыми районами

Пока игра все еще стоит на паузе, начните продумывать базовую дорожную сеть. Дороги в Manor Lords совершенно бесплатны и строятся мгновенно, поэтому их можно развести с самого начала игры, пока она еще приостановлена. Общая идея строительства стартовых дорог состоит в том, чтобы соединить все начальные постройки друг с другом, оставляя при этом пустые пространства под застройку хозяйств (а их вам понадобится много) и других зданий. Убедитесь, что доступ к дорогам получили волы (привязные стойки) и ваше население (сначала находится в палатках бездомных, а после поселяются в хозяйствах). Проверьте, чтобы лагерь лесорубов также был соединен с остальной деревней, поскольку на первых этапах игры древесина будет храниться внутри него. Я бы также рекомендовал проложить несколько более длинных дорог от центра деревни к кустам с ягодами и месту обитания диких животных. Разберемся с ними после следующего пункта.

Закрепите семьи за производством

Пришло время возобновить игру и позволить вашим стартовым семьям (их пять) построить стартовые здания. При желании можете ускорять или замедлять игру с помощью кнопок в правом нижнем углу экрана (или клавиш Z и X). Как только будет построен лагерь лесорубов, нажмите на него и немедленно закрепите две семьи. Они начнут рубить деревья, а вы начнете накапливать древесину. Тем временем остальные три семьи пусть продолжают строительство стартовых зданий.

Как только будут построены склад и амбар, закрепите за ними по 1 семье, чтобы те перенесли припасы, лежащие под открытым небом (в противном случае, когда пойдет дождь, они могут испортиться). Ваша единственная оставшаяся семья пусть разбирается с постройкой оставшихся зданий. Если понадобится, вы всегда можете освободить одну из двух семей, закрепленных за лагерем лесорубов.

Дополнительным преимуществом назначения семей для работы на складе и амбаре является то, что вы быстро установите на рынке ларьки с едой и дровами. Эти киоски понадобятся для удовлетворения потребностей людей, которые нужны для повышения уровня хозяйств и поселения.

Наладьте производство продуктов питания

Настало время наладить производство продуктов питания. В настоящее время ваши семьи живут за счет запасов хлеба, которые вы получили в начале игры. Тип производства продуктов питания, который вы настроите в первую очередь, зависит от того, какой источник пищи находится ближе к деревне — ягоды или дикие животные. В моем случае ягоды были ближе, поэтому я построил в лесу хижину собирателей, прямо рядом с ягодными кустами. Но если в вашем случае дикие животные находятся ближе к будущему городу, я бы порекомендовал вместо хижины собирателей построить охотничий лагерь (рядом с красным кругом, где обитают дикие животные, но не внутри него). Вам не нужны оба источника пищи сразу, поэтому выберите тот, который находится ближе.

Как только выбранное вами здание (хижина собирателей или охотничий лагерь) будет построено, назначьте за ним одну семью, но убедитесь, что у вас есть одна свободная семья, которая займется строительством. Подведем итоги. Ваши семьи должны быть заняты в следующих постройках:

  • Лагерь лесорубов (1 семья)
  • Склад (1 семья)
  • Амбар (1 семья)
  • Хижина собирателей или охотничий лагерь (1 семья)
  • 1 семья свободна для строительных работ

Постройте первые хозяйства

Все это время ваши семьи жили в палатках для бездомных и вы, возможно, заметили, что ваш рейтинг одобрения начал снижаться (расположен рядом со стрелкой «палец вверх» в верхней части экрана). Решение состоит в том, чтобы построить для каждой семьи собственное хозяйство.

Настоятельно рекомендую построить первые три или больше хозяйств так, чтобы на них была возможность поселить дополнительную семью и создать пристройку на заднем дворе (стройте по одному хозяйству за раз и убедитесь, что видите на схеме основной дом, дом с «плюсом» и хозпостройку на заднем дворе… то есть всего 3 постройки). Таким образом, в дальнейшем вы сможете потратить меньше ресурсов, чтобы заселить дополнительную семью, а после создадите пристройки, где можно выращивать кур (дают яйца), коз, растить овощи на огороде, а в будущем заниматься ремеслом, шитье или варением пива.

В принципе, трех хозяйств на текущем этапе будет достаточно. Далее остается подождать, когда ваши строители завершат работы.

Купите второго вола и привязную стойку

Одна из вещей, которая существенно замедляет процесс на ранних этапах игры, заключается в том, что геймеры полагаются на одного стартового вола, который переправляет древесину из леса в лагерь и из лагеря к месту строительства. Вы можете легко удвоить эту производительность, заказав еще одного! Для этого щелкните по привязной стойке (с которой начали игру) и нажмите кнопку «Заказать еще одного вола». Он обойдется вам в 20 единиц Достатка региона (у вас есть 50 стартовых), но это стоящая инвестиция.

Однако вам также необходимо построить еще одну привязную стойку, потому что каждая из них может вместить только одного вола. В любом случае неплохо построить заранее несколько привязных стоек в разных точках, чтобы ваши быки были распределены по всему поселению и могли быстрее транспортировать ресурсы. Я установил вторую привязную стойку практически в центре города и предлагаю вам сделать то же самое.

Избавьтесь от бездомных

К настоящему моменту у вас должны быть 3 хозяйства, но поскольку семей всего пять, вам не достает еще двух. Вы можете построить больше новых хозяйств или использовать возможность расширения уже имеющихся, если последовали моему совету выше. Нажмите на пару доступных хозяйств и щелкните по кнопке «Расширить жилое пространство» (появится только в том случае, если вы установили хозяйство соответствующим образом). Каждое расширение стоит 2 единицы древесины (так же, как создание нового хозяйства), но по сравнению с постройкой нового хозяйства на работу тратится меньше времени, и вы размещаете две семьи на одном участке, что будет полезно в дальнейшем, поскольку вы будете удовлетворять требованиям сразу двух семей.

Как только хозяйства будут построены, стартовые палатки бездомных исчезнут, поскольку в них больше не будет нужды. С бездомностью покончено!

Расширьте деревню, добавив больше хозяйств и дорог

Ваша общая цель — расширить поселение и захватить другие регионы на карте. Но также важно следить за уровнем вашего поселения. Наведите указатель мыши на название поселения в верхней части экрана, и увидите требования, необходимые для перехода на следующий уровень поселения. Для первого улучшения нужно построить 5 отдельных хозяйств (хозяйства с дополнительной семьей все равно считаются одним хозяйством). Важно, чтобы хозяйства были достаточно близко к колодцу и рынку, поскольку они будут влиять на рейтинг одобрения жителей. Также неплохо держать их поближе к складу, амбару и дому дровосеков.

Также обязательно проверьте текущее состояние дорожной системы. Избавившись от палатки бездомных и ресурсов, валяющихся под открытым небом, вы сможете еще раз пересмотреть размещенные дороги и сделать их более аккуратными.

Первое очко развития

В тот момент, когда вы построите пятое хозяйство, перейдете на новый уровень поселения — «Малая деревня». За каждый такой переход вы будете получать очко развития, которое можно потратить на любой узел древа технологий, улучшая производство чего-либо или что-то еще. Откройте древо, нажав на название поселения в верхней части экрана. Рекомендую вложить первое очко развития в навык «Торговая логистика». Это фантастическая технология для ранней игры, которая существенно удешевит создание торговых путей. Довольно скоро вы начнете работать с торговой сетью, чтобы повысить запасы тех или иных ресурсов и заработать Достаток региона.

Направьте на работу новые семьи

Избавившись от бездомности и немного подождав, пока рейтинг одобрения превысит 50%, постройте дополнительные хозяйства. Если в этот момент у вас будут дополнительные хозяйства (то есть количество «домиков» на верхней планке будет больше, чем сумма свободных и занятых работой семей), через некоторое время к вашей деревне присоединятся новые семьи. Так будет до тех пор, пока есть свободные хозяйства.

Как только прибудет новая семья, поручите свободным семья построить второе здание по добыванию пищи (если построили хижину собирателей, сейчас нужно установить охотничий лагерь, или наоборот), и закрепите за ним новую семью. Седьмая семья вашего поселения (вторая прибывшая) должна построить пилораму, чтобы превращать древесину из лагеря лесорубов в доски. Третья по счету новая семья будет закреплена за домиком дровосеков, чтобы постепенно заготавливать дрова, которые станут топливом на зиму.

Не стесняйтесь и стройте новые хозяйства, чтобы количество семей постоянно увеличивалось. Если есть возможность, расширяйте уже имеющиеся хозяйства (практически на каждом хозяйстве должны быть пристройки для будущих производств.

Постройте факторию

Пришло время построить факторию, к которой будут приходить торговцы (с края карты). По краям карты есть маленькие значки, указывающие, где они появляются. Постарайтесь построить факторию достаточно близко к краю карты, рядом с главной дорогой. Торговля имеет решающее значение в процессе выживания и развития поселения. Это самый простой и быстрый способ заработать Достаток региона, которое понадобится для расширения и улучшения будущего города. После того как она будет построена, просмотрите все ресурсы на вкладке «Торговля» внутри фактории, чтобы увидеть, есть ли у вас какие-то существенные излишки.

В моем случае ягод у меня было очень много — достаточно, чтобы прокормить деревню в течение 35 месяцев, и это гораздо больше, чем нужно на текущий момент. Поэтому я начал продавать эти ягоды, установив лимит на 100 единицах. На данный момент этого было более чем достаточно.

Несколько слов о разбойниках. Приблизительно на этом этапе игры начнут появляться лагеря разбойников (конечно, если они установлены для текущего сценария). Эти бандиты могут периодически воровать ваши припасы. Прямо сейчас вы ничего не сможете с этим поделать. Потерпите, пока не приступите к созданию собственной армии. Рекомендую подождать до второго года. Разбойники воруют не так много, так что эту досаду можно пережить.

Козы, шкуры и кожа

А теперь можно задуматься и над производством одежды, поскольку скоро наступит зима. Я рекомендую потратить оставшееся время на производство кожи, чтобы с наступлением зимы вы могли заняться изготовлением обуви. Вы будете получать некоторые шкуры из своего охотничьего домика, но этого недостаточно. Выделите пару доступных хозяйств с возможностью пристроек и постройте на заднем дворе сарай с козами (если Достатка региона немного, постройте хотя бы одну пристройку с козами). Они обеспечат постоянную поставку шкур в деревню. Параллельно постройте сыромятню, как можно ближе к центру города, и закрепите за ней семью, чтобы та создавала кожу из шкур.

Следите за запасом дров

Примерно в это же время я понял, что текущего запаса дров катастрофически мало, поэтому предупреждаю и вас: наймите семью для работы в доме дровосеков, чтобы подготовить дрова к зиме. Зимой дрова расходуются в два раза быстрее, поэтому вам нужен приличный запас.

Продолжайте строить хозяйства

Настало время продолжить строительство хозяйств. Всего вам понадобится 10 хозяйств, что позволит перейти на следующий уровень поселения, поэтому рекомендую заняться их строительством прямо сейчас. Расширения жилого пространства, как обычно, приветствуется, поскольку так вы обеспечите места для дополнительных семей, но на данном этапе важнее иметь хозяйства с возможностью пристроек на заднем дворе, где вы будете создавать оружие, эль и другие, более значимые ресурсы или предметы. Напомню, что хозяйства нужно строить как можно ближе к рынку, являющемуся центром деревни. там же должен быть колодец.

Решите, где разместить крупные постройки

Теперь нужно заранее разметить пространство внутри деревни для постройки ряда ключевых зданий. Этими зданиями являются: деревянная церковь, которая поднимает одобрение людей через религию, и корчма, также влияющая на уровень одобрения вашего населения. И церковь, и корчма занимают много места (примерно, как два хозяйства). И оба здания должны быть расположены как можно ближе к хозяйствам, так что прямо сейчас найдите для них подходящие места. Кроме того, корчму желательно построить как можно ближе к хозяйству с двумя семьями и пристройкой, куда вы в будущем установите пивоварню. Пивоварня будет производить из солода эль, который необходим для работы корчмы. В то же время солод будет производиться из ячменя на солодильне. Ячмень можно выращивать или покупать. Последний вариант в настоящий момент — наиболее предпочтителен.

Создайте пару курятников

Чтобы уровень одобрения людей был выше, важно иметь разные источники пищи. Ягоды и мясо у вас уже есть, поэтому можете заняться разведением кур. Курятники строятся как пристройки на заднем дворе хозяйства. Таким образом, выделите два хозяйства со свободным задним двором и постройте там курятники. Они обеспечат медленный, но бесконечный приток куриных яиц, что расширит разнообразие продуктов питания, доступных населению. Это не только увеличит одобрение людей, но и сделает людей, питающихся более разнообразной пищей, менее восприимчивыми к заболеваниям.

Помните: если вам нужно больше Достатка региона, посетите факторию и продайте излишки каких-либо ресурсов.

Религия

Пока вы занимались всем тем, что перечислено выше, наверняка уже успели произвести минимум 20 досок (не удивлюсь, если их намного больше). Поэтому сейчас подходящее время для строительства деревянной церкви. Церковь — массивное здание, строительство которого обойдется вам в 20 досок (о них я говорил ранее), 5 единиц древесины и 10 камней. У вас еще не налажено производство камня, но в стартовых припасах должно быть достаточно камня. После того как церковь будет построена, можете по желанию закрепить за ней семью, но это не является обязательным требованием. Наличие семьи в церкви лишь незначительно повышает рейтинг одобрения.

Расширьте склад

Еще одна рекомендация на осень первого года — задуматься о расширении склада, чтобы избежать раздражающих сообщений «Общее хранилище заполнено». Большой склад вмещает 2500 предметов вместо 250 единиц в обычном, да и само расширение стоит сравнительно мало. Расширяйте склад в солнечную погоду, без дождя, потому что на момент проведения апгрейда все содержимое будет выброшено на улицу.

Обновите первые хозяйства

Конечная цель первого года совсем близком — нужно достигнуть уровня поселения «Средняя деревня». В вашем поселении уже должно быть не менее 10 хозяйств, поэтому все, что остается для достижения нового уровня поселения — прокачать как минимум два хозяйства до второго уровня. Обновление стоит всего 4 древесины. Вы сможете сделать это только после того, как все требования одобрения для хозяйства будут выполнены, но, если следовали моему гайду, это не должно стать проблемой (нужны разные источники пищи, дрова на рынке, церковь, колодец).

Второе очко развития

Итак, вы добрались до уровня поселения «Средняя деревня», и в качестве награды получили второе очко развития. Вновь откройте древо технологий, щелкнув по названию деревни вверху экрана, и на этот раз выберите «Деловые навыки», что возможно только в том случае, если ранее вы вложились в «Торговую логистику».

«Деловые навыки» — пожалуй, самое мощное улучшение Manor Lords на данный момент. Этот узел снизит на 10 (или в 10?) единиц Достатка региона стоимость любых товаров, которые вы можете привести через факторию. Это крайне важно, поскольку то же оружие и доспехи без этого умения стоят очень дорого.

Запустите добычу камня

С наступлением зимы, до окончания первого года вы можете успеть сделать еще кое-что. Первый — построить усадьбу, которая в некотором смысле (в основном тематическом) является самым важным зданием вашего поселения. Как только сделаете это, сможете начать облагать налогом население для получения казны и влияния, а также получите первую свиту, которая поможет в бою.

Единственная проблема заключается в том, что для постройки усадьбы требуется камень, и его начальных запасов, вероятно, будет недостаточно. Вы всегда можете купить камень через факторию, но нет причин, по которым вы должны откладывать его добычу из ближайших залежей. Найдите ближайший участок с камнями, постройте к нему дорогу и создайте рядом лагерь камнетесов. Затем закрепите за этим лагерем одну из своих семей, и они будут периодически переправлять камень на склад вашего поселения. Вскоре у вас будет более чем достаточно камней, чтобы построить свою усадьбу.

Когда придет время строить усадьбу, откроется экран планирования, где можно дополнительно установить стены, башни, аванпосты и так далее. Все эти вещи требуют дорогостоящих материалов и отнимают много времени, поэтому пока что рекомендую построить только базовое поместье. После постройки усадьбы вы сможете в любой момент снова войти на экран планирования, чтобы добавить стены и другие сооружения.

Приступите к производству обуви из кожи

Если помните, ранее я рекомендовал вам приступить к созданию кожи. Если для горожан, проживающих в хозяйствах первого уровня, было достаточно кожи, то жители из хозяйств второго уровня хотят пользоваться настоящей одеждой. В Manor Lords есть три типа предметов одежды: одежда, плащи и обувь. Для одежды и плащей требуются льняная ткань и пряжа — ни того, ни другого у вас еще нет. Остается обувь, которую, к счастью, вы можете сделать из кожи.

Чтобы начать создавать обувь, все, что нужно сделать — выбрать одно из хозяйств второго уровня с возможностью пристройки на заднем дворе (если у вас его нет, постройте такое). И создайте там сапожную мастерскую. Изготовление такой мастерской требует 5 единиц Достатка региона и 5 досок, что не должно стать проблемой. Обратной стороной является то, что вы фактически лишаете эту семью доступа к любой другой работе в деревне. То есть семья будет заниматься исключительно производством обуви. Ничего страшного, если есть свободные места, вы обязательно получите новые семьи!

Как только сапожная мастерская заработает, вы заметите, как кожа медленно превращается в обувь и хранится на вашем складе (или продается в ларьке с одеждой на рынке). Это одно из важных условий для повышения хозяйств до максимального, третьего уровня.

Пережить зиму

К этому моменту должна наступить зима, и все ваше уверенно растущее поселение будет окутано прекрасным, белоснежным покрывалом. К счастью, если вы следовали моему руководству, зимой вам не придется ни о чем беспокоиться. У ваших людей должно быть много еды (разных видов) и дров. При необходимости вы всегда можете отправить на работу в дом дровосеков сразу две семьи, чтобы получить дополнительные дрова, если в этом есть необходимость. Не забывайте, что зимой ягоды пропадают, так что семью, которая трудилась в хижине собирателей, можно освободить и направить на другое ремесло.

Зимой не нужно принимать никаких особых мер предосторожности. Это не Frostpunk; ваши люди позаботятся о себе самостоятельно. Главное, чтобы у них были еда, топливо, одежда и вера (церковь). Что ж, если вы сумели сделать все то, о чем я рассказал выше, то без проблем переживете зиму и завершите свой первый год в Manor Lords.

Задачи на второй год?

А вот несколько советов, которые, как я думаю, важно учитывать при переходе на второй год (с началом весны):

  • Фермерство: вам следует приступить к строительству одной или двух фермы. Одна будет для выращивания пшеницы, а другая — для производства ячменю (для солодильни и эля).
  • Черепица: чтобы улучшить хозяйства до третьего уровня, вам также нужно превратить деревянную церковь в каменную. Помимо камня, который, очевидно, будет нужен для улучшения, также понадобится черепица, изготавливаемая из глины. Поэтому постройте шахту поверху месторождения глины.
  • Разбойники: пришло время подумать о том, чтобы собрать небольшую армию и пройтись вместе с ней по карте, чтобы разобраться с разбойничьими лагерями и бандитами, которые продолжают воровать ваши припасы. Бандиты довольно слабы в бою, но я бы рекомендовал иметь армию численностью не менее 20 человек, чтобы противостоять стандартной банде из 16 бандитов.
  • Производство эля: чтобы люди были счастливы, нужна корчма. А чтобы корчма работала, нужен эль. А чтобы приготовить эль, понадобится солод. А чтобы сделать солод, понадобится ячмень и солодильня. Это довольно длительный процесс, поэтому ей стоит заняться уже с началом второго года.
  • Производство железа: железо — еще один ключевой ресурс, который вы не использовали в первый год жизни поселения. Железную руду из шахты можно переработать в заготовки (по сути, железные слитки), из которых производятся инструменты, оружие и броня. Без заготовок вы не сможете справиться даже с разбойниками.
  • Расширение города: помимо всего прочего, не забывайте продолжать расширять свое поселение. Стройте больше хозяйств всякий раз, когда не остается пустых мест для новых семей. А когда настанет время, вы сможете заявить права на вторую территорию и начать с нуля, построив еще одно поселение.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир компьютерных игр